МААМ-картинки

Отчет по самообразованию по теме «Развитие у детей младшего дошкольного возраста предпосылок развития творчества»

Наталия Горина
Отчет по самообразованию по теме «Развитие у детей младшего дошкольного возраста предпосылок развития творчества»

ОТЧЕТ по САМООБРАЗОВАНИЮ

ПО ТЕМЕ

«Развитие у детей

младшего дошкольного возраста

предпосылок развития творчества в процессе использования нетрадиционных техник рисования»

Опыт формировался в условиях младшей группы «Карусель»

Публикация «Отчет по самообразованию по теме „Развитие у детей младшего дошкольного возраста предпосылок развития творчества“» размещена в разделах

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Интерес к рисованию возникает у детей еще в раннем возрасте. Г. Н. Давыдова отмечает, что занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации.

Раскрыть содержание задуманного образа можно любыми выразительными средствами. Важно показать ребенку, что техника, хотя и имеет значение в создании рисунка, все же выступает в качестве "вспомогательного кирпичика" в построении образа. Техника способствует решению изобразительных задач, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом.

Изучая этот вопрос я решила остановиться на рекомендациях авторов, занимающихся этим вопросом (Лыкова И. А., Никитина А. В., Сакулина Н. П.) ,также при анализировании литературы я нашла классификацию А. В. Никитиной, которая помогает определить, какая техника применяется в определенном дошкольном возрасте. Так с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать :

• рисование пальчиками;

• оттиск печатками из картофеля;

• тычок жесткой полусухой кистью.

• оттиск поролоном или печатками из ластика;

• отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки.

Особенность данного возраста в том,что сначала у детей возникает интерес к изобразительным средствам, манипуляциям с ними, к следам, оставленным на листе бумаги карандашом или кистью и лишь постепенно, освоению изобразительных приемов, появляется мотивация к творчеству – желание получать результат, создать изображение.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительного творчества для интеллектуального, художественного развития детей в дошкольном возрасте. Ведь именно в изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Проанализировав детские рисунки, диагностический материал и изучив методическую литературу, я сделала вывод, что можно повысить интерес детей младшего дошкольного возраста к рисованию через использование нетрадиционных техник.

По Данной теме была изучена следующая литература:

- Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста»

И. А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».

А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"-

А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

Работу проводила поэтапно:

на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ. (коллективные работы)

Были использованы следующие средства:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Самостоятельная деятельность детей;

Применяла такие методы:

словесные,

наглядные,

практические,

игровые.

В результате были созданы коллективные работы детей и воспитателя для родителей «Приглашение на праздник Осени», «Мама,так тебя люблю»(День Матери, «Здравствуй,зимушка Зима», «Наряжаем ёлочку», «Подарок для бабушки», «Светит солнышко в окошко.» ,«Моя любимая игрушка» с использованием нетрадиционных техник рисования.

Выставки детских рисунков в группе. (Создание специально-организованного места «Мы рисуем» с использованием прищепок, где каждый ребенок имеет возможность самостоятельно повесить свое творение на выставку)

Выставки детских рисунков для родителей.

Регулярное обновление информации для родителей на стенде под рубрикой «Каляка- маляка»

Распространение собственного педагогического опыта на своей странице МААМ (Опыт работы «Учим стихи с детьми младшей группы с использованием продуктов детской деятельности» 1201336-016-015)

Диагностическое обследование детей осуществлялось в сентябре и планировалось в мае по критериям, разработанным на основе «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества». Где :

показатель "стадия формирования" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.

показатель "стадия становления" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.

показатель "точка роста" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

Задание Точка роста Стадия ст-ния Стадия фо-ия

Нг К. г Н. г К. г Н. г К. г

1 блок заданий.

В свободной деятельности с удовольствием рисует, лепит. Пользуясь различными изобразительными средствами

5чел 1чел 4чел 8чел 6 чел 7чел

2 блок заданий.

Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций

2 чел 2чел 6чел 4чел 7 чел 10 чел

3 блок заданий.

Изображает отдельные предметы, сюжеты, простые по композиции и содержанию

8чел 2 чел 4чел 5чел 4чел 9чел

По результатам проведенной работы, я убедилась, в том, что, нетрадиционные методы и подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей, создает ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Анализируя работы детей, наблюдая за их деятельностью на занятиях и в свободное время, я пришла к выводу, что в результате проделанной работы, цель может быть достигнута, задачи для достижения выполнены. Это происходит благодаря целенаправленному использованию специально подобранных занимательных занятий.

Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес, а цель проведения моих занимательных занятий - создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе а Ведь изобразительный материал может быть одним и тем, а использовать его можно в разных техниках. Я уверена,что создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать условия для развития детского творчества. Таким образом, занятия с использованием нетрадиционных техник занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей младшего дошкольного возраста. Использование художественной литературы также является средством для развития предпосылок творчества у детей. Они любят стихи и сказки,любят создавать,творить на темы литературных произведений; они будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или оживить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. По этому я очень часто использовала литературное произведение в качестве итоговой коллективной работы,объединяя два жанра. При взаимосвязи обучения технике изображения и творчества,, ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе. Одно из условий развития творческих способностей детей - использование разнообразных техник изобразительной деятельности.

Мой опыт работы показывает, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в младшем дошкольном возрасте, т. к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности и стимулируют творческий потенциал детей, а значит развивают их художественно-творческие способности. Таким образом, проведя методическую и воспитательно-образовательную работу по данному направлению, я повысила свою педагогическую компетентность в области использования нетрадиционных техник рисования, как средства образовательной деятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет по самообразованию «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей второй младшей группы» Актуальность заявленной темы. В связи с прогрессирующим развитием человечества появились и появляются новые и новые требования к знаниям.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Отчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный годОтчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Отчёт по самообразованию.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию по теме «Развитие у детей младшего дошкольного возраста предпосылок развития творчества»
Опубликовано: 24 сентября 2020 в 21:13
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД