Лучший педагог года

Патриотическое воспитание несовершеннолетних как неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности

Григораж Юлия
Патриотическое воспитание несовершеннолетних как неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности

Григораж Юлия Валерьевна.

МБДОУ детский сад «Звёздочка»

Выступление на пленарном заседании педагогической конференции

Тема моего выступления- Патриотическое воспитание несовершеннолетних как неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности»

Публикация «Патриотическое воспитание несовершеннолетних как неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности» размещена в разделах

Сегодня эта тема очень актуальна. Ещё совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия “Родина”, “великая держава”, “мы, советский народ”. Раньше подросток смотрел на карту СССР и думал: “Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране”. Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками. На сегодняшний день картина изменилась и наши подростки видят совершенно другую страну.

В наших ребятах ослабло чувство патриотизма. Это проявляется во всё м: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т. п.

15-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодёжи самым важным в жизни, на первое место ставят: деньги, деловая карьера и образование, получить от жизни побольше удовольствия. Извечные же ценности стоят гораздо ниже: любовь, действия ради будущего России, идеалы и вера.

Личностные заботы наших обучающихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.

Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.

Что такое “патриотизм”?

Патриотизм (от греческого patris) – Родина, Отечество и преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов. Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с её историей, природой, достижениями, проблемами.

Чрезвычайно важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее сенситивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Однако если педагог сведёт работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству. Эти задачи можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Мы,педагоги находим для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого нам нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

В данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов. Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в коллективе – это всё формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.

Велика в наше время роль родителей в воспитании у молодёжи любви к Отчизне. Рассказы об участии бабушек и дедушек, других родственников, знакомых семьи в жизни страны, города, района, двора - это то, что формирует отношение подростка к своей Родине. Он невольно задается вопросом: «Если они так много сделали для Родины, значит, они её действительно любят?» И когда родители найдут эти яркие примеры из жизни, то они внесут невероятно большой вклад в патриотическое воспитание своих детей. Семья дает ребёнку первый жизненный опыт, именно в ней закладываются основы характера человека и его представления о морали. Но нельзя уменьшать роль педагогов в патриотическом воспитании. Именно педагогу, непосредственно работающему с детьми, по силам воспитывать личность гражданина и патриота.

В дошкольных учреждениях, школах, работниками культуры эти задачи решаются систематически во всех видах деятельности

• беседы, классные часы;

• тематические утренники, проведение совместных праздников;

• торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

• экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания,

• смотры строя и песни

• конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

• мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

• празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов

• обращение к государственной символике;

• краеведческая деятельность;

• сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн;

• знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.

Проведение подобных мероприятий не может оставить молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. И подтверждением этого является всё возрастающее число молодых людей, желающих принять активное участие в организации и проведении патриотических мероприятий. Они с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, и это участие — участие на деятельном уровне — имеет важнейшее значение для воспитания нового поколения в духе патриотизма, преданности высшим жизненным идеалам.

Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению.

Сегодня на острове, к сожалению, не осталось ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, которые бы могли поведать нам о той нелёгкой судьбе, выпавшей на их долю. Но мы помним и чтим их неоценимый вклад в историю нашей Отчизны.

Недавно в местных библиотеках состоялась встреча с Александром Константиновичем Кутелёвым, который был свидетелем первых послевоенных лет освоения Шикотана и Кунашира советскими людьми. Дети узнали подробности о тех трудных годах: быте курильчан, школе, природе островов, а главное не простых человеческих отношениях, существовавших на островах в 50-е годы.

Дети острова каждый год принимают участие в митингах, посвященных Дню Победы(9 мая, Дню памяти и скорби (22 июня). Дню освобождения Курильских островов от японских милитаристов (3 сентября) Ребята отдают дань памяти воинам-освободителям, труженикам тыла, узникам концлагерей, приняв участие в проектах «Передай свечу памяти и скорби по погибшим» и «Георгиевская лента». Также активно принимают участие в спортивных соревнованиях, художественной самодеятельности, создают волонтёрские движения и т. д

И это только часть работы, проводимая специалистами детских садов, школ, Дома Культуры и библиотек, которую я смогла Вам озвучить.

Работа будет продолжаться и дальше, так как воспитание патриотизма, любви к своей Родине – это не разовая акция, не только сегодняшнего дня. Это длительная работа на последующие годы, прежде всего с учётом сложившейся в настоящее время в мире непростой политической обстановки.

Очень хотелось бы, чтоб пропагандировали с "большого экрана" не насилие и кровь, а жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Патриоты, способные в любую минуту защитить своё Отечество!

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, воспитывая их на героическом прошлом нашей Родины. Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего и то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания молодежи.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Музыкальное образование дошкольников как неотъемлемая часть эстетического воспитания подрастающего поколения Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Сосновский детский сад» Тема доклада: «Музыкальное образование дошкольников,.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников — неотъемлемая часть общей культуры государства» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 170 общеразвивающего вида» города Магнитогорска Екимова Елена Вячеславовна,.

Музыкальное образование дошкольников как неотъемлемая часть эстетического воспитания подрастающего поколения Музыкальное образование дошкольников как неотъемлемая часть эстетического воспитания подрастающего поколения 1 слайд ТЕМА Дошкольный возраст.

Нравственно-патриотическое воспитание как неотъемлемая часть воспитательного процесса Нравственно - патриотическое воспитание Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими.

Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика — неотъемлемая составляющая музыкальных занятий в детском саду» Важность пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют первостепенную роль в общем развитии ребёнка.

Патриотическое воспитание дошкольников как неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности Выступление на методическом объединение : «Патриотическое воспитание дошкольников как неотъемлемое составляющее гармонично развитой личности».

Патриотическое воспитание дошкольников как неотъемлемое составляющее гармонично развитой личностиПатриотическое воспитание дошкольников как неотъемлемое составляющее гармонично развитой личности Патриотическое воспитание дошкольников как неотъемлемое составляющее гармонично развитой личности. «Воспитание детей – самая важная область.

Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей. В современном, динамичном мире, изменения,.

Родительское собрание «Воспитание любви к родному городу — важная составляющая патриотического воспитания» Задачи: 1. Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей патриотизма, любви к родному краю и природе. 2. Расширение представлений.

Экологическая культура как неотъемлемая часть общей культуры личности Для определений понятия «экологическая культура» нами проведен теоретический анализ более емкого понятия «общая культура». Отмечаем, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание несовершеннолетних как неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности
Опубликовано: 22 октября 2018 в 05:26
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД