Ознакомление с окружающим миром и миром природы «Зимующие птицы»

Екатерина Микушина
Ознакомление с окружающим миром и миром природы «Зимующие птицы»

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Зимующие птицы».

Образовательная область: познавательное развитие.

Микушина Екатерина Петровна, воспитатель, первая квалификационная категория

2017

Тема: Зимующие птицы.

Цель: Расширять представления о зимующих птицах родного края.

Задачи: Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать познавательный интерес к миру природы. Закрепить знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц). Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости.

Тип занятия: изучение и усвоение нового материала.

Форма организации: объяснение.

Активация словаря:

Предварительная работа: ежедневная подкормка птиц; наблюдения на прогулках; заучивание физминутки, пальчиковой гимнастики; изготовление кормушек совместно с родителями

Развивающая предметно- пространственная среда: картинки «Зимующие птицы»; разрезные картинки «Зимующие птицы», деревянные кормушки, зерно, семечки, свежее сало, ягоды рябины, шишки, письмо от «Зимующих птиц»; «снежок»; силуэты зимующих птиц, магнитная доска, магниты, музыкальная колонка, аудиозапись голосов птиц, пазлы «Зимующие птицы» по количеству детей; деревья.

Используемые технологии:

Методы: словесные, наглядные, практические, здоровье сберегающие технологии.

Форма: рассказ, беседа, метод иллюстраций, упражнения.

Список литературы: О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду; интернет ресурсы.

Ход занятия:

Вводная часть.

Дети вместе с воспитателем заходят в группу.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Избушка новая,

Для всех столовая,

Зовет обедать,

Крошек отведать. (Кормушка)

Воспитатель показывает кормушку:

- Вот какая столовая открылась у нас, посмотрите,

ребята! А для кого эта кормушка? (Ответы детей).

- Правильно, ребята, для зимующих птиц.

Основная часть.

Почему мы их называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

Сегодня зимующие птицы прилетели к нам в гости. Как же зовут нашего первого гостя? Послушайте и отгадайте загадку.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый. (Воробей)

Воспитатель: Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Питаются в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливают птенцов. Как подает голос воробей? (чик-чирик)

Следующая наша гостья:

Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-… (Ворона)

Воспитатель: Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Как ворона подает голос? (кар-кар)

А вот и третья гостья:

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой… (Сорока)

Воспитатель: Сороку называют сторожем леса. В зимней тишине ее тревожный громкий стрекот предупреждает всё лесное население о том, что здесь появился незнакомец. Такие крикливые провожатые могут преследовать охотника довольно долго и настырно, срывая ему все планы, зато спасая живность от выстрела. Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Сорока питается ягодами и семенами растений. Они собираются в небольшие стаи, по садам и паркам угощаются ягодами рябины, облепихи и боярышника. Очень любит птичьи яйца, крадет их из гнезд других птиц. За это и прозвали ее сорокой-воровкой. Ловит сорока мышей, лягушек, может утащить и цыпленка.

Следующая наша гостья:

Непоседа – невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня (Синичка)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Зимой птица ест все: хлеб, зерна, сало, крупу). А как синица подает голос? (синь-синь)

Идем к следующей гостье.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, несуетливы. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. Название «снегирь» птицы получили за ярко-красный оттенок брюшка. Девочки отличаются от мальчиков тем, что грудка у них не красного цвета, а бурого с серым оттенком. Питаются снегири семенами, почками растений и ягодами, из которых выклевывают семечки. Как бы ни был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке. Снегири зерноядные птицы. Птенцов они тоже кормят растительными кормами. Насекомых в пищу, яркие птицы почти не употребляют. А как снегирь подает голос? (рюм-рюм-рюм)

А вот и последний наш гость.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой! (Дятел)

Воспитатель: Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. У него сильный, крепкий клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать насекомых, личинок жуков-короедов из глубоких щелей в коре. Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, синицы и многие другие птицы. Еще дятел питается семенами еловых и сосновых шишек. Дупло в стволе служит гнездом. У мальчика-дятла на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у девочки- дятла ее нет.

Физминутка «Зимующие птицы»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны (прыжки)

Кар-кар-кар, кар-кар-кар!

Целый день они кричали, Спать ребятам не давали. (летают и кричат)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают. (присели на корточки, закрыли глаза)

Игра «Продолжи фразу»

У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый)

Ворона - большая, а воробей (маленький)

Снегирь - малоподвижный, а синица (шустрая)

Синицы высиживают птенцов летом, а клест. (зимой)

Игра «Какой? Какая?»

Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)

Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая)

Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая)

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (красногрудый)

Если у сороки длинный хвост, то она какая? (длиннохвостая)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы уже много знаете о птицах. Давайте поиграем в игру «Узнай голоса птиц».

(Под фонограмму узнать голос птицы)

Как – Кар - Ворона.

Чик – Чирик - Воробей.

Синь-Синь - Синичка.

Рюм – рюм - рюм – Снегирь

Во время игры воспитатель находит конверт

В: Дети, я нашла какой-то конверт. Кто же его здесь оставил? Вам интересно узнать? Давай те сядем за столы и посмотрим. Да это конверт от птиц! Интересно, что в нем лежит?

Воспитатель достает разрезанные иллюстрации птичек.

В: Если сложить части, то получится целая птичка. Это опять зима проказничала, подула холодным ветром и перепутала всех птичек. Давайте соберем их. Но сначала разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику «Сорока».

Летела, летела сорока

Через бабушкины ворота

Вот она крыльями забила

Бабушкин кисель разлила.

Собирают разрезные картинки.

Дети, а как вы думаете, легко ли живется птицам зимой? А почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь. Как выдумаете, дети, как можно помочь птицам зимой?

- Ребята, давайте вспомним, что птички любит кушать? (Птички любят крошки, зёрна, семечки).

- Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.

- А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.

- Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно немного расплющить. Например, покатать по ним стеклянную бутылку.

- А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.

Сейчас возьмите каждый себе по птичке - будем наших друзей угощать.

- Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

- Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

- Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

- А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

Посадите свою птицу в ту кормушку, где лежит ее любимая еда.

Воспитатель: Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Заключительная часть.

Что вам понравилось больше всего?

А что самое сложное было для вас?

Публикации по теме:

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы моего края» Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром Тема. Занятие- соревнование «Зимующие птицы моего края» Цель. Продолжать.

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Зимующие птицы» Цель:Формировать представление у воспитанников о зимующих птицах Задачи: • расширять представления детей о зимующих птицах родного края;.

Конспект ОД по ознакомлению с миром природы с детьми подготовительной группы с нарушением зрения «Зимующие птицы» Цели занятия: Коррекционные: Развивать фиксацию взора и зрительное сосредоточение в процессе поисковой деятельности. Образовательные: Расширять.

Конспект занятия для младшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы. Синица» Тема: Зимующие птицы. Синица. Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего города. Программное содержание: Продолжать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» Задачи: 1. Закрепить понятие «зимующие» птицы; 2. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; употреблять притяжательные прилагательные.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие птицы» Ознакомление с окружающим миром Конспект занятия в средней группе на тему «Зимующие птицы» Цель: Уточнить и расширить представления детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» Цель: Познакомить детей с зимующими птицами Мордовии. Задачи: Образовательные: Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.

ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы: ворона и воробей» (старшая группа) Цель: Формирование представления о внешнем виде, повадках, особенностях жизни в зимний период зимующих птиц. Задачи: Образовательные:.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в старшей группе «Зимующие птицы» Зимующие птицы. Программное содержание: Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и.

Конспект познавательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Зимующие птицы»Конспект познавательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку, узнавать птиц по.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Ознакомление с окружающим миром и миром природы «Зимующие птицы»
Опубликовано: 19 марта 2018 в 17:53
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кнопка +1 теперь с бонусами
Теперь звёздочка может подарить не только +1, но и 2, 3, а в редких случаях и 10 баллов рейтинга.
15 ноября. День вторичной переработки

Переработка отходов — единая проблема для всех стран. Ученые прогнозируют, что в недалеком будущем мусор, который производит человечество, просто негде будет утилизировать. Международный день вторичной...

14 ноября. День рождения Астрид Линдгрен

14 ноября 1907 года появилась на свет одна из величайших детских писательниц ХХ века – Астрид Линдгрен. Прежде всего, её имя ассоциируется с Малышом и Карлсоном – трилогия об этих персонажах имела...

Фотоотчёт о спортивном флэшмобе «На зарядку становись!»
Фотоотчёт о спортивном флэшмобе «На зарядку становись! » Традиционно распорядок дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастику. Она проводится в...
«Азбука безопасности». Долгосрочный познавательно-игровой проект в младшей...
Выполнил: воспитатель, Гунькина В. В. Актуальность: Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила безопасности....
Интеллектуальная игра в 7 классе «В царстве смекалки»
Интеллектуальная игра в 7 классе Сценарий интеллектуальной игры «В царстве смекалки» Разум человека сильнее его кулаков. Франсуа Рабле Быть сильным хорошо,...