МААМ-картинки

Особенности восприятия детей младшего дошкольного возраста

Маргарита Федорович
Особенности восприятия детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности восприятия младших дошкольников освящены в научных трудах многих отечественных психологов и педагогов (Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков и др.). Ученые отмечают, что в структуре восприятия младших дошкольни-ков происходят существенные изменения. Совершенствуется предметное восприятие. Оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, распо-ложения, цвета) у ребенка формируется способность «считывать» инфор-мацию о внутренних, функциональных свойствах объектов. Ребенок не только идентифицирует объекты по определенному признаку, но и объ-единяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак. Начинают формироваться специфические представления о простран-ственных свойствах объектов (форме, размере, расположении, а также качественных (цвете, фактуре и пр.). Это существенно расширяет воз-можности ребенка, ему становится доступным формообразование в рисунке, конструирование целого из частей и пр., то есть решение мыслительных задач на новом уровне.

Публикация «Особенности восприятия детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Начиная с 3-х лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

Вначале у детей формируют представления о хроматических цветах, создают условия для называния этих цветов. Эталонами цвета служат цвета спектра, эталонами формы - геометрические фигуры. Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами могут быть организованы разные свойства.

Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти соче-тания. Глубокое восприятие формы предполагает умение дробить предметы на отдельные части и определять соотношение этих элементов между собой.

Рассмотрим точку зрения Л. А. Венгера (9, который отмечал, что ре-бенок развивается путем «социального наследования», что предлагает не упражнения врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Также Л. А. Венгер (10) отмечал, что если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, то нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание (Н. Н. Подъяков (38, А. В. Запорожец (25, Э. Г. Пилюгина (12).

Ознакомление с формой, цветом, величиной составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Л. А. Венгер (12) выделяет на каждом возрастном этапе свои задачи сенсорного воспитания, формирования определенного звена сенсорной культуры:

1. На первом году жизни – обогащение ребенка впечатлениями. Следует создавать для малыша условия, чтобы он мог следовать за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2. На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета, формы и об отношении между двумя предметами по величине.

3. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с соотношениями по величине (12).

Одновременно с формированием эталонов детей учат способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг об-разцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных и глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи, выступает необходимость разви-вать у детей аналитическое восприятие : умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения ве-личины.

На основе этих задач Л. А. Венгер (11) разработал систему дидактических игр и упражнений, широко используемую в детских садах. Л. А. Венгер также рассматривал вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи, предложенной им системы дидактических игр, и сенсорного развития, проводимого при обучении продуктивным видам деятельности. И он сделал вывод, что для младших дошкольников нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Исследования А. В. Запорожца (25, Л. А. Венгера (9, Н. Н. Поддъякова (38) и других авторов, показывают, что развитие восприятия ребенка в целом представляет собой процесс формирования и совершенствования перцептивных действий и что эти действия, различаясь в зависимости от характера содержания, на выявление которого они направлены, и от условий, в которых это содержание должно быть выявлено, имеют тем не менее единую структуру и единую логику об-разования

Перцептивные действия являются видом ориентировочных действий, при их помощи производится обследование предметов и явлений и построение образов, ориентирующих и регулирующих практическое пове-дение. В процессе обследования осуществляется как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый субъекту «язык». Таким «языком» в развитых формах перцептивных действий являются системы выработанных обществом и усваиваемых каждым человеком сенсорных эталонов — общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. В качестве сенсорных эталонов формы выступают представления о разно-видностях геометрических фигур, цвета — представления о цветах спектра и их вариациях по светлоте и насыщенности, величины — представления о мерах, входящих в метрическую систему, и т. д. Примером эталонов, фиксирующих не сами разновидности свойств, а их отношения, могут служить представления об отношениях величин в ряду однородных предметов, об отношениях музыкальных звуков в звуковысотном ряду и др.

Применение сенсорных эталонов в перцептивном действии происходит при помощи перцептивных операций — способов опробования имеющихся эталонов и их сочетаний, соотнесения с обследуемыми свойствами, установления соответствия или несоответствия этим свойствам.

Совершенство восприятия — полнота и точность строящихся образов — зависит от того, насколько полной системой эталонов, необходимой для обследования данного содержания, владеет субъект и в какой мере у него сформированы операции по соотнесению используемых эталонов со свойствами предметов.

Обучение детей выполнению перцептивных операций основано, прежде всего, на использовании таких форм ориентировочного действия, в которых эталоны даются ребенку в виде реальных объектов, и он обучается сопоставлять их со свойствами обследуемых предметов, производя необходимые пространственные манипуляции. В дальнейшем происходит интериоризация ориентировочного действия и предметные манипуляции заменяются соответствующими перцептивными операциями, производимыми с эталонами — представлениями. Но если первоначальное овладение новыми типами перцептивных операций предполагает внешние манипуляции с материальными объектами, то дальнейшая отработка и совершенствование таких операций происходят уже в плане восприятия, когда взрослый руководит процессом обследования предметов.

Формирование сенсорных эталонов и перцептивных операций обычно выступает слитно, составляя единый процесс овладения новыми типами перцептивных действий. Однако имеются факты, свидетельствующие о том, что это относительно самостоятельные процессы, которые могут быть отделены друг от друга. Так, например, исследование развития восприятия детьми цвета показало, что в случае, если ими уже усвоены представления о цветах спектра и их разновидностях, отработка операций по сличению цветовых свойств предметов с эталонами, осуществляемая лишь на отдельных цветовых образцах, приводит к резкому положительному сдвигу в точности оценки всех цветов. Вместе с тем было установлено, что на определенном этапе развития (когда детьми уже достигнут известный уровень восприятия формы) детальное ознакомление с геометрическими фигурами без всякого дополнительного обучения применению полученных представлений при обследовании форм реальных предметов ведет к существенному улучшению их восприятия.

Исследования проводились преимущественно на материале зрительного восприятия формы, величины и цвета предметов. Были получены также экспериментальные данные и в области зрительного восприятия пространственных отношений, слухового восприятия речи, кинестетического восприятия расстояний. Во всех этих случаях речь идет о выделении свойств и отношений, имеющих универсальное значение в жизни людей и существенных с точки зрения повседневной ориентировки в окружающем.

Таким образом, развитие восприятия младших дошкольников предполагает формирование сенсорных эталонов и перцептивных действий. Большие возможности в решении этих задач отводятся дидактическим играм. В следующем параграфе мы рассмотрим использования дидактических игр в развитии восприятия младших дошкольников.

Публикации по теме:

Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время»Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста Восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия «Тихие.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности восприятия детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 12:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности восприятия детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Федорович (УИ 205354) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД