МААМ-картинки

Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок (9 фото)

Наталия Гализеева
Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Отчет

по самообразованию

«Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

В 2022 - 2023 учебном году я взяла тему самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок». Реализовывала данную тему через ведение кружка «Дорога в сказку».

Публикация «Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» размещена в разделах

Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

По наблюдениям за деятельностью воспитанников группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей плохо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала русские народные сказки, которые близки мышлению и представлениям ребёнка.

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Фото №1 Отчет по самообразованию

Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни.

Фото №2 Воспитание детей Фото №3 Младшая группа младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.

Фото №4 Реализовывала данную тему через ведение кружка Дорога в сказку

В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним разных художников, также есть «Уголок ряженья», в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры. В рамках работы по самообразованию, мы провели акцию "Подари книгу детскому саду". Много родителей откликнулись на нашу просьбу и в результате наш книжный уголок пополнился множеством новых книг.

Фото №5 Публикация Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок размещена в разделах Воспитание детей Фото №6 Материалы для педагогов Младшая группа Сказки для детей Фото №7 Все сказки по названиям Сказкотерапия

В течение года было организовано чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к русским народным сказкам, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки. Самый распространенный метод – это чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.

Также в течение года проводились дидактические игры на материале известных детям сказок.

Также не маловажное значение имеет и работа с родителями. В течение года были проведены консультации: «Воспитание сказкой», «Роль сказки в жизни детей», «Как и когда рассказывать сказки».

В мае проведена работа над отчётом о проделанной работе.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

- дети научились понимать смысл сказок;

- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;

- произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

- Улучшилось взаимопонимание с родителями, они начали принимать участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Фото №8 Воспитание сказкой Темочки

ВЫВОД:

Главное достоинство сказки в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми :

усваиваются нравственные качества : добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность;

происходит осознание ребёнком следующих базовых нравственных качеств : совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

происходит усвоение ребенком нравственных норм : открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Содержание сказки является условием формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста. У них сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов как своих. Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои промахи, ошибки или наоборот правильность своих поступков.

Благодаря сказке дети начинают постигать главнейшие истины человеческой жизни, вырабатывают способность проявлять нравственные чувства (сострадание, сочувствие, сопереживание и т. д.).

В результате проделанной работы дети нашей группы усвоили добродетели, стали более направлены и открыты добру. У них продолжается формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. У малышей начала формироваться потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Я полагаю, что нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании русских народных сказок как педагогического средства если: работа по нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом; в работе будут учитываться разные виды деятельности по сказкам; будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.

Чтобы сказки не обидеть, Надо их почаще видеть

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть.

Сказки всех отучат злиться, Быть добрее и скромнее, Терпеливее, мудрее.

Публикации по теме:

Игры-драматизации по мотивам русских народных сказок с детьми раннего возрастаИгры-драматизации по мотивам русских народных сказок с детьми раннего возраста Игры-драматизации способствуют развитию речи детей раннего возраста, формированию у них коммуникативных навыков, познавательной активности,.

Конспект занятия по развитию речи для группы раннего развития «В гостях у русских народных сказок» Занятие по Развитию речи для группы раннего развития " В гостях у русских народных сказках" Цель: С помощью разных приемов помочь детям.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Опубликовано: 10 января 2024 в 17:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД