Папки-передвижки

Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина

Юлия Седых
Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина

Педагогическая технология

развивающих игр Б. П. Никитина

МАДОУ «Детский сад № 19 г. Благовещенск»

Седых Юлия Анатольевна

«Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер»

Б. П. Никитин

Публикация «Педагогическая технология развивающих игр Б, П, Никитина» размещена в разделах

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их математическое развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: счету, вычислению, измерению. Важно развивать у ребенка-дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия и в итоге, самостоятельно приобретать знания. В центре внимания педагога в рамках развивающего обучения оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эффективной организации учебно-познавательной деятельности детей по его добыванию. Для педагога большую ценность представляет не сам результат, а отношение ребенка к материалу, желание не только изучать его, узнать новое, но реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. В. А. Сухомлинский сказал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Достоинства игровой деятельности известны всем. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями.

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитина известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Разработанная ими система, сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребенка.

Эта педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста; она создает условия для опережающего развития способностей детей. По мнению Никитиных, родителям необходимо позаботится об интеллектуальном развитии ребенка с самого раннего возраста, так как формировать новые приемы мышления в старшем возрасте значительно труднее. Она построена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное - успеть реализовать их. В противном случае способности угаснут. По мнению авторов, лучше развиты способности и навыки у малышей, которые тренировались практически с рождения.

Борис Павлович Никитин - основоположник идеи, подразумевающей, что обязанностью каждого из родителей является создание правильной развивающей среды и «опережающих» условий для детей с самого раннего возраста.

Использование развивающих игр Никитина в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий к познавательной игровой деятельности, организованной совместно со взрослым или самостоятельно. Педагогам лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности

Технология развивающего обучения игр Б. П. Никитиных – это принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, основанном на натаскивании и зазубривании. Суть её концепции заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу, как для педагога, так и для самого ученика.

Главное отличие игр — это их многофункциональность и безграничный простор для творчества. Они интересны детям разного возраста и даже взрослым. Игры учат детей переходя, от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Играя в развивающие игры, дети все время заняты увлекательными делами, объединены общими интересами. При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся, прежде всего, способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается мышление, воображение, внимание, память, воля.

Данная педагогическая технология не является инновационной для

практиков дошкольного образования, так как педагоги уже не первый год

используют предложенные в ней развивающие игры в своей работе. Однако, сегодня, в аспекте деятельностного подхода к образованию детей дошкольного возраста, возникла необходимость говорить об использовании развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как о технологии развивающих игр - специальном построении деятельности педагога, когда все действия представлены в определенной последовательности и целостности, предполагается достижение определенного результата, ориентированного на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Стержневой идеей развивающего обучения с помощью игр Никитина, является опережающее развитие мышления, что обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой творческий потенциал.

Цель технологии : развивать интеллектуальные и творческие способности дошкольников в игровой деятельности используя, развивающие игры Б. П. Никитина.

Задачи

Обучающие:

• Ознакомление детей с геометрическими фигурами и объемными телами;

• Формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

• Овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления;

• Учить создавать внутренний план действий;

• Учить логическому и образному мышлению, умению распознать и построить образ;

• Формировать умения действовать по словесным инструкциям и чертежам.

Развивающие :

Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, логического мышления, воображения);

• Формирование психологических предпосылок для овладения исследовательской деятельности.

Развитие произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами;

Развивать переключаемость на разные виды деятельности.

Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Развивать воображение.

Воспитывающие:

• Формировать интерес и положительную мотивацию обучения.

• Воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

• Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

• Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

• Умение осознавать ход своей деятельности, анализировать свои успехи, затруднения, ошибки.

Задачи располагаются в порядке возрастания сложности. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему малышу, до несложных взрослому. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке

Особенности методики.

Педагог предоставляет максимальную степень свободы ребенку.

Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, привлекает внимание

ребенка к играм посредствам собственной игровой деятельности.

В процессе игры ребенка взрослый выступает в роли «консультанта».

Полностью исключается подсказка взрослого ребенку.

Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.

Если ребенок не справляется с заданием, значит взрослый переоценил его способности,

необходимо начать игру через несколько дней с более легких заданий.

Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в

игре.

Для маленьких детей взрослый оживляет пару сказок, дает имена узорам, людям, придумывает,

фантазирует, пока ребенка не начнет привлекать сам процесс преодоления трудностей в

решении задач.

Особенности развивающих игр Б. П. Никитина.

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2—3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенкуидти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности. в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

7. нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

Технология основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Данный процесс осуществляется в ходе развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков,

квадратиков из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами и т. д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом ребенка. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоской модели, инструкции и т. д. Таким образом, ребенка знакомят с разными способами передачи информации.

Большинство игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, позволяют детям и взрослым составлять новые варианты заданий, новые варианты игр, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В этих играх, удалось объединить один из основных принципов обучения, от простого к сложному, с принципом творческой деятельности, самостоятельно по способностям, где ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Проанализировав особенности методики развивающих игр (Б. П. Никитина, можно сказать, что она в полной мере соответствует основным характеристикам развивающего обучения.

В результате работы по данной технологии :

1. Тренируется память, что поможет во взрослой жизни ребенка.

2. Малыш учится быстро реагировать, думать, что позволит принимать правильные решения.

3. Развивается настойчивость, и ребенок научится постепенно продвигаться к цели.

4. Расширяется познание окружающего мира, развивается пространственное мышление, воображение, чувство симметрии.

5. Кубики Никитина хорошо действуют на развитие моторики детей.

6. Способствуют сплочению детского коллектива, так как если у ребенка не получается выстроить рисунок по схеме, то другие тут же спешат на помощь!

Играя, дети освоят понимание аксонометрической проекции (плоского изображения трехмерных объектов) научат строить с использованием схем, чертежей, планов, проекций приобретут навыки конструирования и способности к пространственной ориентировке.

Таким образом, педагогическую технологию развивающих игр (Б. П. Никитина) в полной мере можно считать соответствующей основным характеристикам развивающего обучения.

Публикации по теме:

Квест как образовательная педагогическая технологияКвест как образовательная педагогическая технология Квест- как образовательная педагогическая технология. Квест (англ. quest, - приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Педагогическая технология «Квест-игра»Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведенийПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Дидактическая игра «Сложи узор» по книге Б. П. Никитина «Ступеньки творчества»Дидактическая игра «Сложи узор» по книге Б. П. Никитина «Ступеньки творчества» В этом году мы набрали малышей. Такие чудесные милые детки и как много хочется им дать. Достали всё что у нас было по возрасту оказалось.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе "Моя педагогическая философия" Нет благородней и почетней в мире дела, Чем дело это - любить и радовать детей. Итак, пришло время.

Эссе «Моя педагогическая философия» Моя педагогическая философия. В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом «Умейте открыть перед ребенком в окружающем.

Эссе «Моя педагогическая инициатива» Воспитатель – свеча, которая светит детям, сгорая сама. Джованни Руффини. Меня зовут Долгих Саглара Павловна. Я молодой воспитатель. Мой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина
Опубликовано: 14 апреля 2022 в 05:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД