Папки-передвижки

Особенности восприятия невербальной информации детьми с 5–6 лет с нарушениями зрения

Пятакова Марина
Особенности восприятия невербальной информации детьми с 5–6 лет с нарушениями зрения

Развитие неречевых средств общения у ребёнка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с нарушением резко ограничены или лишены возможности, овладеть неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. В результате слабовидящие дети в 5-6 лет не владеют неречевыми способами общения даже на уровне трёхлетних зрячих детей.

Публикация «Особенности восприятия невербальной информации детьми с 5–6 лет с нарушениями зрения» размещена в разделах

Научные исследования показали,что зрение играет основную роль в процессе восприятия человека человеком (А. Бодалев) и процессе общения людей (А. Золотнякова, .А. Леонтьев, .М. Соковнин). Отсутствие зрительного анализа ведет к потере основного канала информации, которая характеризует партнера по общению и затрудняет обратную связь с ним (одно из условий акта).

Тифлопсихология отмечает у слепых и слабовидящих закономерные изменения в сфере внешних проявлений, связанных нарушением функций зрения.

Все выразительные движения (кроме вокальной) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Причем степень ослабленности зависит от времени возникновения и тяжести расстройства зрительного анализатора. Смазанность,упрощенность мимики,жестов,пантомимики достигает такой степени, что даже,безусловно-рефлекторные, выразительные движения, сопровождающие состояние горя, радости, и другие, проявляются при глубоких нарушениях зрения в ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.

Отсюда инвалидам по зрению характерно вялая,бедная,маловыразительная

мимика; иногда наблюдается амимия. Тоже относится к жестам и пантомимике.

Вялое,порой неадекватное проявление эмоций у лиц с нарушением зрения, зачастую сочетающееся с навязчивыми движениями (частое потряхивание руками,подскоки на пружинящих ногах,надавливание пальцем на веки, ритмичные покачивания туловищем или головой и др. ,мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные,интеллектуальные,профессиональные и другие качества слепых и слабовидящих. Так,чрезмерно улыбчивых слепых зрячие на работе воспринимают как подхалимов,а на как интеллектуально не полноценных,а на улице как интеллектуально не полноценных.

Слепые дети с остаточным зрением и слабовидящие дети при разговоре часто кажутся зрячим странными,потому что наступают на собеседника. Это вызвано желанием разглядеть собеседника и если он отступает,то дети двигаются за ним.

Взрослые люди с дефектами зрениями стараются контролировать свое поведение и сдерживать себя,чтобы не приближаться к собеседнику ближе того расстояния, на котором он сам остановился, хотя желание приблизиться, развернуть человека так,чтобы можно было получить какую-то зрительную информацию,существует [5,. 104].

Невладение неречевыми средствами общения усложняет коммуникативную деятельность, а значит затрудняет адаптацию лиц с нарушением зрения в обществе нормально видящих людей. Вследствие этого многие слепые и слабовидящие дети оказываются в состоянии изоляции от зрячих сверстников. Дефицит общения затем приводит к комплексам неполноценности.

Отсутствие навыков невербального общения, так - или иначе, отрицательно сказывается на инвалидах по зрению всю жизнь. Например,очень талантливые певцы не могут попасть на эстраду.

Овладение неречевыми средствами общения слепым и слабовидящим не обходимо, также как и зрячим, для более полноценного общения с окружающими людьми в различных бытовых ситуациях,в трудовых коллективах. Зрячие, как правило,владеют неречевыми средствами общения,однако, для них выпускается специальная литература,позволяющая глубже постичь язык телодвижений. В системе воспитания и обучения лиц с нарушением зрения этой стороне общения до сих пор не уделялось должного внимания.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического восприятия у детей с неврологическими нарушениями 3–4 лет Цель; Формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования слов звукоподражаний “му”, “мяу”. 1. Упражнение.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического восприятия у детей с неврологическими нарушениями 3–4 лет Цель: Развитие фонетико – фонетиматического восприятия на основе упражнений в узнавании и различении звукоподражательных слов «аф», «фу».

НООД по физической культуре «Путешествие в зоопарк» с детьми подготовительной группы с нарушениями зрения Наталья Юрьевна Советкина НООД по физической культуре по теме «Путешествие в зоопарк» с детьми подготовительной группы с нарушениями зрения.

НООД «Костюм для балерин» с детьми старшей группы с нарушениями зренияНООД «Костюм для балерин» с детьми старшей группы с нарушениями зрения Наталья Юрьевна Советкина НООД по теме "Костюм для балерин". с детьми старшей группы с нарушениями зрения. Цель: формирование представлений.

Презентация «Особенности образования детей с нарушениями зрения» Перед обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время.

Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений Очень важно обратить внимание на формирование у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов как на предпосылку формирования.

Особенности восприятия и понимания детьми поэтических произведений. Особенности восприятия и понимания детьми поэтических произведений. Поэтическое слово занимает видное место в работе дошкольного учреждения,.

Особенности восприятия информации детьми Особенности восприятие информации детьми Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звёзды. Иммануил Кант Дошкольное.

Развитие восприятия сложных форм у детей с нарушениями зрения в инклюзивной группе посредством конструирования В процессе конструирования дошкольники, как с нормальным, так и с нарушением зрения приобретают сенсорный опыт, так как ощущения, чувственное.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности восприятия невербальной информации детьми с 5–6 лет с нарушениями зрения
Опубликовано: 5 сентября 2018 в 18:26
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД