МААМ-картинки

Особенности развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта

Татьяна Ефремова
Особенности развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта

Проблема развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта из года в год становится актуальнее и значимее. Это связано с тем, что физическое и психологическое здоровье ребенка тесным образом взаимосвязано с особенностями его поведения. Кроме того, социальная адаптация детей с нарушением интеллекта всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и особенностями поведенческой сферы.

Публикация «Особенности развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта» размещена в разделах

Поведение рассматривается как внешнее проявление деятельности человека, это постоянно изменяющаяся система взаимодействия субъекта с миром. Формирование личности ребенка с нарушением интеллекта происходит в процессе накопления его жизненного опыта: взаимодействуя с окружающим миром, социализируясь в нем, ребенок овладевает социально приемлемыми формами поведения, натуральное поведение постепенно превращается в культурное.

Следует помнить, что нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Однако, А. А. Катаева, Е. А. Стребелева отмечают, это обобщённое понятие включает весьма разнородные с клинической точки зрения явления. Не смотря на то, что ведущим симптомом является диффузное поражение коры головного мозга, не исключаются и отдельные (локальные) поражения, что приводит к разнообразию нарушений в развитии психических, особенно высших познавательных, процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и др.) и эмоциональной сферы (повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, вялость).

А. Н. Косымова указывает, что у детей с нарушением интеллекта реализация задач по воспитанию нормативного поведения осложнена. Основные причины: выраженная церебральная недостаточность, отставание в развитии нервной системы, низкие возможности произвольной регуляции деятельности и поведения. Расстройства в аффективной и поведенческой сферах являются частыми характеристиками детей с нарушением интеллекта. У детей данной категории снижены активность и ориентировочная деятельность, смещена система потребностей в сторону усиления примитивных, физиологических потребностей.

А. А. Катаева, Е. А. Стребелева указывают, что нарушение интеллекта приводит к нарушению эмоционально-волевой сферы, что влияет и на поведенческую сферу. Нарушения в эмоциональной сфере дошкольников сопровождается душевным дискомфортом, страхами, чувствами неполноценностью. Бедность в проявлении чувства, поверхностность, неустойчивость чувств, с одной стороны, с другой острая аффективность, агрессивность, эгоистические тенденции, низкие коммуникативные возможности и неспособность к эмпатии.

На занятиях дошкольники с нарушением интеллекта значительно чаще отвлекаются на окружающие предметы, чем их нормально развивающиеся сверстники, постоянно нарушают правила в дидактических играх, в свободной игре переключаются с одного предмета на другой (в зависимости от того, что попадется им под руку, не удерживают сюжет игры.

Дети с нарушением интеллекта, плохо владеют своим поведением и отстают по уровню развития произвольности. Они не могут сами найти средства управления поведением, которые бы позволили сдерживать импульсивные движения и управлять собственными действиями. Низкий уровень произвольной регуляции у дошкольников с нарушением интеллекта объясняется недостаточным развитием их самосознания, неспособностью как-то отнестись к себе и своим действиям.

Д. Н. Исаев описывает следующие типы психопатоподобных поведенческих расстройств у детей с нарушением интеллекта :

– аффективно-возбудимый тип, который характеризуется бурными вспышками гнева на обиды и огорчения, большой нетерпеливостью, колебаниями настроения, склонностью к реакции протеста;

– астенический тип, отличающийся примитивными депрессивными реакциями, возникающими на собственный дефект и связанные с ними неудачи и разочарования, инфантильными реакциями отказа;

– неустойчивый тип, проявляющейся легкой подчиняемостью, имитацией негативных образцов поведения, зависимостью от других;

– дисфорический тип, характеризуется злобной напряженностью, мрачной раздражительностью, склонностью к агрессии и аутоагрессии, разрушительным действиям.

Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова выделяют две группы поведенческих проявлений у дошкольников с нарушением интеллекта, которые носят полярный характер: гиперактивность и гипоактивность.

Гиперактивные дети с раннего возраста беспокойны, раздражительны, капризны. Проявляют себя как чрезвычайно шумные, неадекватные. Поведение этих детей отличается импульсивностью, двигательным беспокойством, крайней неустойчивостью произвольного внимания. Эмоции этих детей неустойчивы, лабильны, изменчивы. Отмечаются повышенная плаксивость, у некоторых – склонность к резким аффективным вспышкам.

Гипоактивные дети демонстрируют резко противоположную форму поведения. Они чрезвычайно медлительны, нуждаются в постоянной стимуляции к деятельности, на занятиях пассивны. У инертных детей на общем фоне поведения преобладают вялые реакции. Во всякую деятельность они включаются лишь после того, как педагог повторит задание, дополнительно «простимулирует» ребенка в процессе его выполнения. Такие пассивные дети в группе обычно дисциплинированны, спокойны, исполнительны. На измененные внешние условия они часто реагируют еще большим уходом в себя.

Д. Н. Исаев рассматривает несколько групп детей в зависимости от их психических особенностей и поведения :

1. Уравновешенные дети. Им свойственно относительно спокойное и уравновешенное поведение. Они достаточно активны, не обнаруживают больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, аффективные реакции носят эпизодический характер, нет стойких проявлений патологических влечений. Круг их общения ограничен. Положительно восприимчивы к педагогическому воздействию (через убеждение, беседы, порицания). не следует часто использовать похвалу для этой категории детей – это может сформировать завышенную самооценку. Похвалу следует адресовать одновременно нескольким ребятам, что предупредит появление чувства превосходства над другими.

2. Заторможенные дети. Не общительны, безынициативны, не уверены в себе, не исполнительны. Вялы и неактивны, часто эмоционально обделенные, равнодушные к окружающему миру; они слабо реагируют на замечания. Не хотят принимать участия в играх, общей деятельности с детьми, но, как правило, выполняют просьбы взрослых. Им необходима дополнительная стимуляция: более частые обращения к ним, просьбы, индивидуальные развивающие задания с учетом интересов и склонностей ребенка, вовлечение в общие игры, постоянное одобрение и эмоциональная оценка их успехов, даже незначительных.

3. Легковозбудимые дети. Проявляют стойкую (повышенную) аффективную возбудимость, расторможенность, психическую неустойчивость. В их поведении сочетается импульсивность с повышенной внушаемостью, ведомостью. Основные мотивы поведенческих реакций – получение удовольствия или подражание, неспособность противостоять внешнему влиянию: они легко и бездумно поддаются любому совету, примеру, призыву; быстро оказываются в подчинении у лидеров с более сильным характером; отличаются повышенной энергетикой; физически неутомимы, двигательно активны.

В основе многих поведенческих реакций дошкольников с нарушением интеллекта лежат разнообразные психогенно-травмирующие факторы. Полного перечня их нет в связи с индивидуальными особенностями личности каждого ребенка и его ответной реакции на психогенное воздействие. Так, «безобидная» ситуация для одних может явиться «шокирующим» фактором, иногда меняющим всю последующую жизнь человека, для других.

Таким образом, поведенческая сфера дошкольников с нарушением интеллекта, формирующаяся на фоне комплекса последствий органического дефекта, имеет ряд особенностей : наличие поведенческих стереотипов, неспособность к спонтанному и гибкому произвольному поведению, неумение адекватно действовать в соответствии с собственными целями, неспособность к содействию и конструктивному сотрудничеству, закрытость для нового поведенческого опыта. Особенности психофизического развития умственно отсталых детей придают своеобразие их поведенческой сфере, искажают адекватное усвоение и выполнение нравственных норм и правил поведения.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников 3–4 лет с нарушением интеллекта Тема «Овощи и фрукты – витамины» 1. Упражнение для мышц шеи. Работа над дыханием. «Яблоки и апельсины в вазе» вытянуть шею (вдох ртом).

Формирование пространственного ориентирования дошкольников с нарушением интеллекта Детей с нарушением интеллекта необходимо научить ориентироваться в пространстве, т. к. адекватное восприятие пространственных свойств предметов.

Консультация «Методические аспекты развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития» Истоки проблемы развития детей активно начинаются со второй половины девятнадцатого века, и находят своё продолжения в учениях Фридриха.

Круглый стол для родителей «Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников» Круглый стол для родителей. «Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников» Цель: Показать эффективность дидактических.

Индивидуальные занятия-один из путей развития ручных умений детей с нарушением интеллекта Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных коррекционных занятиях. Одной из основных.

Особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста Психика объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамическое целое – как система, функциональные компоненты которой.

Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте. Прежде чем говорить об особенностях.

Погремушка — средство развития ребенка с нарушением интеллекта 3–4 лет Погремушка – развивающая игрушка в жизни ребенка 3-4 лет с нарушением интеллекта. История русской народной игрушки - погремушки уходит.

Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта Выполнила: учитель-дефектолог МБДОУ ДС №5 г. Челябинск Силантьева Полина Вячеславовна Глава 1. Анализ психолого-педагогической и специальной.

Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы дошкольников Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта
Опубликовано: 20 июня 2017 в 11:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД