Жанна Карпухина
Отчёт по самообразованию воспитателя второй младшей группы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». Карпухиной Ж. А.
Работа над темой начата - сентябрь 2016 г. (первый год)
Предполагается закончить работу над темой - май 2017 г.
Публикация «Отчёт по самообразованию воспитателя второй младшей группы „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
За основу в своей работе я брала основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Москва. Мозаика – Синтез 2014 год. Также использовала следующую методическую литературу: Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
А. Е. Белая В. И. Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников Пособие для родителей и педагогов АСТ Москва 2004
Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов Москва АСТ 2005
В. В. Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь Лань Санкт-Петербург 1997
Е. Максимова, О. Рахматуллина, О. Травкина, А. Черных Готовим пальчики к письму Москва Обруч 2011
В. Волина Зимние потешки Санкт-Петербург Дидактика Плюс 1996 Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: Корона-Век, 2007. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006. С. Е. Большакова Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014 Е. А. Савельева Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте» В. А. Сухомлинский. Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства.
Работая по теме, я использовала разнообразные методы и приё мы: пальчиковые игры и гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей и пальцев рук. Работая с детьми, старалась использовать партнёрские отношения. Очень много отводилось времени на работу по насыщению предметно - пространственной среды.
Было сделано много игр и пособий. Составлены картотеки пальчиковых игр и гимнастик, игр с массажными мячами, памятка для родителей «Мелкая моторика рук и развитие речи».
Развитию кистей и пальцев рук способствуют разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:
- Игры с пуговицами («Варежка», «Божья-коровка»);
- Игры - шнуровки («Башмачок», «Рыбка»);
- Игры с прищепками («Собери цветок», «Солнышко», «Ёжик»)
- Игры с фасолью («Найди мишку», «Потерялся шарик»)
- Игры с мелкими предметами.
Дети очень любят играть в настольные, дидактические игры, в кукольный, пальчиковый театр.
Много знают физкультминуток, пальчиковых игр со стихами и скороговорками и с удовольствием их используют в самостоятельной деятельности (в конце года).
акие игры способствуют не только развитию мелкой моторики, они снимают эмоциональное напряжение, улучшают настроение. У детей повышается любознательность; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование – один из самых больших удовольствий для ребёнка. Проводив, ООД использовала, различные как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования: пальчиками, пористыми губками, ватными палочками, вилкой.
Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Так же наши малыши научились использовать трафареты.
Много времени отводили пластилинографии и лепке.
Пластилин - не обычный материал, из него можно сделать все, что захочется. На занятиях по конструированию дети с удовольствием возводили постройки: домики, башни, гаражи. Малыши создавали их по образу, позже возводили, усложняя их новыми элементами.
Рассказывая о своей работе, дети учатся подбирать нужные слова и формировать свои мысли.
Вся работа по заданной теме проводилась, в тесном контакте с родителями были проведены индивидуальные беседы, консультации: «Игры с прищепками» (декабрь, «Игры и упражнения с массажными мячами» (февраль). На стенды выставляли физкультминутки и пальчиковые игры, в которые можно поиграть дома вместе с детьми. На протяжении всего времени родители вместе со своим детьми принимали активное участие в жизни группы и детского сада. Участвовали в выставках, конкурсах и акциях.
Что так же благотворно сказывается на развитии детей. В этом году я со своими ребятами приняла участие в 8 Всероссийском творческом конкурсе «Царство рыб». Где мы стали победителями и получили диплом.
*
В этом конкурсе приняли участие 3 девочки. Они делали осьминогов из бумаги. Так в нашей группе «Цвеик-семицветик» появился красивый аквариум с осьминогами и другими жителями.
В ноябре провели родительское собрание «Пальчиковые игры, их роль в развитии речи дошкольников». В течение года проводились различные досуги, где дети применяли пальчиковые игры: «В гостях у сказки», «Весёлые пальчики».
Вывод: Проанализировав данную работу, пришла к выводу, что цель мною была достигнута, так как у детей наблюдается положительная динамика. Развитие мелкой моторики является предпосылкой для становления детской деятельности, устной и письменной речи, а также способствует познавательной активности детей.
Дети, ранее плохо владевшие речью стали охотнее общаться друг с другом и с взрослыми, словарный запас вырос, игровой замысел у детей расширился, они стали более организованными, внимательными. Повысились навыки самообслуживания. Следовательно, тема для данной работы – актуальна.