Шелехова Ольга
Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №73 комбинированного вида
Фрунзенского района города Санкт-Петербурга
Отчет по самообразованию на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
Выполнила: воспитатель
Шелехова О. А.
2022 г.
План.
1. Цели и задачи
2. Приемы, методы работы
3. План самообразования на год
4. Анализ проделанной работы
5. Изучение методической литературы по теме
Публикация «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели: Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;
Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятельности по обучению грамоте (русский язык, чтение).
Задачи:
• Составить план работы на учебный год в соответствии с темой саморазвития;
• Изучить методическую литературу по теме самообразования;
• Вопрос относительно выбора программы по обучению грамоте детей подготовительной группы не возникал, поскольку в прошлом году я работала по Авторской программе Колесниковой Е. В. «От звука к букве». Продолжением её, (для детей 6-7 лет, является – «Я начитаю читать».
• Создание предметно-развивающей среды для применения занимательных форм обучения грамоте;
• Проанализировать работу по выбранной теме;
• Провести диагностику детей и составить аналитический отчет о проделанной работе.
В результате изучения темы саморазвития я должна была:
• повысить свою компетентность в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте;
• применять новые формы методы и приёмы в работе по обучению грамоте с детьми;
• применить в своей работе авторскую методику по обучению грамоте детей подготовительной группы.
При работе с детьми были поставлены следующие задачи:
Задачи:
- Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;
- Познакомить со звучащим словом, его протяжённостью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; учить выделять гласные и согласные звуки;
- Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам;
- Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу;
- Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
2. ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
В своей работе по теме саморазвития я использовала методику Колесниковой Е. В. «Я начитаю читать», а также методику Ушаковой О. С. «Развитие речи детей 5 -7 лет» (словесные игры, упражнения и дидактические игры по развитию речи) Основная задача–овладение техникой чтения, зарождение интереса к самостоятельному чтению. Технология ее реализации решает задачи подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста. Программа базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии (Эльконин Д. Б., Давыдов В. В.) Она дополненна большим количеством различных словесных игр, составляющих основную часть занятий и обязательно содержащих в себе учебную задачу.
Для работы по обучению грамоты были созданы дидактические и наглядные пособия:
• схемы звукового состава слов.
• смешанные модели слов.
• материалы для развития у детей графических навыков.
• Имеется мини – магнитная доска с кассой букв на магнитах.
• картинки с последовательно развивающимся действием;
• печатные рабочие тетради по данной программе.
• Подобрана и изготовлена картотека дидактических игр по о
обучению грамоте.
• Изготовлен дидактический материал «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов»
• Пополнена коллекция обводок и штриховок.
Подобраны дидактические игры «Составь слово», «Найди место звука в слове», «Закончи слово», «Угадай слово», «Игра с мячом –раздели на слоги», «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный, игра смячом «Цепочка», «Отгадай кроссворд».
Подобраны развивающие упражнения «Будь внимательным», «Буква потерялась», «Найди букву», «Распугай буквы», «Волшебные линии», «Назови букву, «Придумай слово на заданный звук (букву).
Подобрана картотека скороговорок, потешек, подвижных игр и пальчиковых гимнастик для развития фонематического слуха, речи.
Для повышения своей компетентности, в течение года я участвовала в дистанционных вебинарах по темам, связанных с обучением грамоте и развитием речи у детей 6-7 лет.
Провела совместно с коллегой и музыкальным руководителем театрализацию по р. н. с. «Как Алёнушка искала бабушку и Бурёнушку» для родителей. В конце учебного года провела открытый показ для коллег детского сада сюжетно-ролевой игры «Поликлинника».
3. План работы на 2021 – 2022 учебный год
Сентябрь.
Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки.
Картотека «Артикуля ционная гимнастика»
Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте
Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж 2009г.
Октябрь.
Использование новых дидактических игр по обучению грамоте
Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»
Изготовление дидактичес кого материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов».
Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
Ноябрь.
Подбор материала по формированию графических умений.
Консультация для родителей «Как подготовить руку к письму?»
Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. Оформление картотеки с пальчиковыми игра ми.
Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г
Декабрь.
Использование пальчиковых игр.
Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»
Пополнение коллекции обводок и штриховок.
Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе. Воронеж 2010г
Январь.
Знакомство с обводками и штриховками.
Презентация «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа».
Оформление консультации для родителей «Игры с буквами для дошколят»
Изготовление дидактичес ких игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово»
Гаврина С. Е. Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г
Февраль.
Обновление обводок, штриховок.
Консультация для родителей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте».
Беседа «Определение гласных звуков»
Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками.
Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
Март.
Обновление наглядного материала на звуки.
Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Беседа «Определение согласных звуков. Их классификация»
Изготовление дидактических игр.
Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.
Апрель.
Досуг «В стране звуков».
Консультация для родителей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте». Оформление памятки для родителей «Страна букв».
Подбор материала для проведения итогового мероприятия:
Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 5 – 6 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
Май.
Досуг «В стране звуков».
Подведение итогов, диагностика, аналитическая справка.
4. Анализ проделанной работы.
В результате проделанной работы к концу года около 80% детей умеют читать, большинство - в хорошем темпе.
-знают и пишут буквы русского алфавита;
-определяют место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
-различают гласные, согласные, тврдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
-пользуются графическим обозначением звуков (гласные –красный квадрат, тврдые согласные –синий квадрат, мягкие согласные –зелный квадрат);
-соотносят звук и букву:
-пишут слова, предложения условными обозначениями, буквами;
-определяют ударный слог, ударную гласную и обозначают соответствующим значком;
-проводят звуковой анализ слов;
-читают слова, предложения, небольшие тексты;
-правильно пользуются терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
-составляют предложение из двух, трх слов, анализируют его.
По окончанию изучения темы «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы» практически все запланированные результаты получены.
Методическая литература
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж 2009г.
2. ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в старшей группе. Воронеж 2010г
3. Гаврина С. Е. Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
4. Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.
5. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
6. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
7. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г