МААМ-картинки

Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных

Римма Губайдуллина
Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных

Одной из центральных задач специального дошкольного образования является создание условий для социального развития детей с отклонениями в развитии, в ходе взаимодействия и сотрудничества детей с другими людьми формируются высшие формы психической деятельности.

Публикация «Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных» размещена в разделах

Отечественные психологи подчеркивают: социальное развитие осуществляется в двух направлениях – в освоении предметного мира и в освоении мира отношений между людьми.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое Я среди других людей.

Взаимодействие между детьми рассматривается как важное условие развития психики ребенка, оказывающее особое влияние на становление его личности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец).

У нормально развивающихся детей взаимодействие со сверстниками возникает уже в раннем детстве как потребность в общении со сверстниками, которая выстраивается в ходе предметно-игровой деятельности и носит эмоциональный характер.

У детей с ОВЗ наблюдается совершенно другая картина: своевременно не появляется потребность во взаимодействии со сверстниками, отсутствует интерес к совместным предметно-игровым действиям, нет подражательных способностей.

В настоящее время возрос интерес к проблеме коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, становится необходимым разрабатывать АООП, которые бы помогли воспитателям, педагогам развивать детей с ОВЗ более разносторонне.

Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важным для детей с ОВЗ является культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Многолетний опыт работы специалистов показал, что потенциальные возможности развития таких детей довольно значительны.

Проблеме формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта посвящены работы Смирновой Е. Т., Кинаш Е. А., Пауновой С., Чулковой Н., Яковенко Т. и др.

Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

У детей с ОВЗ из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.

Исследования ученых показывают, что поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников с ОВЗ является предметная и начинает закладываться игровая деятельность, то основными методами формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют исподволь формировать необходимые навыки.

Какие они, дети с ОВЗ? Эта категория представляет собой очень разнородную группу детей.

Для детей данной категории характерны позднее развитие, снижение интеллектуальной деятельности, нарушения мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. У таких детей отмечают низкую активность и ориентировочную деятельность, у них смещена система потребностей в сторону усиления примитивных, физиологических. Слабая активность, моторная недостаточность детей приводят к нарушениям в овладении ими предметными действиями.

Для детей с нарушениями интеллекта характерно поверхностное восприятие, они не анализируют, не сравнивают предмет.

У детей с ОВЗ логическая и механическая память крайне не развита, они способны к самым элементарным обобщениям.

Поэтому очень важно у таких детей сформировать прежде всего культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

В процессе формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ возникают трудности. С помощью специально созданной программы коррекционного воздействия (АООП) можно добиться положительных результатов.

Из опыта работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, я убедилась в том, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания.

В коррекционной работе основными я выделяю следующие задачи:

- формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого;

- обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта.

Для решения этих задач были созданы специальные педагогические условия:

- адекватная предметно-развивающая среда;

- интересная игровая ситуация для ребенка в совместных со взрослым действиях.

Основными способами обучения детей самостоятельности являются совместные действия со взрослым ( когда взрослый берет руки ребенка в свои и производит необходимые действия: одевает куклу, кормит ее, подражание взрослому (взрослый показывает действие и побуждает ребенка повторить, помогая своей рукой). Все эти способы обучения должны сопровождаться речевой инструкцией, четкой, лаконичной, состоящей из трех-четырех слов. Например: «Кукла хочет есть. Будем кормить куклу. Вот ложка. Возьми ложку в руку и т. д.

Для формирования навыков самообслуживания очень важно использовать метод игротерапии, которая является наиболее подходящей формой коррекционного обучения.

В процессе игротерапии дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Включая дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей.

Игротерапия направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игр обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Игротерапия хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

В играх с куклами у дошкольников с ОВЗ формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть колготки) до целостного процесса.

На первоначальном этапе обучения достаточно, чтобы ребенок знал места хранения предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать их от других, и дать понять, что пользоваться нужно только своими. После проведения обучения детей определенным навыкам важно требовать от них самостоятельного выполнения этого умения в процессе режимных моментов в условиях группы и семьи. Практика показывает, что у детей существенно меняется отношение к использованию ложки в процессе еды; к процессу одевания и раздевания; умыванию; у них появляется аккуратность и желание правильно выполнять определенные действия. Таким образом, отметим, что применение игротерапии в формировании навыков самообслуживания у детей с ОВЗ способствует появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Дети становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется интерес к самой деятельности и ее результату. Является бесспорным, что овладение навыками самообслуживания помогает детям обрести независимость от взрослого, создает условия для переживания собственного личного успеха, положительно сказывается на всем развитии детей, что в

последствии способствует их активному адекватному включению в социум.

Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории Султангулова Э. Р.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Асекеевский детский сад «Солнышко» Асекеевского района Оренбургской области

Список литературы

1. Афонькина Ю. А., Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. –М. : Просвещение, 1997

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. –М. : Просвещение, 1991

3.. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1987.

4. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СПб., 2003.

5. Хромова С. А. Игровые уроки общения для детей/ С. А. Хромова. -Москва: Рипол Классик: Дом XXI век, 2008.

6. Морозова Н. Г. Особенности поведения и развития нравственных отношений умственно отсталых дошкольников/ Дефектология. 1989 №1.

Публикации по теме:

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, или Здоровые привычки Специалисты в области детской психологии едины во мнении: ребенок должен обучаться здоровым привычкам как можно раньше. Привычка- это действие.

Клуб для родителей детей с особыми образовательными потребностями «Как помочь ребенку?» Количество участников: 16 родителей, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Задачи: 1. Формировать.

Конспект ОД по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков «Быть опрятным — хорошо»Конспект ОД по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков «Быть опрятным — хорошо» Конспект образовательной деятельности образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по формированию навыков самообслуживания.

Коррекционно-развивающее сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в детском саду Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья.

Из опыта работы с детьми с особыми потребностями по использованию техники эбру Кузнецова В. А. МБДОУ Детский сад № 27 «Садко» С техникой эбру я познакомилась три года назад и поняла, что мои воспитанники непременно.

Памятка для родителей «Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания» Привитие культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Раздевание и одевание: 1. Привлекать детей к внешнему виду: смотреть.

Педагогический проект «В гостях у сказки» для детей с особыми образовательными потребностями Автор проекта: Кораблёва Л. В., воспитатель высшей квалификационной категории, ОБСУСО «Шуйский комплексный центр социального обслуживания.

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Тип проекта: Познавательный Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители. Актуальность.

Развивающее бинарное занятие с детьми с особыми потребностями в развитии (ЗПР) Тема: «Путешествие на сказочную планету»Развивающее бинарное занятие с детьми с особыми потребностями в развитии (ЗПР) Тема: «Путешествие на сказочную планету» Цель: Снятие психоэмоционального напряжения и тревожных тенденций у старших дошкольников, развитие психических процессов и мелкой моторики.

Занятие по развитию речи в группе для детей с особыми познавательными потребностями «Потерялись малыши» Занятие по развитию речи в группе для детей с особыми познавательными потребностями «Потерялись малыши» Задачи: - образовательные: 1. закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных
Опубликовано: 12 сентября 2016 в 10:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных» (включая файлы) размещена пользователем Римма Губайдуллина (УИ 535246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД