Лучший педагог года

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Марина Плотникова
Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Отчет по самообразованию

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

В 2019-2020 учебном году мною была выбрана тема по самообразованию, «Роль устного народного творчества в развитии речи детей». Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Публикация «Отчет по самообразованию „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей“» размещена в разделах

Актуальность:

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержание и совершенной формой. Оно постоянно изучается, к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками я поставила следующую цель:

- «Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей на основе устного народного творчества»

-Выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества, а также развивать интерес детей к народному фольклору.

Основными задачами являются:

- Выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества, а также развивать интерес детей к народному фольклору

- Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;

- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами;

- Обогащать чувства детей, воображение и речь;

- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству;

- Прививать навыки общения и коллективного творчества;

-Развивать у детей сферу чувств, соучастие, сопереживание, умения управлять своими чувствами;

- Создать условия и привлечь родителей к устному народному творчеству в воспитании детей.

Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приё мы:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

В своей работе использовала следующие дидактические пособия:

• настольный театр;

• пальчиковые игры на основе русских народных потешек и сказок;

• кукольный театр;

• иллюстрационный материал по сказкам;

• иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.

Месяц Работа с детьми Работа с родителями

Тема «Устное народное творчество в развитие ребенка дошкольника.

Роль потешек в развитии речи ребенка»

Сентябрь

1) Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек на занятиях.

2)Чтение детям русских народных сказок.

3)Дидактические, настоль – печатные игры по мотивам потешек.

4) Разучивание и проговаривание потешек.

1) Создание красочных книг с потешками для детей.

2) Создание картотеки потешек для работы с детьми

3). Консультация: «Роль фольклора в развитии детей"

Тема: «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста».

Октябрь 1)Использование загадок на занятиях.

2)КВН по загадкам.

3)Загадки в режимных моментах 1) Создание красочных книг с загадками для детей.

2) Наглядно – текстовая информация: «Загадки, поговорки, пословицы».

Тема: «Использование фольклора в работе с детьми».

Ноябрь 1) Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?».

2)Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок, скороговорок, прослушивание аудио записей сказок, просмотр через проектор.

1)Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы».

2) Беседа с родителями: «Роль родителей в нравственном воспитании детей».

Тема: «Роль сказки в воспитании детей».

Декабрь 1)Настольно – печатные игры по народным сказкам.

2) Рисование по мотивам сказ Тема: «Роль сказки в воспитании детей».

1)Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки».

2)Семинар – практикум на тему: «Мои любимые сказки».

Тема: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам».

Январь 1) Настольно – печатные игры.

2)Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с животными. 1) Круглый стол на тему: «Народные игры – как средство социализации детей».

2) Консультация: «Влияние народной игры на социализацию ребёнка».

Тема: «Устное народное творчество как средство духовно - нравственного развития личности ребенка».

Февраль 1)Лепка сказочных героев.

2)Создание декоративного узора, путем использования нетрадиционных техник.

1) Семейный конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное фото или о том как она делалась).

2) Консультация: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».

Тема: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».

Март 1)Развлечение «Широкая Масленица».

2)Рисование по мотивам потешек.

3)Проговаривание и заучивания потешек и скороговорок.

1) Совместное творчество детей и родителей ( выставка детских работ на тему: «Игрушка своими руками»).

2) Консультация: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».

Тема: «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек».

Апрель 1)Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

2)Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!».

1) «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей).

2)Семейный конкурс рисунков по мотивам потешки.

Тема: «Народно – декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве».

Май 1)Просмотр презентации «Народно – декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве».

2)Роспись сувениров гжелью, хохломской и городецкой росписью.

1)Отчет по теме самообразования. Презентация.

2) Консультация: «Вечер русских народных игр и забав».

Для работы по теме самообразования я стала изучать, собирать, а затем самостоятельно создавать необходимый материал для дальнейшей работы, для применения полученных знаний на практике.

Собрала картотеку пальчиковых игр на основе устного народного творчества.

Собрала картотеку загадок, закличек, пестушек, потешек, которые успешно применяла как на занятиях, так и в разных режимных моментах.

В результате проведённой работы к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей выросла речевая активность, обогатился словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.

Очень важна работа, проводимая с родителями. Рекомендую родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать.

Подготовила консультацию на тему «Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Русские народные сказки в развитии речи ребёнка четвертого года жизни», буклеты «Положи своё сердце у чтения» и многое другое. Большое внимание уделяю современным подходам к воспитанию детей, создаю условия, обеспечивающие ребёнку психологический комфорт, его всестороннее развитие.

Вывод: В своей педагогической деятельности, я планирую продолжать работу реализации принципа «от простого к сложному». Непосредственно образовательную деятельность с детьми проводить в необычной обстановке, ввести интеграцию во все виды деятельности с детьми по различным направлениям воспитательной работы. В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по развитию речи детей средствами устного народного творчества, а также развивать речь детей через театрализованные игры.

Изучение литературы по теме:

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Отчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный годОтчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Отчёт по самообразованию.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Опубликовано: 22 июня 2020 в 12:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД