Баязитова Эльза
Ознакомление дошкольников с традициями народов Республики Башкортостан
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена вопросам организации культурологического развития дошкольников в Республике Башкортостан. Культурное развитие ребенка строится на исторических фактах, но главным в пласте содержания программы обучения и развития является показ роли человека, его возможностей в творчестве, в преобразовании мира, так как культурный человек должен уметь ориентироваться и самоопределяться не только в социокультурном пространстве, но и в пространстве истории. Знакомя ребенка с различными культурами, необходимо ориентировать его так, чтобы он увидел общее и различное в истории и культуре разных народов.
Публикация «Ознакомление дошкольников с традициями народов Республики Башкортостан» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Ключевые слова: современная социокультурная ситуация, поликультурное воспитание дошкольников, национальный фольклор, народная культура, ценности культуры, эстетическая деятельность, национальное самосознание.
Башкирия является многонациональной республикой, её населяют народы с самобытной культурой. Поэтому человек в современной социокультурной ситуации находится в мультикультурной среде, образуемой сосуществованием различных национальных культур, взаимодействие с которыми требует от него толерантного отношения. В его основе лежит уважение к культуре людей других национальностей при сохранении своей культурной эдентичности. Именно поэтому особое значение приобретает освоение ребенком с раннего возраста традиционной культуры и истории как своего, так и других народов, выступающего условием формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе.
Дошкольный возраст — пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь
Материальной основой национального самосознания в период дошкольного детства является прежде всего отношение ребенка к родному краю, к семье, ближайшему окружению. А далее от восприятия культуры ребенка к своего народа можно переходить к культуре соседних народов. При этом путь развития ребенка следует от проявления интереса, чувства симпатии к людям других национальностей в том возрасте, когда детям ещё неизвестно о существовании разных народов и культур, к усвоению первоначальных знаний о них, пробуждению дружеского отношения и уважения к ним, на основе знакомства с их традициями и обычаями.
В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике поликультурного воспитания дошкольников.
Одной из первых разновидностей культуры, с которой знакомится ребенок еще в младенчестве, является народная культура. Она воспринимается ребенком через малые фольклорные формы (сказки, песни, плясовые, поговорки, народные игры, и т. п.). Они близки и понятны детям как для восприятия, так и для воплощения.
В работе по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста очень важна продуманная организация образовательной деятельности. Это поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы и будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, склонностями, интересами и способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей, важно это знать и учитывать, необходимо постоянно изучать детей, их духовный мир, запросы, а также своевременно замечать происходящие изменения в их развитии
Обязательное условие успешного влияния на детей — это искренняя любовь к ним. Любовь — творец всего доброго, сильного, теплого и светлого.
Первые годы жизни ребенка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния — в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.
Богатство и разнообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время, и чем он жил в прошлом.
Близость детям творчества своего народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве какого-либо другого народа оказывается недоступным не только для ребенка, но и для взрослого.
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.
С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество.