Приложение МААМ

Особенности развития внимания у детей с задержкой психического развития

Ирина Хохлова
Особенности развития внимания у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности развития внимания у детей с задержкой психического развития

Устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем – основные свойства, которыми обладает внимание человека.

Задержка психического развития - это отставание от нормы развития психических процессов ребенка. Поэтому дети с особенностями в развитии не могут успешно справляться с требованиями и задачами, предъявляемыми обществом. Обычно эти проблемы проявляются у ребенка и замечаются взрослыми, когда ребёнок начинает обучение в школе.

Публикация «Особенности развития внимания у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Недостаточность внимания по большей части связана с тем, что у таких детей низкая работоспособность и повышенная утомляемость, которые характерны для детей с особенностями в психическом развитии.

Нарушение произвольного внимания у детей характерно при разных формах задержки психического развития. Обычно, это снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Функциональные или органические нарушения центральной нервной системы обусловлены недостатками внимания и приводят к тому, что дети не могут сосредоточиться на выполнении заданий игрового или учебного характера.

Детям с такими особенностями в развитии нужно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь : индивидуальный подход учителя в обучении ребенка, занятия с дефектологом и психологом. Обычно таким детям показана индивидуальная медикаментозная терапия, которую, конечно же, нельзя игнорировать. Если же ребенку своевременно и правильно оказали помощь, то в дальнейшем постепенно могут преодолеваться и школьная неуспеваемость, и в последующем, такой ребенок сможет вполне справляться с программой общеобразовательной школы.

Существуют некоторые особенности внимания у детей с ЗПР : неустойчивость, концентрация, избирательность, распределение, снижен объем. Уровень распределения внимания к третьему классу повышается. Но на занятиях выполнение заданий, требующих концентрации внимания, происходит у детей по-разному : у одной группы детей достаточно высокий уровень внимания обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели снижаются; у других высокая концентрация внимания настает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих наблюдается периодическое колебание внимания. Поэтому у таких детей наблюдается неравномерность работоспособности на протяжении всего выполнения задания.

Таким образом особенности внимания детей с задержкой психического развития можно свести к следующему:

1. Повышенная истощаемость произвольного внимания.

2. Недостаточность концентрации внимания.

3. Ограниченный объем внимания, при котором дети не воспринимают информацию в том объеме, в котором требуется, это приводит к искажению результата деятельности ребенка.

4. Неумение сосредоточиться на главных признаках воспринимаемых объектов.

5. Частая переключаемость внимания. То есть, спонтанная реакция детей на разные внешние раздражители. После которых, они долго не могут сосредоточиться на выполнении учебных заданий.

6. Инертность внимания, то есть снижение переключения внимания с одного вида деятельности на другой.

За много лет работы с такими детьми накоплен достаточно большой материал, который свидетельствует об особенностях детей с задержкой психического развития, отличающий их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой – от умственно отсталых. Психологи отмечают, что для этих детей характерны : слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность или вялость и апатичность. У таких детей отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышения уровня тревоги и агрессии.

Для развития внимания у детей с особенностями развития можно использовать некоторые упражнения, игры, при которых нужно давать четкую инструкцию. Например: действия с числами и величинами, занимательные задачи, изображение фигуры под диктовку, «Что изменилось в комнате?», «Четвертый лишний», «Запомни числа», «Запомни движение».

Кроме того, использовать игровые моменты, яркую наглядность, обязательно использовать этап самопроверки и комментирование обучающимся своей деятельности.

Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста

Такой листок – лети ко мне!

Цель: воспитание умения сравнивать предметы, слухового внимания; активизация словаря.

Оборудование: листья от разных деревьев.

Ход игры. Взрослый собирает листья от разных деревьев. Оставляет для себя по одному листу от каждого дерева. Затем выясняет, Что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья, сравнивая и называя листья, показывая деревья. Раздаёт детям по листику, после чего показывает какой-либо листик и говорит: «Такой листок – лети ко мне».

Бежать можно только после того, как правильно назовёшь дерево, от которого лист, и только после команды воспитателя. Кто скорее соберет?

Цель. Воспитание умственной активности, сообразительности, наблюдательности, слухового внимания.

Оборудование. Несколько сборных пирамидок.

Ход игры. Взрослый всем раздает по пирамидке. Рассматривая свою пирамидку, привлекает к ней внимание детей – на размер колец, из которых она составляется, и их положение относительно друг друга. По сигналу взрослого дети разбирают свои пирамидки. Затем по сигналу их собирают. Самый быстрый получает награждение.

Найди предмет по описанию

Цель: воспитание произвольного внимания, сообразительности, мыслительного анализа, синтеза.

Оборудование: любые предметы, находящиеся вокруг.

Ход игры. Взрослый рассматривает вместе с детьми предметы, подобранные для игры. При этом следует обратить внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает все предметы по разным местам. Затем просит найти детей найти нужный ему предмет. Например: «Пластмассовое, зелёное, в нём носят воду, чтобы полить растения». Дети должны по описанию узнать предмет (ведро). Подбери посуду

Цель: воспитание способности группировать предметы, внимания, находчивости, закрепление знаний о разной посуде.

Оборудование: чайная, столовая, кухонная посуда.

Ход игры. Игра проводится после ознакомления детьми с работой няни, повара, с тем, какая посуда ими используется. Взрослый готовит для игры трё х кукол: няню, повара, девочку. Все рассматривают кукол, беседуют о том, что они делают, какая им нужна посуда. На столе у взрослого стоит разная посуда. Он показывает предмет, рассказывает, как этот предмет называется, кому он нужен. Затем обращается к кому-нибудь из детей с просьбой отнести какой-либо предмет соответствующей кукле

Живое домино

Цель: воспитание произвольного внимания, зрительного восприятия, слухового внимания.

Оборудование: ленты разного цвета, каждого цвета по 2.

Ход игры. Взрослый повязывает до игры на руке каждого ребёнка ленту. Выясняет, у кого какого цвета лента. Затем дети разбегаются по комнате и бегают до тех пор, пока не услышат слова: «Найди себе пару». Дети ищут ленточки одного цвета на руках друг друга и становятся в пары. Взрослый просит их проверить, правильно ли они определили цвет.

Так же можно провести игру, где дети должны находить парную фигуру. В этом случае фигуры должны быть одного цвета, чтобы признак предмета (его форма) был отчётливо виден на картинке. Парные картинки

Цель: закрепление знаний о величине предметов, воспитание умения сравнивать предметы, воспитание зрительного внимания, восприятия.

Оборудование: набор парных картинок, на которых изображены разные предметы (игрушки, посуда, одежда и др.)

Ход игры. Взрослый вместе с детьми рассматривают картинки, дети называют их. Взрослый замечает, что все картинки одинаковые. Затем кладёт на столе картинки, а парные им раздаёт детям и просит их найти вторую пару. Более сложный вариант игры: взрослый, раздав картинки, рассказывает об изображенном предмете на загаданной им карточке, но её не показывает. Дети должны угадать, о чём идёт речь, и показать соответствующую картинку.

Из чего сделано?

Цель: воспитание умения сравнивать, группировать предметы; развитие внимания, активизация словаря.

Оборудование: различные предметы, сделанные из разного материала, мешочек.

Ход игры. До начала игры взрослый уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Затем дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый в мешочек. Все предметы кладутся в мешочек. Дети на ощупь узнают, из чего сделан вытаскиваемый им предмет, и рассказывают о нём так, чтобы остальные по описанию узнали и правильно назвали его. Угадай, кто позвал

Цель: воспитание слухового внимания, памяти.

Ход игры. Воспитатель ставит детей в круг и просит детей позвать друг друга по очереди (по кругу). Так дети запоминают голоса друг друга. Затем вызванный педагогом ребёнок отворачивается. В это время водящий, которого раньше выбирают считалочкой, подходит к кому-нибудь из участников игры и притрагивается к нему. Тот громко называет имя отвернувшегося, который должен не поворачиваясь, по голосу узнать зовущего. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

Узнай, что изменилось

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, умения определения пространственного расположения предметов: справа, слева, сзади, сбоку и др.

Оборудование: различные игрушки и предметы.

Ход игры. На столе у взрослого стоят игрушки. Дети запоминают их расположение. Затем взрослый ставит ширму и за ней меняет расположение предметов. Когда он убирает ширму, дети должны заметить, что изменилось, и сказать как именно (т. е. как они стояли относительно других предметов (слева, справа и т. п.) до изменения и как они стоят сейчас). Кто что слышит

Цель: воспитание слухового внимания, сообразительности, умения обозначать словом звуки.

Оборудование: различные звучащие предметы.

Ход игры. На столе у взрослого стоят звучащие предметы: колокольчик, книга, игрушечное пианино и т. п., т. е. всё, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре. Затем за ширму приглашается ребёнок, который там играет, например на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Дети убеждаются, что не ошиблись. Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издаёт.

Кузовок

Цель: развитие слухового внимания, мышления.

Ход игры. Играющие садятся за стол. Взрослый ставит на стол корзинку (коробку, в которую дети по очереди «кладут» всё, что можно назвать словом, оканчивающимся на –ок. При этом дети проговаривают: «Кладу в кузовок…» Продолжая игру, можно называть слова и с другим окончанием (например, на - ка, -ек, но условие остаё тся то же: не ошибаться и не «класть» в кузовок предметов, в названиях которых другие окончания. Только на эту букву

Цель: закрепление знаний о букве и звуке; развитие слухового внимания, быстроты реакции на слово.

Ход игры. Каждый должен выбрать себе какую-нибудь букву. Далее взрослый задаёт различные вопросы, на которые ребёнок должен отвечать словами, начинающимися только лишь с выбранной им буквы. Если один из участников игры ошибётся, его просят что-нибудь сделать: поскакать на одной ножке вокруг стола, прокричать «кукареку» и т. п.

Кто подойдет, пусть возмет!

Цель: воспитание умения находить наиболее характерные признаки предметов, развитие внимания, памяти, мышления, правильной речи.

Оборудование: различные предметы в комнате.

Ход игры. Взрослый загадывает предмет и рассказывает о нём, не называя сам предмет. Дети догадываются, о чём идёт речь, и первый догадавшийся ищет и приносит взрослому загаданную вещь. Испорченный телефон

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передаёт его шёпотом следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего, какое тот услышал слово. Если он скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего, какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду. Игра продолжается дальше.

Похож – не похож

Цель: упражнение в сравнении предметов по форме, цвету, величине, материалу; развитие внимания, наблюдательности, мышления, правильной речи.

Оборудование: различные предметы в комнате.

Ход игры. Взрослый заранее подготавливает различные предметы и незаметно размещает их в комнате, а затем просит детей, ходя по комнате, найти похожие предметы и сесть на место. Потом дети по очереди (или в другой последовательности) объясняют, почему они взяли эти два предмета.

Так бывает или нет?

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Ход игры. Взрослый рассказывает детям различные истории и небылицы. Дети должны заметить в них то, чего не бывает, и сказать, почему так не может быть.

Примерный рассказ. «Вечером, когда я спешила в детский сад, навстречу мне попались две девочки. Одна вела на поводке пушистую собачку, а другая – вела за руку ворону. Ворона всё время вырывалась, а потом как закричала: «Ку-ка-ре-ку!»

Кто ты?

Цель: развитие слухового внимания, быстроты реакции на словесную команду.

Ход игры. Взрослый придумывает рассказ. Каждый играющий получает в этом рассказе роль. Далее взрослый рассказывает придуманную им историю. Как только роль в рассказе названа, ребёнок встаёт, кивает головой и садится. Если он забудет встать вовремя, то должен встать за стулом и внимательно слушать, когда его роль будет названа ещё раз. Услышав, ребёнок должен кивнуть, потом он может сесть. Игру можно усложнить, рассказывая быстрее и называя одну и ту же роль чаще.

По типу этой игры можно проводить и другие игры, где детям даются названия различных цветов, птиц и т. п. Краски

Цель: развитие слухового внимания, памяти.

Ход игры. Все играющие выбирают себе краску, которой они будут. Одинаковые краски выбирать нельзя. Затем выбирается ведущий и хозяин красок. Хозяин должен запомнить, кто из играющих какая краска. Когда цвета распределены, приходит ведущий и просит дать ему краску нужного какого-нибудь цвета. Если такой краски не оказалось, то краски хором говорят:

Пойди по синенькой (или нужного цвета) дорожке,

Найдёшь синие сапожки,

Поноси, поноси и нам принеси!

Ведущий отходит в сторону и снова возвращается. Если нужная ему краска есть, то он уводит её в свой дом.

Летает – не летает

Цель: развитие слухового внимания, выдержки, координации движений.

Ход игры. Взрослый называет предметы и поднимает руки. Если взрослый называет предмет, который может летать, то дети тоже поднимают руки. Если назван нелетающий предмет, то дети должны быть внимательны и не поднимать руки, потому что взрослый поднимает руки в любом случае. Кто меньше всех ошибётся, тот и выиграл.

Переполох

Цель: развитие зрительного внимания; запоминания, припоминания.

Оборудование: игрушки, изображающие домашних птиц и животных; картонные коробки – домики (они должны отличаться величиной и цветом дверей и окошек).

Ход игры. Перед детьми на столе стоят все домики, выстроенные в порядке возрастания и в которых заранее помещаются соответствующие игрушки (в самом маленьком домике – самые маленькие жители). Взрослый сначала по очереди, а потом и всех вместе выпускает животных погулять. Дети должны помочь им вернуться в свои домики.

Где постучали?

Цель: развитие слухового внимания, ориентировки в пространстве.

Оборудование: палочка, стульчики, повязка.

Ход игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один-водящий выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Взрослый обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею об стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора!». Водящий должен искать палочку. Если он ее находит, то садится на место того, у кого она была, а тот идет водить, а если нет - продолжает водить. Ветер и птицы

Цель: развитие слухового внимания, координации движений

Оборудование: музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и пр.) и стульчики (гнезда).

Ход игры. Дети делятся на 2 группы: одна - птички, другая – ветер. При громком звучании игрушки - дует «ветер». Дети, изображающие ветер, бегают по комнате, но, не шумя, а дети-птички – прячутся в свои гнезда. Когда ветер утихает (музыка звучит тихо, дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать. Кто первый заметит изменение в музыке и перейдет на шаг получает награду: флажок или веточку с цветами. С ней он будет бегать, пока не окажется невнимательным, и флажок перейдет новому победителю.

Узнай по звуку

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, фразовой речи.

Оборудование: различные игрушки и предметы (ложка, книжка, бумага, дудки, барабан).

Ход игры. Играющие садятся спиной к ведущему, который производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п. ; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, мыть руки, подметать, строгать, резать. Солнце или дождик

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, координации темпа движений.

Оборудование: тамбурин или бубен.

Ход игры. Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю». Игра проводится3-4 раза, меняя звучание бубна.

Тихо - громко

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, координации движений и чувства ритма

Оборудование: бубен, тамбурин

Ход игры. Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках под громкий - полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди. Наседка и цыплята

Цель: развитие слухового внимания, закрепление понятий о количестве.

Оборудование: шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят

Ход игры. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У детей-цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке

Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке 3 цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи)

Угадай, что делать

Цель: развитие слухового внимания, восприятие и координации движений

Оборудование: по 2 флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен

Ход игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Взрослый ударяет в бубен, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Бубен звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения. Встречайте гостей!

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, памяти.

Оборудование: колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и т. п.)

Ход игры. Выбираются три ребенка, которые уходят за ширму и переодеваются. Взрослый говорит детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Мишка придет с погремушкой, петрушка - с барабаном, а зайка - с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде, чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет.

Кто что услышит?

Цель: развитие слухового внимания, восприятия накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование: ширма, звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка, труба и т. д.

Ход игры. Взрослый за ширмой стучит молотком, звенит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные. Где звенит?

Цель: развитие слухового внимания, ориентации в пространстве.

Оборудование: колокольчик или погремушка

Ход игры. Взрослый дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Часовой

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, ориентации в пространстве

Оборудование: повязки

Ход игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой) Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: “Стой” Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы 4-6 детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала. Угадай, кто это?

Цель: воспитание слухового внимания, восприятия, памяти.

Ход игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: “кукареку”, ”ав-ав” или “мяу-мяу” и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг; а тот, кого угадали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще 3 раза, а затем его меняет другой.

Публикации по теме:

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Консультация для родителей. Игры на развития внимания детей 5–6 лет «Сидим дома с пользой» Совсем скоро нашим выпускникам предстоит пойти в школу и по несколько часов в день, нужно будет уделять запоминанию.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Развивающие игры для развития внимания «Разноцветные рожки» и «Двойная порция эскимо» для детей разновозрастной группыРазвивающие игры для развития внимания «Разноцветные рожки» и «Двойная порция эскимо» для детей разновозрастной группы 10 июня. Всемирный день мороженого Уважаемые коллеги и гости моей странички, вашему вниманию мы с ребятами, представляем две развивающие.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития внимания у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 25 ноября 2021 в 10:16
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития внимания у детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хохлова (УИ 819927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД