Папки-передвижки

Овладение речью дошкольниками — это способ познания действительности.

Екатерина Хворова
Овладение речью дошкольниками — это способ познания действительности.

Проблема развития речи на современном этапе является одной из актуальных в связи с тем, что предъявляются все более высокие требования к способности человека хорошо и правильно выражать свои мысли в устной форме. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный период. Речь – один из видов общения, которое необходимо людям в их современной деятельности, в обмене информацией, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Развитие речи ребенка – не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.

Публикация «Овладение речью дошкольниками — это способ познания действительности,» размещена в разделах

Разработка методических вопросов развития речи началась в России во II половине XIXв.

В своей книге «О преподавании отечественного языка» Ф. И. Буслаев впервые в русской педагогической литературе поставил вопрос о том, что начинать обучение следует с развития речи ребенка.

Для успешного формирования речевой деятельности дошкольников воспитателю необходимо знать психолого-педагогические основы развития речи.

По словам А. А. Леонтьева, предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. В качестве источника речевой деятельности чаще всего выступает коммуникативная или коммуникативно-познавательная потребность стремление вступать в общение с другим человеком. Важно знать закономерности формирования языкового сознания, открывающиеся только при психолингвистическом исследовании детской речи. Ребенок овладевает сначала, «чисто внешней структурой языка» (Л. С. Выготский).

Речь подразделяется на внешнюю (для других) и внутреннюю (для себя). Речь внешняя и внутренняя служит важным средством формирования личности человека. Речь неотделима от мысли. «Речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли».

Развитие речи – это и развитие мышления. Материализуя свою мысль, иногда не вполне четкую, мы подчиняем ее четким законам языка и таким образом упорядочиваем саму мысль.

В современной практике прослеживается тенденция опережать психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Методы опережающего обучения достаточно широко применяются. Однако, следует помнить, что, согласно учению Л. С. Выготского, развивая ребенка, необходимо учитывать как зону актуального развития, так и зону ближайшего развития.

«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучить ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться…обучать ребенка тому, чему он не способен обучаться, так же бесплодно, как обучать его тому, что он умеет уже самостоятельно делать».

Развитие речи как обусловливает общее развитие ребенка, так и ускоряет дальнейшее развитие речевых умений, поскольку новая речевая информация усваивается быстрее и легче, но не от механического «насыщения» знаниями, а от создания высокого развивающего потенциала речевой среды, системы обучения, методики обучения.

Занятия по развитию речи дошкольников – это умение правильно строить свою речью. Успешный результат этой работы зависит от определенных условий.

Каковы же условия успешного развития речи, формирование речевых умений и навыков у детей?

Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения, или коммуникации. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, то есть у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства.

Мотив речи, который Л. С. Выготский называл «ради чего я говорю», возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями. В методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи.

Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Это второе условие развития речи ребенка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.

Речевая среда – это речь родителей, друзей. Фольклор, художественная литература, телевидение, кино и театр. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта дошкольника, от объема и динамичности его знаний.

Важнейшее условие развития речи – систематичность речевых упражнений (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущим, в то же время должно вносить что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового. Важно предусмотреть определенную, конкретную цель каждого речевого упражнения.

Развивать связную речь дошкольника – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их. Стихийность в развитии речи недопустима.

Публикации по теме:

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Фoрмирование нaвыков и умений в oвладeнии связной речью Одним из приоритетных направлений в работе учителя-логопеда речевого ДОУ является развитие у детей связной речи. Но параллельно с этой работой.

Использование ИКТ в расширении представлений дошкольников о социальной действительности .

Консультация для воспитателей «Приобщение ребёнка к миру экономической действительности» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД №103» Консультация для воспитателей «Приобщение ребёнка к миру.

Консультация «Организация работы воспитателя по приобщению детей к социальной действительности» Работа воспитателя по приобщению детей к социальной действительности способствует отражению в сознании детей того, что: 1. окружающий мир.

Консультация «Приобщение детей к социальной действительности» Дошкольное детство - золотое время эмоциональной жизни. Оно является одним из наиболее значимых периодов в развитии ребёнка. Именно в это.

Овладение игровыми умениями в раннем возрасте Развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего детства. Условное действие.

Составление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детейСоставление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детей Задачи: -учить вслушиваться в звучание речи, развивать фонематическое восприятие произносительной и интонационной стороны речи; -дифференцировать.

Создание условий в логопедической группе для формирования навыка самоконтроля за собственной речью Наиболее сложной задачей обучения произношению детей с нарушениями речи является формирование у них внятного, членораздельного и самостоятельного.

Взаимосвязь мелкой моторики рук с речью ребенка Взаимосвязь мелкой моторики рук с речью ребенка Исследуя особенности детей с нарушениями речи дефектологи и врачи пришли к выводу, что у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Овладение речью дошкольниками — это способ познания действительности.
Опубликовано: 20 июля 2015 в 20:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД