Татьяна Аникина
Открытое занятие-развлечение по экологии «Воздух-невидимка» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Аникина Татьяна Викторовна
открытое занятие-развлечение по экологии «Воздух-невидимка» для детей старшей группы
Программное содержание: формировать представление детей о воздухе, рассказать детям о значении воздуха в жизни человека, животных и растений. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха. Вызвать интерес к проведению экспериментов, развивать умение логически рассуждать. Развивать у детей речь, мышление, умение слушать вопросы и отвечать на них, отгадывать загадки. Рассказать о роли растений в очищении воздуха. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес к окружающему, отзывчивость, желание помочь, любознательность. Развлечь и эмоционально настроить детей, вызвать радостное настроение.
Публикация «Открытое занятие-развлечение по экологии „Воздух-невидимка“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2018
Оборудование: тазики с водой, пластиковая бутылка (целая, с крышкой, прозрачные пластиковые бутылки со срезанным дном (с крышками) - для каждого ребенка, стаканчики с водой и соломинкой для коктейля (на каждого ребенка, воздушные шары, мыльные пузыри.
Ход занятия:
Воспитатель: - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся. А теперь, мои друзья, друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - о чем мы будем сегодня говорить, узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно: Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Воспитатель: - Правильно, это воздух. И именно о нем пойдет сегодня речь. Но прежде сядьте поудобнее на свои места (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: - Кто-нибудь из вас увидел воздух?
Дети: (Предполагаемый ответ-нет). Он невидимка. Он повсюду: вокруг земли, вокруг нас, и внутри, и высоко в небе.
Воспитатель: - Есть ли у чистого воздуха цвет и запах?
Дети: (Предполагаемый ответ-нет).
Воспитатель: - Поэтому мы его не замечаем. Но мы можем почувствовать его, когда он приходит в движение. Движущийся воздух называют ветром. В зависимости от погоды ветер бывает теплым или холодным, сухим или влажным.
- Дети, скажите для чего нужен воздух?
Дети: ( Предполагаемый ответ: Воздух нужен для дыхания людям, животным и растениям. Поэтому если бы воздуха не было, на Земле не существовало бы ни растений, ни людей, ни животных.
Воспитатель: - Правильно! А что может случится без воздуха с реками, морями и океанами?
Дети: Предполагаемый ответ: Без воздуха на Земле исчезли бы реки, моря и океаны; небо стало бы черного цвета, а на землю не упала бы ни одна капля дождя. Без воздуха мы замерзнем, или наоборот, нас сожгут беспощадные лучи солнца.
Воспитатель: Да, верно! Можно ли прожить без воздуха 5 минут?
Дети: Предполагаемый ответ: Без воздуха нам не прожить.
Воспитатель: Ребята, давайте подышим!
( Дыхательные упражнение: «Вдох-Выдох» - Сделайте носом глубокий вдох и выдох через рот (3 раза)
Физкультминутка Воздух-невидимка
Воздух- невидимка, руки вверху вправо-влево
Выходи гулять! «зовём»
Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево
Как тебя поймать? хлопки руками в разных местах
Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте
Чистого-пречистого воздуха найду! потирают руки
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте
Самого полезного воздуха найду! руки накрест к плечам
Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках
Самого кристального воздуха найду! «фонарики»
Воспитатель: Воздух– это смесь невидимых газов: азота, кислорода и углекислого газа. Самый главный газ для людей и животных - кислород. Мы вдыхаем воздух богатый кислородом, пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ. Почему же кислород не кончается, если так много людей, животных им дышат?
Дети: Предполагаемый ответ: - Потому, что кислород нам дают зелёные растения. Чем больше на земле лесов и садов. Травы и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче дышать человеку.
Воспитатель: - Вот почему надо беречь что?
Дети: Предполагаемый ответ: - Надо беречь каждое деревце, кустик и каждую травинку, где бы они ни росли.
Воспитатель: Говорить, петь и слушать нам также помогает воздух, потому что только в нем могут распространяться звуки. Там, где нет воздуха, царит безмолвие, тишина.
- Ребята! Прислушайтесь! Кто-то стоит за дверью. ( Слышится голос Незнайки: Нет! Есть! Нет! Есть)
Воспитатель: - Наверное, кто-то пришел к нам в гости! (Музыка. Вход Незнайки).
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?
Дети: Предполагаемый ответ: - Да.
Воспитатель: - Что случилось, Незнайка?
Незнайка: -Я утверждаю, что воздуха нет, потому что его никто не видит.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята говорят, что тоже воздух не видели, но знают, что он всегда вокруг нас.
Незнайка:(обращаясь к детям) - А я не верю! Вы докажите, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.
Воспитатель: - Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть. Но он невидим. Для этого нам надо провести опыты. Вы хотите отправиться со мной в лабораторию? (предполагаемый ответ детей - да). Воспитатель одевает халат и очки, берет прозрачную бутылку с крышкой со срезанным дном, и показывая её Незнайке и детям говорит.
Воспитатель: - Ребята, как вы считаете эта бутылочка пустая? Внимательно посмотрите есть ли в ней что-нибудь? (Показывает бутылочку всем детям и в последнюю очередь Незнайке. Выслушивает ответы детей, но не оценивает их.)
Незнайка: - Каждому ясно, что в ней ничего нет и быть не может. Ведь у вашей бутылки даже дна нет!
Воспитатель: (загадочно улыбается) : - Говоришь, нет ничего в нашей бутылке? А вот мы сейчас проверим. (Воспитатель переворачивает бутылку срезанным дном вниз и медленно опускает её в банку с подкрашенной водой и говорит:
– Бутылочку нужно держать очень ровно. Что получилось? (В банке вода поднялась выше, банка кажется полнее) А в бутылку вода попадает?
Дети:(Предполагаемый ответ нет)
Воспитатель: Почему?
Дети:(Ответы детей)
Воспитатель: - Делаем вывод: в бутылке есть воздух, он не пускает в бутылку воду. А сейчас я открою бутылку и выпущу воздух из нее. При этом бутылку из банки я не поднимаю. (Открывает крышку и вода попадает в бутылку, а уровень воды в банке становится меньше)
Воспитатель: - Делаем еще один вывод: воздух легче воды и поэтому, когда я открыла крышку бутылки вода вытолкнула воздух из бутылки, а сама заняла место воздуха.
Воспитатель: - Хотите самостоятельно проделать этот опыт вместе с Незнайкой?
Дети: (Предполагаемый ответ детей - да)
Дети подходят к столам и повторяют опыт с Незнайкой. В это время ставится овальный столик, с тазиком наполненный водой и целая пластиковая бутылка с крышкой.
Воспитатель: - Ребята, то что воздух есть вокруг нас и в бутылке, а еще то что он легче воды можно увидеть, проделав еще один опыт. Интересно, что за опыт?
Дети: ( предполагаемый ответ: – да)
Воспитатель: - Давайте сделаем круг вокруг овального столика, на котором стоит тазик с водой. (Воспитатель демонстрирует всем, что из бутылки ничего не сыпется и не льется, закручивает крышку, опускает бутылку на воду)
Воспитатель: - Тонет бутылка? (предполагаемый ответ – нет)
Приложив силу воспитатель погружает бутылку в воду и под водой открывает крышку, появляются звуки и пузырьки.
Воспитатель: - Что появилось в воде?
Дети: Предполагаемые ответы - пузырьки и звуки)
Воспитатель: Откуда они взялись? Это воздух выходит из бутылки, а его место в бутылке занимает вода. А почему Незнайка думал, что в бутылке ничего нет?
Дети: (Предполагаемый ответ – потому что воздух прозрачный, невидимый)
Воспитатель: - Ну, что Незнайка, ты убедился в существовании воздуха?
Незнайка: - Эка, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел вас подразнить. Я, например, знаю, как можно воздух увидеть. Теперь я буду вами руководить. (Берет стакан с водой и опускает в него соломку)
Незнайка: - Однажды в гостях меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям) – Ребята, берите стаканы с трубочкой и водой, и дуйте в соломинку, как я! У вас такое получится! Буря в стакане воды! (дети выполняют)
Воспитатель: - Молодец, Незнайка, это интересный опыт. (дети ставят стаканы с трубочкой на стол и садятся на стульчики)
Незнайка: - А, я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать (пускает мыльные пузыри) Они такие красивые, разноцветные и летают. Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри?
Дети:(Ответы детей.)
Воспитатель: - И я люблю мыльные пузыри пускать, а что находится внутри мыльных пузырей, как ты думаешь, Незнайка?
Незнайка: - Каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло!
Воспитатель: - Неужели, и вы ребята, так думаете? (Ответы детей) – А что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось бы мыло?
Дети: (Ответы детей) Если бы внутри пузырей действительно оказалось бы мыло, то пузыри не взлетели бы.
Незнайка: - Воздух, мыло – какая разница. Вот вы мне лучше скажите – и я, и ребята, все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайки, лисы тоже есть нос. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали?
Воспитатель: - А, у растений нет никаких носов, но за то на листиках есть маленькие дырочки-отверстия их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.
Незнайка: - Значит и колокольчику, и березке, всем нужен воздух? А я об этом не знал! Но я придумал где можно найти много воздуха сразу – в шарике! Он так и называется - воздушный шарик.
Воспитатель: - Ну что, Незнайка, понял, что воздух есть?
Незнайка: - Да, теперь понял, что воздух вокруг нас. Просто я считал, что раз я воздух не вижу, значит, его нет. А вы с ребятами убедили меня, что воздух есть.
Воспитатель: - Ребята, давайте пригласим Незнайку с нами поиграть в игру с мячом «Какой воздух?» - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся, и еще друг другу мило улыбнемся! А теперь, руки опустите. (Тот, кто поймал мяч, возвращает его ведущему со словом-ответом на вопрос: какой может быть воздух - свежий, чистый, теплый, холодный, горячий, влажный, сухой, вредный, полезный, сырой, морской, речной, лесной, городской, грязный, легкий, приятный, не приятный, комнатный, уличный, лечебный)
Незнайка: - Спасибо, ребята! Вы настоящие друзья! И я хочу вам подарить воздушные шары и мыльные пузыри (дает шары и мыльные пузыри воспитателю)
Воспитатель: - Что нужно сказать за такие подарки?
Дети: (Предполагаемые ответы – спасибо)
Незнайка: - Это вам спасибо, ребята! Мне надо бежать к Знайке и показать опыты. До свидания, ребята! (уходят)
Воспитатель: - Молодцы, а теперь садитесь на свои места. Подумайте и скажите где воздух чище в лесу или в городе?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: – Что должны делать или не делать люди, чтобы воздух был вокруг нас чистым?
Дети: Предполагаемые ответы – не ломать деревья, не рвать траву, садить деревья)
Воспитатель: - Ребята, вы молодцы! А сейчас внимание на экран. (Просмотр видеоролика «Давайте сохраним» музыка И. Калашникова, слова Н. Старшинова)