МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Особенности суицидального поведения детей и подростков»

АННА ГОРДЕЙЧУК
Консультация для педагогов «Особенности суицидального поведения детей и подростков»

Рассмотрение организации работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних невозможно без учета современной об-становки в российском обществе. Рост негативных явлений в самых разных сферах общественной жизни способствует дезадаптации личности человека, росту деструктивных тенденций в его развитии. При этом нынешняя ситуация, прежде всего, отрицательно сказывается на подрастающем поколении как наиболее незащищенном и неприспособленном к суровым реалиям жизни.

Публикация «Консультация для педагогов „Особенности суицидального поведения детей и подростков“» размещена в разделах

Статистика в данной сфере дает возможность сказать о том, что самоубийства самым тесным образом связаны с происходящими в обществе процессами. Так, по информации уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П. Астахова в последние 6–7 лет частота суицидов в России составляет 19–21 случай на 100 тысяч подростков. В среднем в стране ежегодно убивают себя более 200 детей и полторы тысячи подростков.

В регионах нашей страны ситуация также не способствует пози-тивным оценкам. В частности, за 8 месяцев 2014 г. в Кемеровской области покончили с собой 14 подростков. Попыток суицида среди несовершеннолетних было зафиксировано 56. Заместитель губернатора Кемеровской области Елена Пахомова отмечает, что чаще всего пытаются покончить с собой юные новокузнечане, там 36 человек пробовали уйти из жизни. При этом в указанном регионе в качестве причин суицидов можно выделить следующие обстоятельства: попытка привлечь внимание взрослых; пропаганда темы смерти в интернете; конфликты отцов и детей и т. д. Следует отметить, что так называемые благополучные дети требуют большего внимания, т. к. при попытке суицида они чаще доводят дело до трагического конца.

Для того чтобы понять причины суицидов и особенности их профилактики необходимо более подробно рассмотреть типологию суицидов и особенности подросткового поведения. Отметим, что под суицидальным поведением подразумеваются различные формы стремления лишить себя жизни, которые служат одним из главных средств разрешения личностного кризиса. Следует сказать, что пик суицидальной активности находится в промежутке между 14 и 19 годами.

Необходимо отметить, что суициды подразделяются на три основ-ные группы: истинные, демонстративные и скрытые. Истинный суицид имеет в своей основе желание умереть, и решении об этом бывает довольно продуманным. Для истинного суицида характерны угнетенное состояние мыслей и размышления о смысле жизни вообще, причем окружающие такого состояния человека могут и не замечать.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а, наоборот, вызывается стремлением обратить на себя внимание. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности. Скрытый суицид подразумевает такой вид суицидального поведения, который сопровождается высокой вероятностью наступления смерти. Такие люди выбирают так называемое суицидально обусловленное поведение (рискованная езда на автомобиле, занятия экстремальными видами спорта и т. д.).

Видно, что диагностика суицидов основана на точной оценке степени желаемости смерти. Однако при этом самоубийства имеют общие характеристики. К ним можно отнести так называемый стрессогенный характер жизненной ситуации и фрустрацию ведущих потребностей (невыносимость страданий, переживание безнадежности ситуации и собственной беспомощности, амбивалентное отношение личности к суициду, сужение восприятия действительности в виде так называемого "туннельного зрения"). Все вышеперечисленное способствует бегству от реальности. При этом суицидальное поведение, как правило, соответствует общему стилю жизни и личностным установкам.

В качестве одной из основных причин суицидального способа решения проблем является неадекватное отношение к смерти. Подростки своеобразно и двойственно понимают соотношение смерти и бытия, т. е. не совсем серьезно все это воспринимают. Лишь к концу подросткового возраста появляется понимание, что смерть – это необратимое прекращение жизни.

Исследователи считают, что примерно половина подростковых суицидальных попыток является демонстративной, т. е. без настоящего намерения умереть, а лишь привлечь к себе внимание. Однако пренебрежительное отношение к таким попыткам суицида тоже опасно, поэтому их необходимо расценивать как истинные и подвергать глубокому анализу.

Следует сказать о том, что в подростковом возрасте наблюдаются философские интоксикации, которые заключаются в стремлении к нравственному самоопределению. Максимализм в оценках, неумение прогнозировать последствия своих поступков может привести (и приводит) к суицидоопасным ситуациям. При этом их возникновению очень сильно способствует состояние депрессии. Чаще всего у подростка нет желания умереть, но таким способом он хочет повлиять на другого человека. Главные причины суицидального поведения равномерно распределяются между любовными конфликтами, конфликтами в семье и неприятностями в школе.

При конфликтах в семье основную роль играет их длительность. Если долго преобладает авторитарный стиль отношений, то это стано-вится фактором риска. Наоборот, если отношения в семье носят довери-тельный характер, то тогда формируются антисуицидальные защитные механизмы.

