Получи документы

Ознакомления детей раннего возраста с произведениями фольклора на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Елена Матросова
Ознакомления детей раннего возраста с произведениями фольклора на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Фольклор – народная мудрость, народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем, в которых он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклады, знание жизни, природы, культуры и верования.

Фольклор для самых маленьких детей включает в себя колыбельные песни, пестушки, прибаутки, заклички, сказочки. Особенностью фольклорных произведений является то, что он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

Публикация «Ознакомления детей раннего возраста с произведениями фольклора на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками» размещена в разделах

Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания ребенка в детском саду.

Кроме того, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Песенки и потешки используются как в играх-занятиях, так и во всех режимных моментах. Под них дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, эмоциональнее, интереснее. У малыша при этом развиваются внимание, память, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развиваются координация и ловкость.

Детский фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит, формирует нравственные привычки.

В нашей группе работа по приобщению малышей к фольклору ведется по следующим направлениям:

1. Использования фольклора в образовательной деятельности и в режимных моментах.

2. Пополнения картотеки произведений малых фольклорных форм.

3. Создания и приобретение дидактического материала, наглядных пособий, иллюстраций, книг.

4. Взаимодействие с семьями.

Песенки и потешки мы используем в разных в видах деятельности на протяжении всего дня.

Например, в процессе умывания:

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

Да!

А теперь мы чистые – зайчики пушистые.

При одевании и раздевании:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Вот так хорошо!

Во время приема пищи:

Час обеда подошел.

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

Во время подготовки ко сну:

Спать пора, спать пора,

Ножки бегали с утра

Глазкам спать пора

Ждет вас кроватка

Спите, детки, сладко.

Используем малые фольклорные формы в играх и развлечениях:

Уходи с дороги, Кот, наша Танечка идет!

Наша Танечка идет! Ни за что не упадет,

Топ – топ – топ. Топ – топ – топ.

Индивидуальное эмоциональное общение с ребенком, конечно, тоже не обходится без ласковой песенки или потешки, например:

Не плачь, не плачь, детка.

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки,

Для (называю имя ребенка) потешки.

Широко используем произведения малых фольклорных форм в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Мы рассказываем детям, песенки, потешки про гусей, ворон, котика, зайчика обыгрываем их. Заучиваем отдельные фразы и четверостишия, рассматриваем игрушки, картинки, показываем кукольный и настольный театры, рассказываем сказки “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.

А наши дети с удовольствием повторяют за нами слова и фразы, движения, выполняют имитационные действия, импровизируют, участвуют в драматизации и переносят все это в самостоятельную игру.

Знакомлю малышей и с колыбельными песнями. Дети не только с удовольствием слушают, но и сами поют куклам про гулей, про кота.

К ознакомлению детей с произведениями фольклора мы, конечно, привлекаем родителей. Рассказываем им о значении песенок, потешек и сказок, советуем приобрести определенные книги, игрушки, проводим мастер-классы. Уделяем время вопросам приобщения к народной культуре на родительских собраниях и при индивидуальном общении.

Со временем я заметила у родителей повышенный интерес к использованию малых форм фольклора дома в семье. Они с удовольствием разучивают со своими малышами песенки и потешки, играют в пальчиковые игры, изготавливают игрушки своими руками, приносят в группу игрушки и книги для рассматривания картинок.

В конце учебного года я отметила, что у моих малышей речь стала более внятной, понятной, дети могу составлять простые предложения. Этому всему, конечно, способствовало использование фольклора в повседневной жизни.

К сожалению, «живой фольклор» исчезает из жизни современной семьи: дети все реже или совсем не слышат колыбельные песни, добрые сказки на ночь, мало играют в игры с пальчиками под песенки и потешки.

Поэтому я считаю важно и нужно, чтобы каждый день наши дети приобщались к народному искусству. Не только слушали, но и заучивали, и сами рассказывали песенки, потешки, маленькие сказки, и еще чтобы участвовали в драматизациях.

Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют огромное значения в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоении им культурных богатств, опыта предшествующих поколений. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Публикации по теме:

«Вместе — это интересно!» Развитие творческих способностей в партнерском взаимодействии со взрослыми и сверстниками Дошкольный возраст- это период, создающий наиболее благоприятные условия для развития у детей продуктивной деятельности. В ней ребенок может.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства» Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства Подготовительная группа Яркие.

Проект по теме «Культурные практики по развитию общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками детей 2–4 лет»Проект по теме «Культурные практики по развитию общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками детей 2–4 лет» Актуальность. На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомления детей раннего возраста с произведениями фольклора на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Опубликовано: 24 января 2024 в 13:50
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД