Получи документы

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»

Марина Грекова
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе

на темуРассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Программное содержание:

1. Образовательные задачи. Познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри». Обогатить словарный запас (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава). Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов.

Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Рассматривание картины В, М, Васнецова „Богатыри“» размещена в разделах

2. Развивающие задачи. Развивать связную речь, мышление, речевой слух. Развивать моторику рук (координация речи с движениями, творческие способности.

3. Воспитательные задачи. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам отечества, интерес к изобразительному творчеству.

Оборудование: мольберт с репродукцией картины художника В. Васнецова «Богатыри», указка, презентация, картинки – раскраски, цветные карандаши; аудиозапись песни А. Пахмутовой «Богатырская сила», Э. Григ «Утро».

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций на тему богатыри. Просмотр мультфильмов. Чтение книги «Былины» в обработке А. Н. Нечаева.

Содержание организованной образовательной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости! Ребята, прежде чем начать наше занятие, давайте немного разомнем наш язычок, чтобы он помогал нам сегодня правильно и красиво говорить.

Артикуляционная гимнастика

1. «Окошко» - широко открыть рот – «жарко», закрыть – «холодно».

2. «Чистим зубки» - улыбнуться, открыть рот, кончиком языка почистить верхние и нижние зубы.

3. «Месим тесто» - улыбнуться, пошлепать языком между губами (пя-пя-пя-пя, покусать кончик языка.

4. «Чашечка» - широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки слегка приподняв кончик языка.

5. «Дудочка» - с напряжением втянуть вперед губы (зубы сомкнуть).

(Все эти упражнения проводятся во время рассказывания сказки педагогом, дети контролируют свои действия с помощью зеркала. Зеркало нужно для того, чтобы ребенок мог контролировать себя, правильно ли он ставит свой язык в то или иное положение.)

Воспитатель: Язычок проснулся рано утром и открыл окошко (упр. 1, ему было жарко, стало ему холодно, закрыл окошко. Снова открыл и закрыл. Проветрив комнату, язычок решил почистить зубы (упр. 2). Поводил язычок своим кончиком за верхними, потом за нижними зубами. Сделав уборку, он отправился готовить завтрак. Стал месить тесто (упр. 3). Испек пирожок, съел его (глотают). Стал пить чай. Взял чашечку (упр. 4, попил чаю и пошел гулять и играть на дудочке (упр. 5).

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина. (слайд 1)

Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.

Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь (слайд 2). И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Ну а теперь главная загадка сегодняшнего занятия. Вы наверно хотите узнать, что скрывается за покрывалом.

Дети: Картина.

Воспитатель: Но с начала ребята давайте вспомним с помощью моделей в каком порядке лучше рассматривать картину. (слайд 3)

1. Смотрим в целом, что изображено.

2. Что на переднем, заднем плане?

3. Что главное?

4. Рассматриваем по частям.

5. Что больше всего нравится? Какое настроение вызывает картина?

6. Вхождение в картину. Выразите свое отношение к ней.

Звучит музыка Э. Григ «Утро», снимается покрывало с картины и дети в течении минуты её рассматривают, на медленной части музыкального произведения читается стихотворение.

Тут все богатыри, все святорусские,

Садились они на добрых коней

И поехали раздольицем чистым полем…

А со той горы да со высокой

Усмотрел старый казак да Илья Муромец –

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь да на добрых конях,

И пустился он с горы высокой,

И подъехал он к богатырям ко святорусским,

Рядом с ними стал…

II. Основная часть.

1. Рассматривание картины. Беседа по ней. (Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме «Богатыри»).

Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель: Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, в сказках, но и в творчестве художников.

Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. «Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому, защитникам земли Русской- картина, призванная выразить дух русского народа.

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в семье деревенского священника. Он писал картины, рисовал декорации для театральных постановок, по его рисункам и чертежам строились дома. Больше всего он прославился своими полотнами – особенно на темы русских былин и сказок. Так хорошо знал художник русскую историю, таким богатым было его воображение, что он легко умел представить наших предков, их жизнь и Древнюю Русь. Оттого, в его картинах есть красота и правда. (слайд 4) Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Славяне основали свое государство и назвали его Русь. На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в плен людей. Защищали Русь от врагов храбрые, сильные, выносливые люди.

Называли их русичами. Они славились богатой силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что художники картины не рисуют, а пишут. Поэтому все эти картины написаны художниками.

У нас с вами всего лишь репродукция картины. Репродукция – это копия картины.

Воспитатель:

Посмотрите внимательно на картину.

Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями.

Воспитатель: Кто такие богатыри?

Дети: Воины, борцы, защитники.

Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает.

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на богатыря в центре картины.

Как его зовут?

Дети: Это богатырь Илья Муромец.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Он сильный, храбрый, смелый.

Воспитатель: Какие у него доспехи?

Дети: У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем.

Воспитатель: Куда обращен взор Ильи Муромца?

Дети: Взор направлен в даль. Он смотрит, не идёт ли где враг.

Воспитатель: Зорко всматривается Илья в степную даль. Смотрит нет ли поблизости врага. Какой у него конь?

Дети: У него черный большой конь.

Воспитатель: Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Какие ноги у коня?

Дети: Ноги большие, мощные.

Воспитатель: Как он вооружён?

Дети: В руках у него копье и булава.

Воспитатель: Богатырь хорошо вооружен : с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Чем он отличается от других богатырей?

Дети: Он старше всех богатырей.

Воспитатель: А почему вы решили, что он старше всех?

Дети: Илья Муромец больше всех богатырей.

Воспитатель: Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. А теперь ребята посмотрите на картину и скажите пожалуйста, кто находится по правую руку от Ильи Муромца?

Дети: По правую руку от Ильи Муромца находится Добрыня Никитич.

Воспитатель: Правильно. Какой он, этот богатырь?

Дети: Добрыня Никитич сильный и смелый.

Воспитатель: Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно.

Воспитатель: Какие у него доспехи?

Дети: Из доспехов у него щит и меч, одет он в кольчугу и шлем.

Воспитатель: Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный. Куда обращен взор Добрыни Никитича?

Дети: Смотрит вдаль - не видать ли врагов.

Воспитатель: Какой у него конь?

Дети: Под ним белый конь, поменьше чем у Ильи Муромца.

Воспитатель: Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует. Кто находится по левую руку от Ильи Муромца?

Дети: Слева от Ильи Муромца Изображен богатырь Алеша Попович.

Воспитатель: А как вы думаете? Алеша Попович такой молодой, и уже богатырь? Почему?

Дети: Он годами молод, да смелостью и ухваткой взял.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Храбрый и смелый богатырь.

Воспитатель: Правильно он храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Как он вооружён?

Дети: Одет он в кольчугу и шлем, а из оружия только лук со стрелами.

Воспитатель: Верно вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли. Куда обращен взгляд Алеши Поповича?

Дети: Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

Воспитатель: Какой конь у Алеши Поповича?

Дети: У него рыжий конь, меньше чем у других богатырей.

Воспитатель: Рыжий конь Алеши: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил.

Воспитатель: А теперь посмотрите на картину в целом и скажите, Что находится на переднем плане?

Дети: На переднем плане изображены маленькие елочки.

Воспитатель: Что находится на заднем плане?

Дети: На заднем плане горы и небо. А в небе клубятся белые тяжелые облака.

Воспитатель: Какое небо на картине?

Дети: Облака перемешиваются с тучами.

Воспитатель: Где находятся Богатыри?

Дети: Богатыри стоят на границе поля и леса.

Воспитатель: Что охраняют богатыри?

Дети: Богатыри охраняют русскую землю, ее границу. У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Воспитатель: Какие впечатления у вас вызвала картина "Богатыри"?

2. Физкультминутка (Развитие общей моторики.)

Дружно встанем раз, два, три

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо-оглядимся величаво,

И налево надо тоже поглядеть из – под ладошек,

И направо и еще, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

3. Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай!» (Развитие мышления, речевого слуха. Обогащение словаря по теме.)

Воспитатель: Как мы уже с вами говорили, что богатыри – смелые, сильные, мужественные, отважные.

Воспитатель: А откуда вы узнали о богатырях?

Дети. Из былин, русских народных сказок, поэм.

Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?

Дети: Было

Воспитатель: (Слово былина, произошло от слов «было» и «быль». Былина—это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.)

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи. (слайд 5)

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.

(Кольчуга)

Кольчуга — доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения.

2. Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Шлем - Один из старинных воинских доспехов - металлический головной убор, защищавший от ударов.

3. Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Меч -Старинное колющее и рубящее оружие в виде обоюдоострого прямого клинка с рукояткой.

4. Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Щит — ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия. Щит держат за рукоять или носят на руке, продетой через ремни.

Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Дети: Лук, колчан со стрелами, кистень, палица, булава, копье.

Лук — метательное оружие, предназначенное для стрельбы стрелами.

Колчан— снаряжение для метательного оружия, особая сумка-чехол, в которой носились стрелы.

Булава – Старинное оружие в виде каменной или металлической головки, насаженной на короткую деревянную рукоятку.

Копье - колющее оружие - древко с каменным, костяным или металлическим наконечником.

4. Изобразительная деятельность (рисование).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на рисунки. Вы узнали, кто на них нарисован.

Дети: На рисунках нарисованы богатыри.

Воспитатель: Я предлагаю вам с помощью цветных карандашей нарисовать доспехи богатырей. Вспомните, какое оружие было у богатырей и нарисуйте его.

Дети приступают к работе.

Звучит «Богатырская сила» А. Пахмутова.

3. Рефлексия.

Вспомните, как называется картина?

Кто её написал?

Как бы вы назвали эту картину?

Кто из богатырей вам больше нравится?

Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена. А я вам хочу зачитать завет, который оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её.

-Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

-Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

-Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект ГОД по развитию речи в подготовительной группе Рассказ по картине М. В. Васнецова «Богатыри» Образовательная область: Речевое развитие Цель: Закрепить умение детей составлять рассказы по картине. Интеграция областей: Художественно.

Конспект НОД по развитию речи «Мир русских былин в картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Мир русских былин в картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе Мир русских былин в картине В. М. Васнецова «Богатыри» Цель: познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри»; формировать у детей.

Конспект НОД по развитию речи  «Рассматривание дидактической картины «Овощи» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи  в старшей группе рассматривание дидактической картины"Овощи" Цели:  1. Уточнить представления детей об.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Зимние забавы» Тема НОД : «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» в старшей группе детского сада. Цель НОД: развитие связанной речи. Задачи.

Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект по развитию речи «Рассматривание картины «Коза с козлятами» во второй младшей группе Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Рассматривание картины «Коза с козлятами» Задачи: Продолжать учить детей рассматривать.

Конспект занятия по развитию речи по теме «Обучение рассказу по сюжетной картине «Богатыри» В. М. Васнецова»Конспект занятия по развитию речи по теме «Обучение рассказу по сюжетной картине «Богатыри» В. М. Васнецова» Образовательные цели. Обучать составлению рассказа по картине с опорой на предложенный план. Формировать умения не только выделять главное,.

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины «Мать купает ребёнка» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе. «Рассматривание картины «Мать купает ребёнка». Задачи: Способствовать.

Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи «Рассматривание картины» Тема: Рассматривание картины «Дети играют в кубики, строят дом» Цель: учить детей рассматривать сюжетную картину, называть отдельные предметы,.

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание сюжетной картины «Спасаем мяч» (первая младшая группа) Развитие речи, 1 младшая группа. Рассматривание сюжетной картины «Спасаем мяч» (автор серии Е. Батурина) Программные задачи: учить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Опубликовано: 27 октября 2019 в 11:34
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД