Ольга Кряж
Параметры логопедического обследования и мониторинг коррекционной логопедической работы, проводимый по результатам
▼ Скачать + Заказать документы
Успешность и эффективность коррекционной работы напрямую зависят от проводимого в начале обучения логопедического обследования, которое можно разделить на три основных раздела:
1) тщательное изучение условий воспитания и динамики раннего речевого и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализа документов о ребёнке (выписка врача, характеристика воспитателя и т. д.);
Публикация «Параметры логопедического обследования и мониторинг коррекционной логопедической работы, проводимый по результатам» размещена в разделах
- Мониторинг
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
2) логопедическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности дошкольника;
3) анализ и педагогическая оценка всех полученных данных.
Данные обследования и динамики речевого развития заносятся в речевую карту, которая помогает:
• правильно квалифицировать речевые расстройства;
• сформулировать логопедическое заключение;
• выбрать программу, методики и технологии развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития;
• оценить уровень развития речи каждого ребёнка;
• выявить уровень развития речи группы в целом (мониторинг развития группы).
Предлагаемые параметры логопедического обследования :
1. Анкетные данные и анамнез ребёнка.
2. Строение артикуляционного аппарата, артикуляционная моторика, речевое дыхание.
а) Движения языка
• положить широкий язык на нижнюю губу;
• спокойно удерживать широкий язык на нижней губе на счет до 5;
• поднять кончик языка к верхним зубам, подержать на счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;
• перевести кончик языка поочередно из правого угла в левый, касаясь губ;
• движения языка вперед-назад (высовывание языка «жалом»).
б) Движения губ
• растянуть губы в улыбке, обнажая резцы;
• сомкнуть губы, вытянуть в перед трубочкой;
• переключить губы из положения в «улыбке» на положение вытянутые «трубочкой»;
• произнести звук [у] без зрительной опоры и определить, какое движение совершают губы;
• определить по беззвучной артикуляции логопеда звуки [у] или [и].
в) Нижней челюсти
• рот широко открыть, закрыть;
• подвигать нижней челюстью из стороны в сторону.
г) Саливация (норма, повышена)
д) Мягкое нёбо
• поднять небную занавеску при энергичном произнесении звука [а];
• посмотреть есть ли утечка воздуха через нос при произнесении гласных звуков;
• посмотреть, есть ли глоточный рефлекс (появление рвотных движений при лёгком прикосновении шпателя к мягкому нёбу);
• посмотреть, есть или нет сглаженности носогубных складок
е) Речевое дыхание
• тип;
• тембр, громкость голоса;
• ритм и интонация.
ж) Мимическая мускулатура
• закрыть глаз: левый, правый;
• прищурить глаза;
• нахмурить брови;
• надуть щё ки: обе, правую, левую;
• втянуть щеки: правую, левую.
3. Неречевые функции
а) Общая моторика
• попрыгать на двух, одной ноге;
• потопать ногами и похлопать руками одновременно;
• поймать мяч и кинуть его логопеду.
б) Мелкая моторика
• одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой, обеих рук;
• поместить указательный палец на средний, и наоборот – сначала на правой руке, затем на левой;
• упражнение «игра на рояле» ведущей рукой;
• проба «кулак-ребро-ладонь» одной рукой, другой рукой;
• отметить объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости.
в) Ориентировка в пространстве
• показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа от себя;
• показать на плоскости справа вверху, слева вверху, справа внизу, слева внизу;
• определить правую и левую сторону в зеркальном отображении.
4. Речевые функции
а) Понимание речи: способность ребёнка к выполнению инструкций;
б) Общее звучание речи
• разборчивость: смазанная, непонятная, нормальная;
• темп: быстрый, медленный, нормальный;
• ритм: нормальный, дисритмия;
• дыхание: достаточное, поверхностное;
• голос: норма, монотонный, наличие носового оттенка.
в) Лексико-грамматические категории
• употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа;
• употребление имен существительных в косвенных падежах;
• употребление имени существительного в родительном падеже («Много чего?»);
• согласование прилагательного с существительным в единственном числе (по картинкам);
• употребление предложно-падежных конструкций (по картинкам);
• образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• образование названий детёнышей животных;
• образование относительных прилагательных (стол из дерева какой);
• образование притяжательных прилагательных (очки бабушки чьи);
• образование приставочных глаголов;
• назвать обобщающие слова;
• назвать антонимы;
• назвать близкое по значению слово (вяжет, шьёт, вышивает);
• согласование существительных с прилагательными в роде и числе (одно красное ведро, пять красных ведер и т. д.).
г) Связная речь
• составить предложение по картинке;
• составить рассказ по серии картинок;
• пересказать текст.
д) Произнесение слов сложной слоговой структуры (сковорода, милиционер, светофор)
е) Звукопроизношение
ж) Фонематическое восприятие
• определёние звука в ряду других звуков;
• повторение слогов с оппозиционными звуками (са-ша-са);
• выделение начального ударного гласного из слов;
• выделение конечного согласного из слов;
• выделение начального согласного из слов;
• слова-паронимы (крыша-крыса, шар-жар);
• отбор картинок с заданным звуком;
• придумывание слов с заданным звуком.
5. Логопедическое заключение
6. План работы на учебный год
Мониторинг коррекционной логопедической работы
Для того чтобы тщательно отследить динамику коррекционно-развивающей работы в начале года проводятся диагностические мероприятия и заполняются соответствующие документы (речевые карты, бланки стартовой логопедической диагностики, затем в конце учебного года также проводится диагностика результатов логопедической работы.
Мониторинг логопедической работы проводился следующим образом.
Заполнялась таблица, в которую заносились данные обследования по следующим параметрам на начало и конец учебного года:
• звукопроизношение;
• фонематические процессы;
• пространственная ориентировка;
• артикуляционная моторика;
• мелкая моторика.
Оценки ставились в баллах соответственно критериям уровня развития функции:
Звукопроизношение
1 балл – нарушение нескольких групп звуков.
2 балла – недостаточное произношение одной группы звуков.
3 балла – звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков.
4 балла – звукопроизношение в норме.
Фонематические процессы
1 балл – не слышит данный звук в любой позиции.
2 балла – не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы.
3 балла – с заданием справляется, но допускает ошибки.
4 балла – фонематические процессы в норме.
Пространственная ориентировка
1 балл – не ориентируется на плоскости и в пространстве.
2 балла – владеет понятиями верх-низ, испытывает затруднения в понятиях право-лево.
3 балла – ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения.
4 балла – пространственная ориентировка соответствует возрасту.
Артикуляционная моторика
1 балл – объём артикуляционных движений ограничен (мимика бедна, наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата.
2 балла – неполный объём артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.
3 балла – статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объёме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.
4 балла – строение и подвижность органов артикуляции баз особенностей.
Мелкая моторика
1 балл - мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор).
2 балла – испытывает затруднения при выполнении динамических проб.
3 балла – точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками.
4 балла – мелкая моторика в норме.
После обработки речевых карт заполняется таблица, представленная ниже.
Мониторинг работы логопедической группы за 20 - 20 уч. год
учитель-логопед ___
№ Ф. И. ребёнка звукопроизно-шение артикуляцион-ная моторика фонематическое восприятие мелкая моторика пространствен-ная ориентировка итоговый показатель средний балл
Н К Н К Н К Н К Н К Н К
1
2
Средний балл
Условные обозначения Н – начало года, К – конец года.
Произведя необходимые расчеты, можно провести мониторинг коррекционной логопедической работы в конце учебного года в логопедической группе путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции:
1. низкий уровень;
2. ниже среднего;
3. средний;
4. достаточный.
Для большей наглядности можно составить диаграмму.
Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника логопедической группы и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.