Конфликтные ситуации в школе характеризуются тем, что не складываются нормальные отношения с учителями и школьной администрацией. Плохие отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) также являются одним из факторов, которые могут способствовать суицидальному поведению. Кроме того, к попытке самоубийства может привести стремление подражать поведению, которое демонстрируется в средства массовой информации.

При этом возрастное своеобразие аутоагрессивного поведения под-ростков заключается и в специфике суицидальных действий. К ним можно отнести: самоповреждения (характерно воспитание в неблагополучных семьях, наблюдаются злоба и обида, объединение в асоциальные группировки); демонстративно-шантажные суициды с агрессивным компонентом (конфликтные семьи, акт суицида выступает попыткой доказать свою правоту и отомстить обидчику); демонстративно-шантажные суициды с манипулятивной мотивацией (дисгармоничные семьи, трудности школьной программы вместе с неадекватным воспитанием могут привести к дезадаптации); суициды с мотивацией самоустранения (внешне благополучная семья, конфликты носят скрытый характер, неудачи в школе вызывают страх и вину, низкий статус в группе сверстников).

Исходя из всего вышеперечисленного видно, что организация работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних чрезвычайно важна и актуальна. Под профилактикой девиантного, в том числе и суицидального, поведения подразумевается комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Отметим, что профилактика суицидального поведения подростков включена в общий комплекс системы учебно-воспитательной работы различных образовательных учреждений.

Наиболее эффективными направлениями работы по профилактике суицида являются комплексные программы, которые дают возможность для полноценного развития подростков. К важным компонентам таких программ можно отнести: эффективная организация свободного времени, создание условий для поддержания здорового образа жизни, осознание своей нужности, формирование волевых качеств, уверенности в себе и др.

При этом нельзя недооценивать как общую роль школы, так и конкретно классного руководителя. К основным направлениям школьной профилактики можно отнести: обеспечение социально-правовой защиты всех участников образовательного процесса; обучение подростков социально важным навыкам; формирование у подростков культуры здорового и безопасного образа жизни; вовлечение подростков в социально-значимые виды деятельности: организация школьного самоуправления; работа с родителями, семьей и др.

Продолжая рассмотрение профилактических мер против подростковых самоубийств отметим, что, прежде всего, главным является оказание помощи в трудной ситуации. Важную роль в указанной работе играют так называемые социально-реабилитационные центры. Центры ориентируются на широкие круги населения и, прежде всего, на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стрессогенных факторов и являющихся потенциально склонными к суициду.

Одним из главных принципов деятельности центров является их ано-нимность. Сознание тайны делает пациента более раскованным, облегчает установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один прин-цип, который рекомендуется международными суицидологическими организациями. Он заключается в том, что подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к психотерапевту. Ведь нередко такому шагу препятствует страх прослыть психически больным, что повлечет постановку на психиатрический учет.

Центры могут быть укомплектованы как добровольцами, так и специалистами-психотерапевтами. Главное их преимущество состоит в том, что ее основные звенья объединены в систему. Выделим их основные задачи: своевременное выявление подростков группы риска; изъятие подростка из привычной неблагоприятной среды и помещение его в стационарное отделение центра; создание благоприятных социально-педагогических условий для всестороннего развития личности, формирования мировоззрения и гражданской позиции, а также доверительное искреннее общение с подростками и создание стимулирующей творческой атмосферы в работе; обеспечение соблюдения режима дня с четкой регламентацией периодов занятости, отдыха и правильного питания; проведение активной работы с родителями и членами семьи и т. д.

Важную роль в организации профилактики борьбы с суицидами выполняют социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних. Под социальным приютом подразумевается учреждение временного пребывания детей и подростков от 3 до 18 лет, которое принимает детей по направлению органов социальной защиты из семей "группы риска". При этом дети могут прийти в приют самостоятельно (из-за невыносимых условий проживания в семье) или по ходатайству соседей, учителей, воспитателей.

В социальных приютах осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку. Режим дня в них щадящий, но при этом строго соблюдается. Сотрудники приютов стремятся к тому, чтобы все дети обучались, гармонично развивались, посещали различные кружки и секции. Но главной своей задачей специалисты данного учреждения считают возвращение ребенка в семью. Иначе ребенка переводят в детский дом. Социальные приюты финансируются из государственного бюджета, но также им оказывается и значительная спонсорская помощь.

Следующим важным методом профилактики суицидов именно среди подростков является «Телефон доверия». Телефонный контакт создает ощущение близости консультанта, что способствует формированию доверительной атмосферы. Телефон доверия играет довольно значимую роль в плане профилактики попыток подростковых суицидов.

Указанный телефон доверия организован и действует по всей территории России. Позвонить на него могут дети и подростки в случаях возникновения острых конфликтных ситуаций со сверстниками и родителями, переживания чувства одиночества, непонимания, отчаяния, в случаях жестокого обращения и насилия.

При этом в службу детского телефона доверия 8-800-2000-122 могут обращаться и родители по проблемам взаимоотношений с детьми и другим вопросам, требующим безотлагательной, экстренной помощи специалистов-психологов. Звонок на телефон доверия является анонимным и бесплатным со стационарных и мобильных телефонов.

Однако все вышеперечисленные способы и методы работают лишь при комплексном подходе к изучаемой проблеме. Поэтому важно и актуально работать в направлении поиска и других способов борьбы с подростковым суицидами. К наиболее вероятным из них исследователи относят: создание различных форм психологической помощи; повышение уровня психологической подготовки учителей, социальных педагогов, родителей; создание условий для положительного, комфортного пребывания детей и подростков в семье; обеспечение занятости детей и подростков во внеучебное время; выявление на ранних этапах склонных к суициду и оказание психолого-педагогическую помощи; формирование базовых общечеловеческих ценностей; создание единого координирующего ан-тисуицидального центра.

Таким образом, к главным причинам суицидов относятся различные негативные обстоятельства, однако выделим неадекватное подростковое отношение к смерти. Усугубляют стремление к суициду разнообразные депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых. Основными причинами суицидов у подростков являются любовные конфликты, конфликты в семье и неприятности в школе.

При этом суициды делятся на : истинные, демонстративные и скры-тые. Несмотря на очевидную уникальность каждого случая, самоубийства имеют ряд общих характеристик. Суицидальное поведение сопровождается стрессогенным характером жизненной ситуации и фрустрацией ведущих потребностей. Оно соответствует общему стилю жизни и личностным установкам человека.

К формам суицидальных действий подростков относятся : само-повреждения, демонстративно-шантажные суициды с агрессивным компо-нентом, демонстративно-шантажные суициды с манипулятивной мотиваци-ей, суициды с мотивацией самоустранения.

По моему мнению, только комплексная организация процессов воздействия семьи, школы, различных служб могут дать позитивный эффект в плане борьбы с подростковыми суицидами. Заметные результаты в решении проблемы суицидального поведения детей и подростков невозможны без организации профилактической работы, которая будет проводиться при координации работы в едином центре.

Складывание системы профилактической антисуицидальной работы с подростками происходит, и лишь эта деятельность сможет эффективно решать как проблемы асоциального поведения, так и способствовать социализации подрастающего поколения в общественные институты.

Список литературы

1. Алексеева Л. Причины уйти. В Кузбассе 14 подростков свели счёты с жизнью // Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 24/09/2014, приложение «АиФ-Кузбасс». - Режим доступа: https://www.kuzbass.aif.ru/society/1346056

2. Бугаенко Ю. Ю. Факторы, детерминирующие молодежные девиации // Общество: политика, экономика, право. – 2009. - №№1-2. - С. 80-88.

3. Бурмистрова Е. В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М. : МГППУ, 2006.

4. Детский суицид : «черная статистика». Круглый стол 10.02.2012. - Режим доступа: https://ria.ru/press_video/20120210/562226591.html

5. Зотов М. В. Суицидальное поведение : механизмы развития, диагностика, коррекция. - СПб. : Речь, 2006.

6. Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д. Й. Самоубийство подростков. - М. : Медицина, 2000.

7. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2005.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР» Консультация для педагогов: «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР». Нарушение речи – достаточно распространенное.

Консультация для педагогов «Особенности овладения дошкольниками графикой письма» Тема : «Особенности овладения дошкольниками графикой письма» Дискуссионной является проблема обучения письму детей шестилетнего возраста.

Консультация для педагогов «Особенности использования игровых приемов в процессе ФЭМП у дошкольников» Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Усвоение математических.

Консультация для педагогов ДОУ «Особенности реализации прав ребенка посредством социальных взаимоотношений» Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Так, Антуан де Сент-Экзюпери.

Консультация для педагогов «Особенности лепки в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 пос. Южного Крымского района Консультация для воспитателей.

Консультация для педагогов «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Консультация для педагогов: «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Сегодня мы поговорим о том, как работать с детьми, имеющими.

Консультация для родителей подготовительной группы «Профилактика курения среди детей и подростков» Консультация для родителей подготовительной группы Профилактика курения среди детей и подростков. Каждому из нас с самого детства рассказывают.

Программа профилактики возникновения суицидального поведения детей и подростков. Пояснительная записка. В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального.

«Люди рождены, чтобы жить». Семинар для педагогов «Деструктивное поведение среди детей и подростков» Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня на нашем семинаре речь пойдет о деструктивном поведении, а конкретно о детском и подростковом суициде.

Семинар для педагогов «Психологические особенности детей с ОНР» Ход семинара Задачи: - познакомить участников семинара с определением ОНР; - дать знания о психологических особенностях детей с ОНР;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Особенности суицидального поведения детей и подростков»
Опубликовано: 15 ноября 2017 в 10:09
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД