МААМ-картинки

Параметры логопедического обследования и мониторинг коррекционной логопедической работы, проводимый по результатам

Ольга Кряж
Параметры логопедического обследования и мониторинг коррекционной логопедической работы, проводимый по результатам
▼ Скачать + Заказать документы

Успешность и эффективность коррекционной работы напрямую зависят от проводимого в начале обучения логопедического обследования, которое можно разделить на три основных раздела:

1) тщательное изучение условий воспитания и динамики раннего речевого и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализа документов о ребёнке (выписка врача, характеристика воспитателя и т. д.);

Публикация «Параметры логопедического обследования и мониторинг коррекционной логопедической работы, проводимый по результатам» размещена в разделах

2) логопедическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности дошкольника;

3) анализ и педагогическая оценка всех полученных данных.

Данные обследования и динамики речевого развития заносятся в речевую карту, которая помогает:

• правильно квалифицировать речевые расстройства;

• сформулировать логопедическое заключение;

• выбрать программу, методики и технологии развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития;

• оценить уровень развития речи каждого ребёнка;

• выявить уровень развития речи группы в целом (мониторинг развития группы).

Предлагаемые параметры логопедического обследования :

1. Анкетные данные и анамнез ребёнка.

2. Строение артикуляционного аппарата, артикуляционная моторика, речевое дыхание.

а) Движения языка

• положить широкий язык на нижнюю губу;

• спокойно удерживать широкий язык на нижней губе на счет до 5;

• поднять кончик языка к верхним зубам, подержать на счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;

• перевести кончик языка поочередно из правого угла в левый, касаясь губ;

• движения языка вперед-назад (высовывание языка «жалом»).

б) Движения губ

• растянуть губы в улыбке, обнажая резцы;

• сомкнуть губы, вытянуть в перед трубочкой;

• переключить губы из положения в «улыбке» на положение вытянутые «трубочкой»;

• произнести звук [у] без зрительной опоры и определить, какое движение совершают губы;

• определить по беззвучной артикуляции логопеда звуки [у] или [и].

в) Нижней челюсти

• рот широко открыть, закрыть;

• подвигать нижней челюстью из стороны в сторону.

г) Саливация (норма, повышена)

д) Мягкое нёбо

• поднять небную занавеску при энергичном произнесении звука [а];

• посмотреть есть ли утечка воздуха через нос при произнесении гласных звуков;

• посмотреть, есть ли глоточный рефлекс (появление рвотных движений при лёгком прикосновении шпателя к мягкому нёбу);

• посмотреть, есть или нет сглаженности носогубных складок

е) Речевое дыхание

• тип;

• тембр, громкость голоса;

• ритм и интонация.

ж) Мимическая мускулатура

закрыть глаз: левый, правый;

• прищурить глаза;

• нахмурить брови;

• надуть щё ки: обе, правую, левую;

втянуть щеки: правую, левую.

3. Неречевые функции

а) Общая моторика

• попрыгать на двух, одной ноге;

• потопать ногами и похлопать руками одновременно;

• поймать мяч и кинуть его логопеду.

б) Мелкая моторика

• одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой, обеих рук;

• поместить указательный палец на средний, и наоборот – сначала на правой руке, затем на левой;

• упражнение «игра на рояле» ведущей рукой;

• проба «кулак-ребро-ладонь» одной рукой, другой рукой;

• отметить объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости.

в) Ориентировка в пространстве

• показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа от себя;

• показать на плоскости справа вверху, слева вверху, справа внизу, слева внизу;

• определить правую и левую сторону в зеркальном отображении.

4. Речевые функции

а) Понимание речи: способность ребёнка к выполнению инструкций;

б) Общее звучание речи

разборчивость: смазанная, непонятная, нормальная;

темп: быстрый, медленный, нормальный;

ритм: нормальный, дисритмия;

дыхание: достаточное, поверхностное;

голос: норма, монотонный, наличие носового оттенка.

в) Лексико-грамматические категории

• употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа;

• употребление имен существительных в косвенных падежах;

• употребление имени существительного в родительном падеже («Много чего?»);

• согласование прилагательного с существительным в единственном числе (по картинкам);

• употребление предложно-падежных конструкций (по картинкам);

• образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

• образование названий детёнышей животных;

• образование относительных прилагательных (стол из дерева какой);

• образование притяжательных прилагательных (очки бабушки чьи);

• образование приставочных глаголов;

• назвать обобщающие слова;

• назвать антонимы;

• назвать близкое по значению слово (вяжет, шьёт, вышивает);

• согласование существительных с прилагательными в роде и числе (одно красное ведро, пять красных ведер и т. д.).

г) Связная речь

• составить предложение по картинке;

• составить рассказ по серии картинок;

• пересказать текст.

д) Произнесение слов сложной слоговой структуры (сковорода, милиционер, светофор)

е) Звукопроизношение

ж) Фонематическое восприятие

• определёние звука в ряду других звуков;

• повторение слогов с оппозиционными звуками (са-ша-са);

• выделение начального ударного гласного из слов;

• выделение конечного согласного из слов;

• выделение начального согласного из слов;

• слова-паронимы (крыша-крыса, шар-жар);

• отбор картинок с заданным звуком;

• придумывание слов с заданным звуком.

5. Логопедическое заключение

6. План работы на учебный год

Мониторинг коррекционной логопедической работы

Для того чтобы тщательно отследить динамику коррекционно-развивающей работы в начале года проводятся диагностические мероприятия и заполняются соответствующие документы (речевые карты, бланки стартовой логопедической диагностики, затем в конце учебного года также проводится диагностика результатов логопедической работы.

Мониторинг логопедической работы проводился следующим образом.

Заполнялась таблица, в которую заносились данные обследования по следующим параметрам на начало и конец учебного года:

• звукопроизношение;

• фонематические процессы;

• пространственная ориентировка;

• артикуляционная моторика;

• мелкая моторика.

Оценки ставились в баллах соответственно критериям уровня развития функции:

Звукопроизношение

1 балл – нарушение нескольких групп звуков.

2 балла – недостаточное произношение одной группы звуков.

3 балла – звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков.

4 балла – звукопроизношение в норме.

Фонематические процессы

1 балл – не слышит данный звук в любой позиции.

2 балла – не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы.

3 балла – с заданием справляется, но допускает ошибки.

4 балла – фонематические процессы в норме.

Пространственная ориентировка

1 балл – не ориентируется на плоскости и в пространстве.

2 балла – владеет понятиями верх-низ, испытывает затруднения в понятиях право-лево.

3 балла – ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения.

4 балла – пространственная ориентировка соответствует возрасту.

Артикуляционная моторика

1 балл – объём артикуляционных движений ограничен (мимика бедна, наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата.

2 балла – неполный объём артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.

3 балла – статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объёме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.

4 балла – строение и подвижность органов артикуляции баз особенностей.

Мелкая моторика

1 балл - мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор).

2 балла – испытывает затруднения при выполнении динамических проб.

3 балла – точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками.

4 балла – мелкая моторика в норме.

После обработки речевых карт заполняется таблица, представленная ниже.

Мониторинг работы логопедической группы за 20 - 20 уч. год

учитель-логопед ___

№ Ф. И. ребёнка звукопроизно-шение артикуляцион-ная моторика фонематическое восприятие мелкая моторика пространствен-ная ориентировка итоговый показатель средний балл

Н К Н К Н К Н К Н К Н К

1

2

Средний балл

Условные обозначения Н – начало года, К – конец года.

Произведя необходимые расчеты, можно провести мониторинг коррекционной логопедической работы в конце учебного года в логопедической группе путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции:

1. низкий уровень;

2. ниже среднего;

3. средний;

4. достаточный.

Для большей наглядности можно составить диаграмму.

Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника логопедической группы и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по результатам организации и проведения летней оздоровительной работы в детском саду Летний сезон по - праву считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. План летней оздоровительной работы в дошкольном.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук и буква И» в подготовительной к школе логопедической группе .

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Т] и буква Т» в подготовительной к школе логопедической группе Занятие №6 Тема: Звук и буква Т Цели: познакомить детей со звуком Т, уточнить его артикуляцию, упражнять в произношении звука Т изолированного,.

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе Логопедическая НОД в старшей логопедической группе «Формирование и развитие связной речи» (лексическая тема «Насекомые») Программное содержание:.

Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов. I. Сбор анамнестических.

Мониторинг по результатам исследования детско-родительских отношений В феврале 2016г. было проведено исследование эмоциональной стороны отношений родителей с детьми. В опросе приняли участие 41 человек. В.

Новогодний утренник проводимый взрослыми для детей старшей группы «Новогодний цирк» Действующие лица :Дед Мороз, Бом, Бомочка, Медведь, Факир. Все роли исполняют взрослые. Зал украшен, гости в зале, детей нет. Под музыку.

Обобщенная модель-карта логопедического занятия. Элементы ТРИЗ в коррекционной работе В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации.

Отчет по результатам работы по самообразованию отчет по результатам работы по самообразованию за (гг.) Тема: ФИО ОУ Должность Формы работы (дети, родители (законные представители,.

Протокол логопедического обследования Протокол обследования речевого развития (6-7 ЛЕТ) Ф. И. О. ребенка Дата рождения Устная речь: Общее звучание речи Выразительность: невыразительная,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Параметры логопедического обследования и мониторинг коррекционной логопедической работы, проводимый по результатам
Опубликовано: 15 сентября 2017 в 06:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Параметры логопедического обследования и мониторинг коррекционной логопедической работы, проводимый по результатам» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кряж (УИ 187340) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД