Получи документы

Отчёт по самообразованию педагога-психолога «Использование тренажёров и нетрадиционного оборудования в работе с детьми»

Елена Игоревна Банщик
Отчёт по самообразованию педагога-психолога «Использование тренажёров и нетрадиционного оборудования в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Отчёт по самообразованию педагога-психолога по теме

«Использование тренажёров и другого нетрадиционного оборудования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрительно-моторной координации»

Актуальность.

Публикация «Отчёт по самообразованию педагога-психолога „Использование тренажёров и нетрадиционного оборудования в работе с детьми“» размещена в разделах

Зрительно-моторная координация является одной из составляющих «готовности к школе». Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаз и рук, умение удерживать зрительный образ и переносить его на лист бумаги.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию тонкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Только в результате систематической, целенаправленной работы у детей будет развиваться зрительно-моторная координация, успешное овладение графическими навыками, которые будут хорошей основой для успешного обучения детей в начальной школе.

Исследованиями учёных института физиологии детей и подростков АПН (Е. И. Исениной) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Психодиагностическое обследование детей в начале учебного года позволило выявить следующие закономерности в отставании их психомоторного развития (т. е. произвольных, осознанных движений направленных на достижение определенной цели) :

• Снижение мышечного тонуса;

• Нарушение общей, мелкой моторики;

• Общая скованность и замедленность выполнения движений;

• Нарушения зрительно-двигательной функции;

• Нарушение ориентировки в пространстве (листе бумаги);

Зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

У детей с проблемами в развитии можно наблюдать нарушение согласованности движений результате одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов, отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений.

А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз.

Это и побудило меня выбрать для самообразования данную тему.

Цель – создание условий для совершенствования навыков зрительно-моторной координации и закрепления пространственных представлений

Задачи:

-изучить проблему формирования зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста для определения комплекса диагностических методик;

-развивать и совершенствовать навыки зрительно-моторной координации детей, умения ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу);

- разработать комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

Развитие графо-моторных навыков детей;

Развитие умения ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;

Совершенствование тонкой моторики рук, внимания, памяти;

Активизация межполушарного взаимодействия детей

Далее был разработан перспективный план, в соответствии с которым велась работа по самообразованию педагога-психолога.

1. Сентябрь. Подготовительный этап.

-Выбор и изучение темы проекта.

-Подбор диагностических методик.

2. Октябрь-ноябрь. Исследовательский этап.

-Разработка планирования различных видов детской деятельности для совершенствования навыков зрительно-моторной координации и закрепления пространственных представлений.

-Разработка диагностического мониторинга.

-Изучение методической литературы.

3. Декабрь-январь. Основной этап.

-Приобретение дидактических пособий «Магнитный планшет».

-Изготовление тренажёра «Нейродорожки».

-Изготовление альбомов и индивидуальных карточек для развития зрительно-моторной координации.

-Видеопрезентация для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в вопросах развития навыков зрительно-моторной координации у старших дошкольников.

-Консультация для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в вопросах развития навыков зрительно-моторной координации у детей.

-Разработка комплекса дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста.

Февраль-апрель.

-Апробирование новых форм работы с детьми.

-Разработка календарного плана занятий для детей с нарушениями зрительно-моторной координации.

4. Май. Заключительный этап.

-Оформление выставки дидактических пособий и методических материалов.

-Оформление отчёта о самообразовании за 2021-2022 год.

На предварительном этапе мною была изучена следующая литература:

1. Атемаскина Ю. В., Богославцев Л. Г. «Современные педагогические технологии в ДОУ» учебно-методическое пособие- СПб. ; ООО Издательство Детство-Пресс, 2011

2. Вархотов Е. К. Дятко Н. В., Сазонов Е. В. Экспресс – диагностики готовности к школе. // Генезис,1998

3. Ахутина Т. В. Пылаева Н. М. Диагностика зрительно – вербальных функций у детей 5 -7 лет. // Школьный психолог, 2001,№15

4. Запорожец А. В. Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. //М. : Просвещение, 1990

5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно!// СПб. : Литера,2013

6. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Издательство: Детство-Пресс; 2009 г.

7. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. М. «Айрис ПРЕСС» 2007 г

8. Семаго Н. Я. Формирование зрительно-моторной координации у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М. : Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования)

Принципы реализации:

• Целенаправленность процесса обучения и воспитания на основе возрастных особенностей детей;

• Единство содержания форм и методов работы ;

• Личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку;

• Принцип доступности;

• Принцип системности и последовательности.

Методы и приемы:

• беседы

• наблюдения

• рассматривание

• занятия в игровой форме

• дидактические игры

• нейрогимнастика

• зрительная гимнастика

Одним из средств развития зрительно - моторной координации являются:

1. Упражнения для укрепления работы мышц глаз.

Цель:

• активизация кровообращения в области глаз и мозга;

• улучшение координации движений глаз и головы;

тренировка мышц глаз.

Это и различные движения глаз: вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения, зажмуривания, широко открыть, выпучить глазки.

2. Самомассаж рук.

Массаж проводится сначала на одной руке, затем на другой. Упражнения желательно проводить по 3 — 5 минуты. Сюда входят: поглаживания, разминания, сгибания, разгибания, точечный массаж.

3. Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика может быть:

• без речевого сопровождения;

• с речевым сопровождением.

Пальчиковая гимнастика позволяет корригировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных реакций.

4. Графо – моторные игры и упражнения.

- альбомы для развития зрительно-моторной координации;

- индивидуальные карточки;

- нейропсихологические тренажёры и игры;

- лабиринты

5. Дидактические игры:

• различные мозаики;

• пазлы (разные по величине и количеству);

• игры «Наряди куклу в бусы», «Прищепки»;

• различные конструкторы;

«Выложи фигуры» (выкладывание на плоскости);

• Шнуровки (на ботинках, сапожках, пальто, платье и. т. д.);

• «Выложи рисунок из спичек (фасоли, пуговиц, и т. д.);

«Обведи и закрась» использованием трафаретов)

«Диктант» (нарисуй квадрат в верхнем правом углу и т. д.).

«Сложи двумя руками пуговицу в коробку».

6. Игры на прослеживание движения объектов

«Прокати в ворота»;

«Попади в цель»;

«Накорми зверят»

7. Штриховки:

• рисунков;

• геометрических фигур;

• букв;

• цифр.

Занятия проводились 1 раз в неделю в течение года, продолжительностью 25-30 минут (в зависимости от возраста). Занималась с детьми старшего дошкольного возраста по итогам диагностического обследования в начале учебного года.

Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы и целей занятия, которые я планирую в работе с конкретным ребёнком в зависимости от уровня развития его пространственных навыков и зрительно-моторной координации.

Образовательная деятельность выстраивалась с использованием нетрадиционного оборудования и игровых технологий, что очень нравится детям и позволяет сделать процесс обучения нестандартным и результативным.

В ходе реализации проекта мною были разработаны :

- диагностический инструментарий;

- видеопрезентация для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в вопросах развития навыков зрительно-моторной координации у старших дошкольников;

- консультация для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в вопросах развития навыков зрительно-моторной координации;

- комплекс игр для тренировки тонких движений пальцев рук;

- комплекс упражнений для самомассажа рук;

- комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации;

- приобретено дидактическое пособие «Магнитный планшет» (4 шт.);

- изготовлено два альбома для индивидуальной работы с детьми;

- изготовлен дидактическое пособие-тренажёр «Нейродорожки» и комплект вкладышей.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционного физкультурного оборудованияИспользование нетрадиционного физкультурного оборудования Доброе утро, уважаемые коллеги!Дошкольный возраст - это важный период в формировании человеческой личности и прочных основ физического.

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» «Прежде чем.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Использование многофункционального оборудования «Дидактическое панно-скатерть-домик» в работе с детьми раннего возрастаИспользование многофункционального оборудования «Дидактическое панно-скатерть-домик» в работе с детьми раннего возраста Пособие в "Гостях у сказки". Данное пособие я использую при работе с детьми для развития речи, формирования социально-коммуникативных навыков,.

Использование нестандартного спортивного оборудования в индивидуальной работе с детьмиИспользование нестандартного спортивного оборудования в индивидуальной работе с детьми Использование нестандартного спортивного оборудования в индивидуальной работе с детьми «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Массажные коврики для детей выполненные родителямиМассажные коврики для детей выполненные родителями Основная цель в работе педагога дошкольной образовательной организации - сохранение жизни и здоровья ребенка. Такое широкое понятие включает.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возрастаИспользование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста Цель методической разработки: создать условия для развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по самообразованию педагога-психолога «Использование тренажёров и нетрадиционного оборудования в работе с детьми»
Опубликовано: 12 июля 2022 в 15:48
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчёт по самообразованию педагога-психолога «Использование тренажёров и нетрадиционного оборудования в работе с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Игоревна Банщик (УИ 2548298) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД