Елена Игоревна Банщик
Отчёт по самообразованию педагога-психолога «Использование тренажёров и нетрадиционного оборудования в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию педагога-психолога по теме
«Использование тренажёров и другого нетрадиционного оборудования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрительно-моторной координации»
Актуальность.
Публикация «Отчёт по самообразованию педагога-психолога „Использование тренажёров и нетрадиционного оборудования в работе с детьми“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Зрительно-моторная координация является одной из составляющих «готовности к школе». Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаз и рук, умение удерживать зрительный образ и переносить его на лист бумаги.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию тонкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Только в результате систематической, целенаправленной работы у детей будет развиваться зрительно-моторная координация, успешное овладение графическими навыками, которые будут хорошей основой для успешного обучения детей в начальной школе.
Исследованиями учёных института физиологии детей и подростков АПН (Е. И. Исениной) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Психодиагностическое обследование детей в начале учебного года позволило выявить следующие закономерности в отставании их психомоторного развития (т. е. произвольных, осознанных движений направленных на достижение определенной цели) :
• Снижение мышечного тонуса;
• Нарушение общей, мелкой моторики;
• Общая скованность и замедленность выполнения движений;
• Нарушения зрительно-двигательной функции;
• Нарушение ориентировки в пространстве (листе бумаги);
Зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
У детей с проблемами в развитии можно наблюдать нарушение согласованности движений результате одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов, отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений.
А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз.
Это и побудило меня выбрать для самообразования данную тему.
Цель – создание условий для совершенствования навыков зрительно-моторной координации и закрепления пространственных представлений
Задачи:
-изучить проблему формирования зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста для определения комплекса диагностических методик;
-развивать и совершенствовать навыки зрительно-моторной координации детей, умения ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу);
- разработать комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
Развитие графо-моторных навыков детей;
Развитие умения ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;
Совершенствование тонкой моторики рук, внимания, памяти;
Активизация межполушарного взаимодействия детей
Далее был разработан перспективный план, в соответствии с которым велась работа по самообразованию педагога-психолога.
1. Сентябрь. Подготовительный этап.
-Выбор и изучение темы проекта.
-Подбор диагностических методик.
2. Октябрь-ноябрь. Исследовательский этап.
-Разработка планирования различных видов детской деятельности для совершенствования навыков зрительно-моторной координации и закрепления пространственных представлений.
-Разработка диагностического мониторинга.
-Изучение методической литературы.
3. Декабрь-январь. Основной этап.
-Приобретение дидактических пособий «Магнитный планшет».
-Изготовление тренажёра «Нейродорожки».
-Изготовление альбомов и индивидуальных карточек для развития зрительно-моторной координации.
-Видеопрезентация для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в вопросах развития навыков зрительно-моторной координации у старших дошкольников.
-Консультация для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в вопросах развития навыков зрительно-моторной координации у детей.
-Разработка комплекса дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста.
Февраль-апрель.
-Апробирование новых форм работы с детьми.
-Разработка календарного плана занятий для детей с нарушениями зрительно-моторной координации.
4. Май. Заключительный этап.
-Оформление выставки дидактических пособий и методических материалов.
-Оформление отчёта о самообразовании за 2021-2022 год.
На предварительном этапе мною была изучена следующая литература:
1. Атемаскина Ю. В., Богославцев Л. Г. «Современные педагогические технологии в ДОУ» учебно-методическое пособие- СПб. ; ООО Издательство Детство-Пресс, 2011
2. Вархотов Е. К. Дятко Н. В., Сазонов Е. В. Экспресс – диагностики готовности к школе. // Генезис,1998
3. Ахутина Т. В. Пылаева Н. М. Диагностика зрительно – вербальных функций у детей 5 -7 лет. // Школьный психолог, 2001,№15
4. Запорожец А. В. Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. //М. : Просвещение, 1990
5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно!// СПб. : Литера,2013
6. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Издательство: Детство-Пресс; 2009 г.
7. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. М. «Айрис ПРЕСС» 2007 г
8. Семаго Н. Я. Формирование зрительно-моторной координации у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М. : Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования)
Принципы реализации:
• Целенаправленность процесса обучения и воспитания на основе возрастных особенностей детей;
• Единство содержания форм и методов работы ;
• Личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку;
• Принцип доступности;
• Принцип системности и последовательности.
Методы и приемы:
• беседы
• наблюдения
• рассматривание
• занятия в игровой форме
• дидактические игры
• нейрогимнастика
• зрительная гимнастика
Одним из средств развития зрительно - моторной координации являются:
1. Упражнения для укрепления работы мышц глаз.
Цель:
• активизация кровообращения в области глаз и мозга;
• улучшение координации движений глаз и головы;
• тренировка мышц глаз.
Это и различные движения глаз: вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения, зажмуривания, широко открыть, выпучить глазки.
2. Самомассаж рук.
Массаж проводится сначала на одной руке, затем на другой. Упражнения желательно проводить по 3 — 5 минуты. Сюда входят: поглаживания, разминания, сгибания, разгибания, точечный массаж.
3. Пальчиковая гимнастика.
Гимнастика может быть:
• без речевого сопровождения;
• с речевым сопровождением.
Пальчиковая гимнастика позволяет корригировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных реакций.
4. Графо – моторные игры и упражнения.
- альбомы для развития зрительно-моторной координации;
- индивидуальные карточки;
- нейропсихологические тренажёры и игры;
- лабиринты
5. Дидактические игры:
• различные мозаики;
• пазлы (разные по величине и количеству);
• игры «Наряди куклу в бусы», «Прищепки»;
• различные конструкторы;
• «Выложи фигуры» (выкладывание на плоскости);
• Шнуровки (на ботинках, сапожках, пальто, платье и. т. д.);
• «Выложи рисунок из спичек (фасоли, пуговиц, и т. д.);
• «Обведи и закрась» (с использованием трафаретов)
• «Диктант» (нарисуй квадрат в верхнем правом углу и т. д.).
• «Сложи двумя руками пуговицу в коробку».
6. Игры на прослеживание движения объектов
• «Прокати в ворота»;
• «Попади в цель»;
«Накорми зверят»
7. Штриховки:
• рисунков;
• геометрических фигур;
• букв;
• цифр.
Занятия проводились 1 раз в неделю в течение года, продолжительностью 25-30 минут (в зависимости от возраста). Занималась с детьми старшего дошкольного возраста по итогам диагностического обследования в начале учебного года.
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы и целей занятия, которые я планирую в работе с конкретным ребёнком в зависимости от уровня развития его пространственных навыков и зрительно-моторной координации.
Образовательная деятельность выстраивалась с использованием нетрадиционного оборудования и игровых технологий, что очень нравится детям и позволяет сделать процесс обучения нестандартным и результативным.
В ходе реализации проекта мною были разработаны :
- диагностический инструментарий;
- видеопрезентация для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в вопросах развития навыков зрительно-моторной координации у старших дошкольников;
- консультация для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в вопросах развития навыков зрительно-моторной координации;
- комплекс игр для тренировки тонких движений пальцев рук;
- комплекс упражнений для самомассажа рук;
- комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации;
- приобретено дидактическое пособие «Магнитный планшет» (4 шт.);
- изготовлено два альбома для индивидуальной работы с детьми;
- изготовлен дидактическое пособие-тренажёр «Нейродорожки» и комплект вкладышей.