Папки-передвижки

Особенности эмоционального развития детей раннего возраста

Ирина Веренцова
Особенности эмоционального развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В раннем возрасте ребенок узнает мир разных эмоций, знакомится с человеческими отношениями. В это время происходит формирование личности, развитие самооценки, эмпатии. Со временем ребенок учится понимать свои и чужие чувства, эмоционально предвидеть последствия своего поведения, его переживания усложняются, и он начинает их осознавать. Всё это является далеко не полной характеристикой особенностей эмоционального развития детей раннего возраста.

Публикация «Особенности эмоционального развития детей раннего возраста» размещена в разделах

По мнению Л. И. Божович, в раннем возрасте происходит быстрое физическое и психическое развитие ребенка. В этот период создаются все необходимые человеку физические и психические качества (5, с. 56).

Одну из важных ролей в общем развитии ребенка играет эмоциональное развитие.

Н. Л. Васильева полагает что, эмоциональное развитие детей раннего возраста отличаются своей кратковременностью, неустойчивостью и бурным их выражением. В данном возрасте дети очень ранимы, неуравновешены, что сильно сказывается, на их поведение. К примеру, если в ближайшее время ожидается какое-то важное для ребенка событие или оно недавно прошло, то плаксивость, раздражительность, нарушения сна, аппетита и капризы, привычные спутники ребёнка (10, с. 56).

Часто в группе детей происходит так называемое эмоциональное заражение, например, если заплакал один ребёнок, то начинают плакать и другие дети.

Н. С. Ежкова определяет, что главными причинами возникновения отрицательных эмоций у детей данного возраста являются (17, с. 45) :

- нарушение режима дня;

- неправильное воспитание;

- отсутствие единства требований;

- недостаточно общение со взрослым;

- гиперопека и чрезмерная привязанность к кому-то и т. д.

От возникшей эмоции зависит поведение ребёнка. Переживания, которые возникают у ребенка, могут привести к необдуманным, спонтанным, импульсным действиям.

Е. П. Ильин, в своей работе, отмечал, что «… чувства выполняют побуждающую роль, мотивируя поведение и побуждая к поступкам, в них же закрепляясь» (22, с. 67).

На втором году жизни деятельность ребёнка является преимущественно предметной и от её успешности или неуспешности зависят эмоции детей. Они тесно взаимосвязаны и с другими разными причинами, вызывающими эмоциональные реакции у малыша. Данные реакции могут возникнуть на какие-то предметы, с которыми надо действовать, на определённую ситуацию, на действия ребенка, на результат, который получился, на участие в деятельности взрослого.

Ребенок раннего возраста испытывает отрицательные эмоции, если у него есть объект с которым он не знает как обращаться. Данные негативные реакции говорят о том, что способ действия еще не сформирован и ребёнок нуждается в помощи и поддержке.

Т. В. Гребенщикова утверждает, успешное же выполнение действия, способствует возникновению ярких, положительных эмоций - улыбок, радостных возгласов и т. д. Это говорит о том,что ребенок освоил какое-то действие,однако оно еще не прочно закреплено и можно допустить ошибку,, поэтому малыш часто обращается ко взрослому в поисках поддержки и одобрения, которая необходима ему в этот момент. Поддрежка и похвала со стороны родителей очень важны для ребенка. Важно не игнорировать и не отталкивать его от себя, а помочь ему. Это будет способствовать освоению и прочному закреплению действия (11, с. 69).

Со временем у ребёнка происходит дальнейшая социализация эмоционального развития, теперь его переживания связаны с какими-то умениями и результатами самостоятельной деятельности. Появление эмоций в большинстве случаев говорит об удовлетворении или неудовлетворении познавательной, двигательной или какой - либо другой потребности.

В раннем возрасте у ребёнка развиваются высшие чувства, хотя их предпосылки сложились ещё в младенчестве.

По мнению Л. И. Божович, в возрасте около трех у малыша появляются эстетические чувства. Он способен переживать характер музыки (весёлая или грустная, понимать и радоваться красоте окружающих вещей (одежда, украшения, цветы и т. д.) (5, с. 78).

Предпочтение ребёнок всё ещё отдаёт всему яркому, красочному, однако он уже способен отличить красивое от некрасивого.

В самом начале ребенок делит вещи на красивые и некрасивые, опираясь на суждения взрослого. Ребёнок больше подражает взрослому, чем сам делает подобные умозаключения. Однако малыш быстро учится и в скором времени уже сам начинает обращать внимание на красоту окружающего мира. Ребенок делится своими переживаниями со взрослым, привлекая его внимание к объектам, которые кажутся ребёнку красивыми.

Чувство удивления служит основой для развития у малыша любознательности. В этом возрасте появляются вопросы познавательного характера. Постепенно у ребёнка происходит зарождение новых чувств по отношению к сверстникам. Например, стремление ребёнка привлечь внимание взрослого именно к себе и своей деятельности вызывает такие чувства как зависть, соперничество, ревность и др. Кроме негативных чувств, под влиянием взрослого у ребёнка также появляется чувство симпатии к сверстникам, проявление которой усложняется в 2-3 года.

Дети к трем годам, уже начинают понимать некоторые чувства и эмоции других людей, благодаря накопленному опыту.

Словесное обозначение эмоциональных состояний человека, делает их более понятными для ребёнка. Так, малыш помогает сверстнику встать, отряхнуть одежду, жалеет плачущего, делится игрушками и сладостями.

Л. С. Выготский утверждает что, в данном возрасте у детей возникает избирательное отношение к сверстникам, которое выражается в определённых предпочтениях,но они не бывают длительными. Пока еще ребенок не может проявлять длительное сочувствие и заботу, даже к близким и очень любимым людям, хотя ему уже хорошо понятны их чувства и настроения (9, с. 75).

Отношения у детей со взрослыми, также приобретают новые формы.

Ребёнок всё чаще стараются, чтобы его похвалили. Особое значение для него имеет одобрение и если малыш его не получает, то очень расстраивается.

В этом возрасте у ребёнка активно развивается речь, что приводит к условно-эмоциональному значению определенных слов. Так ребёнок уже понимает, имеет ли слово взрослого положительное отношение к его действиям или, наоборот, хотя это происходит не постепенно. Для того, чтобы ребенку было понятно значение слова, взрослые подкрепляют его тоном, мимикой, жестами и т. д. Например, улыбаясь взрослый хвалит, а нахмурив брови ругает, хлопая в ладошки, радуется и др. Со временем оценивающие слова начинают восприниматься ребёнком без дополнительного подкрепления, и ребенок уже определенным образом реагирует на их значение.

Так постепенно слова становятся основой для дальнейшего формирования чувств и моральных суждений. Таким образом, с появлением слова и его включением в эмоциональные процессы, их протекание изменяется.

В возрасте трех лет ребенок очень эмоционален. Он реагирует на похвалу взрослого. Под ее влиянием которой у малыша развиваются такие чувства как гордость и самолюбие. Вначале ещё эти чувства неустойчивы и возникают только при оценке взрослого, но они очень важны для ребёнка и ребенок стремится всё чаще получать положительную оценку со стороны взрослого.

Со временем, когда положительные оценки, направленные на одни и те же качества, повторяются, чувство гордости становится более устойчивым и постоянным. Похвала взрослого приятна малышу, что является предпосылкой зарождения чувства собственного достоинства, с появлением которого реакции ребенка на внешнюю оценку станут более сложными.

Е. С. Евдокимова считает, что в тех случаях,когда новая оценка взрослого не с ранее полученной, то со стороны ребёнка возникает сопротивление, которое проявляется в том, что он ещё долго гордится качеством, которое оценили раньше, несмотря на отрицательную оценку его в настоящем. Если новая оценка сохраняется в течение длительного времени, то она оказывает непосредственное влияние на перестройку детской гордости. Чувство же, вызванное эпизодической, кратковременно действовавшей оценкой, неустойчиво (18, с. 45).

Положительная и отрицательная оценка взрослого оказывает также влияние на появление чувства стыда, которое является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства.

Чувство стыда формируется у ребёнка на основе ранее полученных представлений о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. В раннем дошкольном возрасте круг эмоций детей расширяется, они становятся более глубокими и устойчивыми.

Таким образом, важное значение, для развития ребёнка, имеют такие чувства, как: сочувствие и сопереживание, альтруизм. Эти чувства важны для появления совместной деятельности и сложных форм общения детей.

Сильно изменяются в данном возрасте внешние проявления эмоционального развития. Со временем ребёнок учится сдерживать свои эмоции, контролировать их проявление, выражать свои эмоции в приемлемой форме. Сначала сдерживающим фактором является присутствие взрослого, без которого ребёнок ведёт себя непринуждённо и свободно, а потом малыш сдерживается даже при отсутствии контроля. Анализируя интонацию,мимику, жесты, взгляды и т. д. ребенок начинает понимать, как в обществе принято выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности эмоционального развития детей раннего возраста
Опубликовано: 14 июня 2022 в 16:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности эмоционального развития детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Веренцова (УИ 3014123) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД