Кузнецова Инна Сергеевна
Открытое занятие по развитию речи «Сочиняем сказки сами» для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: развитие речевой творческой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания; расширение и уточнение представлений дошкольников, обогащение их эмоционального опыта, формирование у них начальных форм творческого воображения.
- развитие связной речи и словесного творчества детей на материале сказок.
Задачи:
Публикация «Открытое занятие по развитию речи „Сочиняем сказки сами“ для старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Воспитательные - воспитывать интерес к такому литературному жанру, как сказка, к их сочинительству.
-воспитывать желание коллективно сочинять сказку.
-воспитывать умение слушать.
Развивающие :
- развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, речь.
- развивать речевые умения и навыки детей,творчество, фантазию.
- развивать умение связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.
обогащать литературный опыт детей
-развивать монологическую речь детей, умение связно высказываться.
-обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-определений, помогающих описывать внешний вид, поведение, характер героев.
-формировать умение у детей придумывать новые сюжеты сказок с использованием «сказочных кубиков».
Принципы:
-принцип доступности и целостности получаемых ребенком знаний.
-принцип индивидуального подхода к детям.
-принцип бережного и уважительного отношения к детскому творчеству.
-принцип наглядности.
Методы и приемы: вопросы к детям, побуждение к ответам, поощрение.
1. Организационный момент. (Дети заходят и становятся полукругом вокруг воспитателя).
Воспитатель: «Здравствуйте, милые дети,
Вы прекрасней всех на свете!»
-Вы из садика ребята,
Вы ребята-дошколята,
Все сюда с утра идете,
Здесь танцуете и поете.
В садике вы все друзья,
Ведь без дружбы вам нельзя!
Собрались все дети в круг.
Я- твой друг и ты –мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.»
Воспитатель. Ребята, представляете, я сегодня пришла рано утром в детский сад и услышала, как по всему зданию раздается красивая музыка! Я, может быть, и не удивилась бы такому моменту, но дело в том, что в это время в детском саду никого не было! Представляете! Я подумала, что это все мне показалось, прошла по зданию, надеясь найти место, откуда доносилась мелодия, но так и не нашла! Зато я обнаружила вот эту, похожую на волшебную, книгу, в которой нет ни слов, ни картинок. (Дети смотрят на книгу). А музыка все то время, что я смотрела на эту диковинную книгу, то звучала, то прекращала свое завораживающее песнопение. Я запомнила эту мелодию. Вот, послушайте, как она звучит (воспитатель включает красивую мелодию).
Воспитатель. Ребята, вам нравится такое дивное произведение?
Дети. (Да)
Воспитатель Какое настроение она у вас вызывает (ответы детей?
Воспитатель. Я предлагаю вам выразить свое настроение с помощью картины на песке. Возьмите в руки палочку и нарисуйте свое настроение на песке. Выбор цвета песка остается за вами (красный, зеленый, желтый)
(Дети рисуют палочками на песке с выбранным цветом).
Воспитатель. Давайте мы с вами подарим нашим гостям хорошее настроение.
В страну настроений направляемся мы,
Где будем смеяться, грустить, удивляться.
С героями этой волшебной страны
На этом занятии встретимся мы,
Нас ждут приключения, сказки, игра,
Задания разные-просто мечта!
Ну, что, вы готовы? Тогда нам пора!
Друг другу приветствия скажем! Ура!
(Дети передают по кругу приветствие в виде цветка).
2. Введение в тему
Воспитатель. Ребята, если у вас хорошее настроение, я приглашаю вас мысленно совершить путешествие в удивительный мир- в мир сказок.
Посмотрите друг на друга
И скажите: Как люблю я Варю, Петю и Антошку,
И Ягу на курьих ножках,
Бармалея и Кащея,
А Горыныча сильнее!
Мишу, Машу и Зайчонка,
Лягушонка в коробчонке.
Всех люблю я, без оглядки,
И хочу скорее в сказку!
Воспитатель: А на чем можно отправиться в путешествие, как вы думаете (дети предлагают свои варианты ответов)
Воспитатель: А полетим мы туда на воздушных шариках!
Воспитатель: Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос. Выдыхаем через рот (ш-ш-ш).
(Руками изображают шар, идут в круг ; из круга)
Воспитатель: А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).
Воспитатель: Замечательно! Сказка- это счастье, и тому, кто верит, сказка непременно отворит свои двери. Далеко-далеко за горами, за дремучими лесами, за тридевять земель находится загадочная страна сказок.
Воспитатель: Давайте вместе произнесем волшебные слова и сказка откроет нам свои волшебные двери:
Раз-два-три-четыре-пять,
Вместе мы в кругу опять,
Крепко за руки держитесь,
В сказке мигом окажитесь (закрывают глаза и кружатся вокруг себя).
Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И, конечно, поиграть.
3. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки (ответы детей)
Воспитатель:У меня в руках шкатулка, но эта шкатулка не простая, а волшебная. И она приготовила нам какой –то сюрприз. Но открыть ее смогут только добрые ребята. Давайте покажем шкатулке, какие мы добрые и подарим друг другу «Добрый День!» (Воспитатель играет с детьми в игру «Добрый день в ладошку», просит ребенка сложить ладошки вместе и, назвав его по имени, «кладет» в ладошки «Добрый День»).
Воспитатель: Внутри нее находится волшебный предмет, а какой, вы узнаете, отгадав загадку.
Он пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но он не кот.
Часто прыгает упруго,
Покатится и под комод.
Дети: Клубок.
Воспитатель: Да, правильно.
Воспитатель: Клубок, но не простой, а волшебный: в нем спрятались сказки. Вот сейчас мы и посмотрим, как хорошо вы знаете и любите сказки.
Воспитатель:
Жила-была девочка по имени Маша и пошла она в лес за шишками. Да и заблудилась. Ее подхватили гуси-лебеди и забрали с собой. Они летели очень долго и приземлились рядом с домом бабушки и дедушки. Бабушка и дедушка в это время пекли колобок. Бабушка положила колобок на окошко студиться. А дедушка пошел репку тянуть. Тянет- потянет, не вытащит. Позвал он на помощь царевну- лягушку, Емелю и золотую рыбку. И все они вытянули репку.
Воспитатель: Назовите спрятанные сказки.
Дети: «Маша и медведь», «Гуси- лебеди», «Колобок», «Репка», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Сказка о золотой рыбке».
Физминутка
К сказке в гости мы пришли (шагаем на месте)
Сундучок с замком нашли (руки разводим в стороны)
Справа заглянули (наклон вправо)
Слева заглянули (наклон влево)
И присели. И привстали,
И зайчонком поскакали,
Ручки наши разомнем,
И замочек отопрем.
Беседа.
Воспитатель. Ребята, а какие бывают сказки?
Дети. Народные, авторские.
Воспитатель: Ребята, а почему сказки называются народными?
Дети. Потому что их сочинил народ.
Воспитатель. А почему сказки называются авторскими?
Дети. Потому что их сочинил и написал один человек, автор, писатель, например, А. С. Пушкин, К. Чуковский, С. Я. Маршак.
Воспитатель: Как вы думаете, а что обьединяет сказки?
Дети: Фантазия.
Воспитатель:А что такое фантазия, как вы думаете?
Дети: Это воображение, то, чего нет на самом деле в жизни.
Воспитатель:А как вы думаете, трудно ли придумать сказку? (Ответы детей)
Воспитатель: А вы пробовали когда-нибудь сами сочинить свою, не похожую ни на какую сказку (ответы детей).
Воспитатель: А хотите попробовать сочинить свою сказку?
Дети: Да, конечно.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к такому увлекательному сочинительству, давайте с вами вместе вспомним, какие герои встречаются в сказках по характеру и поступкам?
Дети: Положительные и отрицательные.
Воспитатель: Правильно.
А героями сказок кто выступает?
Дети: Люди, животные.
Воспитатель:А так ли мы с вами хорошо знаем сказочных персонажей?
Я сейчас загадаю вам загадки про них, а вы отгадайте.
Возьмите каждый из вас в руки по сказочному персонажу и если поймете, что я говорю про вашего героя, то поднимайте его смело вверх. Чтобы все увидели!
Посмотрите на экран, в нем спрятались сказочные герои.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А ну, подскажите имя ее (Красная шапочка)
Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, простившись с зеленой кожей,
Превратился в девицу милую, красивую и пригожую (царевна-лягушка)
Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
На окошке он студился,
Взял потом и укатился.
На сьедение лисе. (Колобок)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сказки знаете на отлично!
-Давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть.
Рукавичка, Теремок, Колобок-румяный бок.
Есть Снегурочка-краса,
Три медведя, Волк, Лиса.
Не забудем Сивку-бурку
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем.
Знаем волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад!
Воспитатель: Мы немного поразвлекались, а теперь вы будете выступать в роли сказочников. Наши персонажи готовы.
- Перед вами, на первый взгляд, обычные игровые кубики, но посмотрите на них внимательно, что в них необычного?
Дети:На кубиках есть картинки с изображением сказочных героев, картинки с волшебными предметами, которые помогают нашим персонажам в борьбе со злом или, наоборот, для совершения доброго дела.
Воспитатель: Правильно, ребята. Можно сказать, что перед нами «сказочные кубики»?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы совершенно правы. Когда говорите,что на кубиках изображены сказочные герои, волшебные предметы, которые будут помогать нашим героям в той или иной ситуации, место, где будут происходить сказочные события. Будем вместе, сообща придумывать сказку, а потом поместим ее в книгу сказок. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Но не забываем, ребята, что мы сочиняем свою сказку, и поэтому отрицательные герои могут внезапно или намеренно стать положительными персонажами и наоборот.
Ребята, но сначала вспомним, из скольких частей состоит сказка?
Дети: Из трех частей.
Воспитатель: Это (маленький треугольник) какая часть будет?
Дети: Начало сказки.
Воспитатель: Какими словами начинаются сказки?
Дети: Жили-были, в некотором царстве- в некотором государстве.
Воспитатель. Это (большой круг) какая часть будет?
Дети. Середина сказки.
Воспитатель: А в середине сказки что происходит?
Дети. Герой попадает в какую- либо историю.
Воспитатель: А это (маленький квадрат)какая часть будет,как вы думаете?
Дети : Конец сказки.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам перед волшебным сочинительством составить букет из цветов и поставить его в вазочку. Если вам будет нужна помощь, то вы выбираете цветок соответствующего цвета: красный-есть проблема,желтый-нужна помощь, а зеленый-все хорошо.
Воспитатель: Книжка открывается.
Сказка начинается.
(Дети сочиняют сказку командой : вместе, сообща, при этом воспитатель направляет их в нужное русло. В конце воспитатель вместе с ребятами придумывает название сказки и вместе рассказывают сказку.)
Итог.
Воспитатель. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А чему учит придуманная нами сказка?
Дети: Приходить на помощь к друг другу, быть добрыми и любить своих близких и друзей.
Воспитатель:Ребята, а как можно сказать о сказке, какая она, если в сказке есть :
Чудо, то она (чудесная)
Волшебство, то она (волшебная)
Добро,то она (добрая)
Веселье, то она (веселая).
Воспитатель: Сейчас мы наше сказочное произведение поместим в волшебную книгу сказок, красиво ее оформим и нарядим.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше увлекательное путешествие к сказкам (Ответы детей)
-Что нового и полезного мы приобрели в этом путешествии?
Дети: Научились сочинять сказки, вспомнили своих любимых сказочных героев, подарили друг другу отличное настроение.
Воспитатель: Я желаю вам новых открытий в вашем чудесном детском мире. Пусть ваша жизнь будет сказочной и неповторимой.