МААМ-картинки

Открытое занятие «Славянская письменность»

Сюзана Аутлева
Открытое занятие «Славянская письменность»

Вступление

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, под названием «Возникновение славянской письменности». А задумались ли вы, какой труд предстояло выполнить людям в прошлом, чтобы у вас были книги, тетради, блокноты, и чтобы вы могли понимать друг друга в письменной речи? Вот об этом мы и поговорим сегодня.

Слайд 2. Как развивалось искусство письма

Публикация «Открытое занятие „Славянская письменность“» размещена в разделах

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском, на воске царапали буквы и они были готовы к употреблению.

Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Они выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом.

Слайд 3. Береста и пергамент- как замена бумаге.

Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Они выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом.

Береста — верхний слой (белая наружная часть) коры берёзы.

Внешняя сторона бересты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого.

На Руси издревле использовали бересту в строительстве, для изготовления домашней утвари (например, плетёные берестяные лукошки, короба, художественных поделок, как материал для письма (берестяные грамоты).

Слайд 4.

Для создания книг, кроме бересты, ещё использовался пергамент. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку.

Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После шкура натиралась мелом и выглаживалась. Писали на нем чернилами.

Слайд 5. Как стали использовать чернила.

Для изготовления чернил на Руси использовалась смола вишни. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу. Коричневый цвет получался после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос.

Слайд 6. Как появились гусиные перья.

Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Перо нужно было как следует подготовить: его обезжиривали, вываривали в щёлочи, закаливали в горячем песке, и только после этого затачивали при помощи ножичка.

Возможностями писать в Древней Руси владели не все. До 9 века азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было письменности. Славяне не могли написать на своём языке ни книг, ни даже писем друг другу. Сейчас я вам расскажу более подробно об истории создания азбуки.

Слайд 7. Картинка с изображением азбуки.

Слайд 8. Кирилл и Мефодий.

В 19 веке в Византии, в городе Солунь (Греция, жили два брата- Кирилл и Мефодий- святые просветители славян. Мефодий, старший из возьми братьев, состоял на военной службе, был правителем в Славинице, потом постригся в монашество на горе Олимпе.

Слайд 9.

Кирилл был самый младший из братьев и с младенчества обнаруживал необычайные умственные дарования. Слух о даровитости Кирилла достиг Константинополя, и он был взят ко двору императора Михаила на учение к его сыну. Император послал братьев к славянам, чтобы рассказать им о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах. И вот братья Кирилл и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.

Слайд 10. Изображение с кириллицей

Слайд 11.

Как же они создали азбуку?

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Поэтому, наша азбука- преемница греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого. Например:

Греческие:

Aa, Bb, Gg, Ee, Kk, Ll, Mm

Славянские :

Аа, Бб, Гг, Ее, Кк, Лл, Мм.

Слайд 12.

Совершилось это в 863году(9 век). Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность. Позже они перевели на славянский язык некоторые священные книги. Буквы Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я были специально созданы для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке и алфавите.

Слайд 13.

Если говорить о структуре азбуки, то классическая старославянская кириллица представляла собой совокупность из 43-х букв, причем из них 24 составляли полностью греческий алфавит. А остальные символы были просто необходимы: ведь греческий и славянский языки отличны по произношению!

Заключение.

Ежегодно, 24 мая, в память о великом подвиге Кирилла и Мефодия во всём мире празднуется День славянской письменности. Особенно широко он отмечается в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987г и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской культуры и письменности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Моя родная Балашиха» Открытое занятие с использованием ИКТ Цель: • систематизировать и обобщить знания детей о родном городе; • формировать основы патриотического воспитания; • развивать интерес.

Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам»Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам» Фотоотчет. Открытое занятие «Путешествие по сказкам». Все дети любят сказки, а еще больше путешествовать по ним. Вот в одно такое путешествие.

Открытое занятие в СРЦН «Путешествие в мир профессий»Открытое занятие в СРЦН «Путешествие в мир профессий» Конкурс-игра «Путешествие в мир профессий»Цель: закрепить представление о многообразии профессий. Задачи: Актуализировать знания о профессиях,.

Открытое интерактивное занятие для музыкальных руководителей ДОУ с использованием ИКТ Уважаемые коллеги!Представляю вашему вниманию конспект не совсем обычного музыкального занятия в разновозрастной группе ДОУ. Здесь все-и.

Открытое тематическое занятие «Рождество Христово»Открытое тематическое занятие «Рождество Христово» Цель: Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику:.

Открытое занятие «Покров» (фотоотёт)Открытое занятие «Покров» (фотоотёт) Совсем недавно у меня прошло открытое занятие на районном уровне. Присутствовали представители Отдела Образования и воспитатели нашего родного.

Открытое занятие по развитию речи «Насекомые»Открытое занятие по развитию речи «Насекомые» Задачи: образовательные: - расширение и уточнение знаний детей о насекомых; - активизация словаря по теме; развивающие: -развитие познавательной.

Открытое занятие по теме: «Оригами»Открытое занятие по теме: «Оригами» Открытое интегрированное занятие с применением здоровьесберегающих технологий. Тема: «Оригами. Изготовление куклы-оригами». Цель: обучать.

Открытое занятие с детьми 4–5 лет «Сказочный лес»Открытое занятие с детьми 4–5 лет «Сказочный лес» Задачи: 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». 2. Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе.

Открытое занятие «Сергей Владимирович Михалков»Открытое занятие «Сергей Владимирович Михалков» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «Славянская письменность»
Опубликовано: 7 декабря 2022 в 20:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД