Получи документы

Исследовательский проект для детей 5–6 лет «Ложка как универсальный предмет»

Усс Ирина
Исследовательский проект для детей 5–6 лет «Ложка как универсальный предмет»

«Ложка как универсальный предмет»

Главная задача дошкольных образовательных учреждений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для интеллектуального, духовного, творческого, социального, эмоционального и физического развития ребёнка, то есть способствовать всестороннему развитию его личности.

На помощь воспитателю приходят различные педагогические технологии. Одной из них является технология проблемного обучения.

Актуальность проекта :

Публикация «Исследовательский проект для детей 5–6 лет „Ложка как универсальный предмет“» размещена в разделах

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает к вопросу, догадкам.

Причем, объектом, побуждающим стремление детей к исследованию, поиску ответов, может стать даже обычная ложка. Не верите? А мы с ребятами это доказали.

Идея показать воспитанникам, что за внешней простотой предмета прячется огромный интересный мир открытий, возникла у меня давно. Наблюдая за игрой детей, я часто замечаю, что привычные для их глаза предметы не вызывают у них познавательного интереса. Ну что может быть интересного в столе, стуле или обычной столовой ложке? Так возникла идея создания проекта «Ложка как универсальный предмет»

Продолжительность проекта : краткосрочный

Тип проекта : информационно-творческий, исследовательский

Участники проекта : (педагог, дети, родители)

Возраст детей : 5-6 лет

Цель проекта : способствовать познавательному и художественно-эстетическому развитию детей в ходе реализации проекта.

Задачи проекта на экране : (С задачами и предполагаемыми результатами вы можете ознакомиться на слайде)

- Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с историей возникновения ложки;

- формировать умение организовывать сюжетно- ролевую игру;

- совершенствовать умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из полученных знаний;

- расширять и уточнять представления о ложке, систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах, материалах и назначении различных ложек, способах ее изготовления и использования;

- расширять и активизировать словарный запас детей за счет слов, обозначающих качество и свойство ложек (шероховатая, гладкая, березовая, липовая и др., познакомить со значением слов: черпак, ручка, ложкарь, резьба, роспись и т. д. ;

- развивать исследовательский интерес, формировать умение обследовать предметы, расширять представления о фактуре и свойствах ложек, включая проведение опытов (гладкая, шероховатая, легкая, холодная на ощупь, тонет – не тонет, быстро нагревается и др.);

- совершенствовать конструктивные умения в изготовлении поделок из одноразовых ложек, ложек из бумаги;

-совершенствовать навыки игры на ложках, умение исполнять музыкальные произведения в оркестре;

- воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

Предполагаемые результаты :

- у детей с формированы представления об истории возникновения ложки, приобретены знания о том, из каких материалов могут быть сделаны ложки;

- у детей развиты умения мастерить ложки, расписывать, создавать из ложек различные поделки;

- у детей расширились знания о нетрадиционных способах использования ложек;

- у родителей появилась заинтересованность к совместной деятельности с детьми в ходе реализации проекта.

Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника.

Свой педагогический проект я начала с внесения в группу коробки. Дети стали делать предположения, что же там может быть? Варианты ответов были разные: от обычного яблока до сказочного динозавра. Было принято решение сыграть в игру «Горячо- холодно». И вот, предмет угадан. Торжественно достаю ложку из коробки. И вижу некоторое разочарование в глазах детей. Понимаю, что нужно спасать ситуацию. Задаю проблемную задачу: где в детском саду можно использовать ложку? Практически все дети отвечают, что ложка нужна нам для еды. Иван важно добавляет, что на деревянных ложках можно играть.

Договариваемся с детьми, что они подумают, обсудят со своими родителями сегодня дома, где же еще можно найти применение этому предмету и уже завтра в детский сад придут с солидным багажом знаний.

На следующий день ребята делились тем, что нового они узнали.

- ложку можно использовать в эстафетах: переносить в ней теннисные мячики. Многие отнеслись к этому с недоверием: мячик может выпасть из ложки.

- из пластмассовых ложек можно сделать цветок. Опять ребята сомневаются.

Я в свою очередь подготовила Беседы «Путешествие в прошлое ложки», «Народные промыслы», «Кто и как изготавливает ложки» и показала мультимедийные презентации: «История деревянной ложки», «Какие бывают ложки и из чего их делают», «В гости к мастеру Ложкарёву».

После ознакомления с материалами, было принято решение опытным путем проверить все варианты использования ложки.

Аня предположила, что пластмассовые ложки можно использовать в качестве счетного материала. В ходе образовательной деятельности мы убедились, что она права. Действительно, ложки можно посчитать, с ними удобно закреплять состав числа, а если взять разноцветные ложки, то можно даже сравнить их по количеству.

Идея использовать ложки в процессе обучения грамоте пришла в голову Софье. А что, если вместо хлопков отстукивать количество слогов в слове ложками? Необычное решение. Берем деревянные ложки и отстукиваем. Действительно, интересно. Дети просят задавать им как можно больше слов. И такое, ранее не очень любимое задание: определить количество слогов в слове, становится чуть ли не самым востребованным в группе.

Предлагаю родителям вместе с детьми провести эксперимент «Какая ложка тяжелее, «Какая ложка холоднее. Утром по приходу в детский сад дети делятся своими впечатлениями об проведенных экспериментах.

Так как у меня группа разновозрастная, ребята старшей подгруппы поделились своими знаниями с младшей подгруппой и показали им уже знакомый опыты.

Проверяем предложение Дарьи. Они с мамой нашли в интернете видео, что из ложек можно сделать сказку, она поделился с ребятами этой новостью. Если взять ложку, прикрепить к ней личико, косички и бантик, а также нарядное платьице, то у нас получится куколка. И вот опять работа кипит: дети рассматривают примеры такого театра, обсуждают, пытаются отстоять свою точку зрения, трудятся, мастерят, с удовольствием перевоплощают ложки в различных персонажей. И вот у нас готов замечательный театр ложек по сказке «Колобок», «Три медведя». Театральные ложки получились лучше, чем в лавке у ложкарей, где мы совершали покупки в сюжетно-ролевой игре.

А знали ли вы, что ложку можно использовать в изобразительной деятельности, например, рисовании мыльными пузырями. Этому нас научила Ксения. В небольшом количестве воды растворяем гуашь. Затем берём трубочку для коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы образовались пузыри). Поднявшиеся пузыри аккуратно снимаем ложкой и выкладываем на лист. Дальше мы фантазируем, на что же похожи наши изображения. У одних – на цветы, у других – на рыб. Такой вид рисования развивает у детей творческое воображение. А еще это очень весело! Что может быть интересней игры с мыльными пузырями? Тут же поступило новое предложение, что и сами ложки можно разрисовать. Это предложение мы уже проверили на мастер-классе с родителями. Они изготовили для своих детей именные ложки. Родители остались довольны, а радости детей не было предела.

Проверяем следующее предположение, что из пластмассовых ложек можно сделать цветы. Тем более и повод нашелся: приближающийся день матери. Стали решать, как соединить между собой ложки, чтобы получился цветок. Предложения были разные : использовать клей, пластилин, и даже гвозди с молотком. Каждый аргументировал свой выбор. В итоге ребята выбрали пластилин. И вот уже красивые букеты ждут милых мам.

Ну, а как не порадовать бабушек и мам праздничным выступлением ансамбля «Ложкари»?

Ложки, оказывается, могут быть использованы воспитателем и ребятами во время утренней гимнастики для проведения упражнений с предметами, для проведения эстафет. Ребята попробовали передать шарик из ложки в ложку, стараясь не уронить его. Получилось не сразу. Но на третий день дети уже соревновались друг с другом.

Так как я прошла проф. переподготовку по специальности «учитель-дефектолог», я показала детям, что с помощью ложек можно проводить логопедический массаж.

К концу работы по проекту наши ребята знали очень многое об использовании этого удивительного предмета. Итогом нашей работы стало создание альбома «Необычное - рядом», куда мы поместили свои рисунки и фотографии. Альбом получился внушительным и очень оригинальным. Каждый ребенок постарался передать в рисунке свои впечатления, знания, вложив свою душу.

Можно сказать, что обычная ложка стала универсальным средством всестороннего развития ребенка. Ведь благодаря использованию элементов проблемного обучения существенно повысился интеллектуальный уровень детей, обогатился их опыт. Все знания были получены детьми самостоятельно и проверены опытным путем. Наблюдая за работой воспитанников, могу отметить, что дети были заинтересованы решением проблемной задачи, у них горели глаза, каждый подтвержденный способ применения ложки вызывал у них восторг и желание рассказать об этом всем: педагогам, детям, родителям.

Ребята стали более целеустремленными, самостоятельными, приобрели неоценимый опыт общения со сверстниками. Дети раскрыли свои способности иреализовали через театрализованную, изобразительную, музыкальную деятельность свой творческий потенциал.

Одновременно происходило и духовное развитие детей. Они приобщались к народной культуре, знакомились с ложкой как народным музыкальным инструментом, что очень важно в наш век популяризации информационных технологий.

Не осталось в стороне и физическое развитие детей. Развивались такие физические качества как ловкость, быстрота, координация.

В завершение темы хочется вспомнить стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «почему?»

Давайте же будем поддерживать в маленьких исследователях интерес к познанию даже внешне простых и понятных предметов!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы «Почемучкин огород»Фотоотчёт «Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы «Почемучкин огород» Вас приветствует средняя группа "Почемучки". "Как прекрасно вокруг" - именно так называется наш долгосрочный проект, и хочется ещё добавить.

Исследовательский проект для детей 6–7 лет «Путешествие пшеничного зёрнышка» Исследовательский проект для детей 6–7 лет «Путешествие пшеничного зёрнышка» Образовательный проект детей 6 – 7 лет Авторы и руководители.

Познавательно-исследовательский проект «Чудо-песок» для детей раннего возрастаПознавательно-исследовательский проект «Чудо-песок» для детей раннего возраста Актуальность: Маленькие дети уже исследователи. Любая деятельность малыша-источник познания. Дети очень любят экспериментировать. В процессе.

Познавательно-исследовательский проект для детей 4–5 лет «Знакомьтесь: динозавры»Познавательно-исследовательский проект для детей 4–5 лет «Знакомьтесь: динозавры» Цель проекта: ознакомление детей с древними обитателями Земли — динозаврами. Задачи: 1. Познакомить с разнообразием видов динозавров и.

Познавательно-исследовательский проект «Удивительный песок» для детей раннего возрастаПознавательно-исследовательский проект «Удивительный песок» для детей раннего возраста .

Познавательно-исследовательский проект «Вода-водичка» для детей раннего возрастаПознавательно-исследовательский проект «Вода-водичка» для детей раннего возраста Актуальность : Наша жизнь не возможна без воды. Вода нам нужна, чтобы утолять жажду, готовить еду, соблюдать чистоту. Познавательно-исследовательская.

Познавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 летПознавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 лет Актуальность: Пасха – самый почитаемый праздник в православном мире. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект для детей 5–6 лет «Ложка как универсальный предмет»
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 07:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД