Получи документы

Педагогические проекты с детьми ст. группы по формированию экологической культуры с использованием регионального компонента

Наталья Костяева
Педагогические проекты с детьми ст. группы по формированию экологической культуры с использованием регионального компонента

Использование регионального компонента для формирования экологической культуры детей старшего возраста по средством системного оператора.

В современном мире, формирование экологической культуры, у детей дошкольного возраста, имеет большое значение для предотвращения экологических проблем как настоящего, так и будущего. «Человечество – без облагораживания его животными и растениями – погибнет, оскудеет, впадет в злобу отчаяния, как одинокий в одиночестве» (Андрей Платонов). Проанализировав содержание образовательных областей, которые определены в ФГОС ДО, можно чётко проследить экологическую направленность психолого-педагогического процесса в ДОО.

Публикация «Педагогические проекты с детьми ст, группы по формированию экологической культуры с использованием регионального компонента» размещена в разделах

1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

5. Физическое развитие включает приобретение опыта в становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

Неотъемлемым компонентом экологического воспитания является его региональная направленность. Любить своего Отечество надо начинать со своей малой родины, с места где родился и живёшь, следовательно, с любви к природе родного края.

Процессы экологического воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в организации педагогических проектов экологической направленности.

В статье представлены педагогические проекты с детьми старшего дошкольного возраста по формированию экологической культуры на примерах объектов природы Ульяновской области. В качестве основной модели, с помощью которой реализовывались данные проекты, был выбран Системный оператор. Данная модель помогает проследить линию развития систем природного мира в настоящем, прошлом и будущем. В качестве копилки используется информационный опыт детей и его классификация на экранах Системного оператора.

Педагогический проект с детьми старшей группы «Берегите Волгу»

Тип проекта : информационно – практико – ориентированный

Вид проекта :

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: краткосрочный (2 недели)

По направленности: интеграция образовательных областей

Проблема:

Одной из глобальных проблем нашего времени является экологический кризис. Уменьшаются природные ресурсы, загрязняются вода и воздух- жизненно необходимые условия существования всего живого. Необходимо уже в дошкольном возрасте формировать у детей бережное отношение к природе и чувство уважение к окружающему миру.

Цель: формирование экологической компетентности.

Задачи:

Обучаюшие

1. Формировать навыки проектной деятельности.

2. Формировать умение определять две линии развития объекта или системы: отрицательная и положительная.

3. Продолжать формировать знания о родном крае и его природных ресурсах.

4. Продолжать формировать знания детей о геологическом прошлом родного края и Земли.

5. Продолжать формировать знания детей о карте, как модели Земли.

6. Продолжать формировать знания о строении объектов окружающего мира из твёрдых, жидких и газообразных человечков (ММЧ)

7. Продолжать формировать умение работать с системным оператором

8. Продолжать формировать знания об объектах живой и неживой природы.

9. Продолжать формировать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Развивающие

1. Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи

2. Развивать мыслительные операции: обобщение, классификация, анализ, синтез.

Воспитательные

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Воспитывать доброжелательность к окружающим.

Модели мышления:

1. Системный оператор

2. Морфологическая таблица

3. ММЧ

4. Установление причинно – следственных отношений

Способы:

1. Литературные источники

2. Информационный опыт детей

3. Модели мышления

4. Экспериментирование

5. Презентации

Материалы и оборудование: системный оператор, морфологическая таблица, изображения природных объектов, схемы объектов, коллекция окаменелостей, мультимедийные презентации: «Древнее море и его обитатели», «Загрязнение природы», «Симбирцит», схемы Земли, формы для создания окаменелостей, гипс, раковины, ватман, клей, карандаши.

Содержание проекта

1 этап.

Мотивация детей

Игра «Я еду на Север и беру с собой» (Загадана система – Река)

- какие реки нашего города вы знаете? (Свияга, Волга)

- в названии реки, которую я загадала два гласных звука и три твёрдых согласных. (Волга)

Работа с системным оператором

Система

Работа начинается в секторе настоящего времени. На системный оператор выставляется часть карты, на которой изображена река Волга, впадающая в Каспийское море.

Надсистема

Дети определяют частью чего является река Волга, Россия (рассматривается географическая карта Мира, глобус)

Обобщение: Волга-часть Земли. (прикрепляется Земной шар)

Подсистема

Беседа с детьми о маленьких человечках (если дети не изучали газообразных человечков, то воспитатель говорит о них сам)

Работа с Морфологической таблицей

1 Дети рассматривают схематические изображения на МТ: схема природного мира, который подразделяется на три колонки: схема жидких человечков, твёрдых и газообразных.

Задание детям: классифицировать (разложить) объекты живой и неживой природы, находящиеся в реке Волга, по наличию в них маленьких человечков ( детям предлагаются изображения различных объектов: камни, водоросли, вода, улитки, рыбы и др.)

На МТ выставляется схема рукотворного мира.

Дети объясняют, какие рукотворные объекты находятся в реке и откуда они там появились ( мусор: фантики, бутылки)

Дети распределяют рукотворные объекты, находящиеся в реке по наличию человечков.

2 Дети придумывают единую схему мусора (например, мусорное ведро)

3 На системный оператор переносится обобщённая схема МТ (схемы маленьких человечков и схемы объектов природного и рукотворного мира реки).

Детям даё тся домашнее задание: узнать о прошлом реки Волга.

2 этап

Работа в секторе «Прошлое объекта»

1 Дети рассказывают о том, что узнали о прошлом реки (название, чем она была раньше).

2 Педагог знакомит детей с прошлым реки, как переводилось её название. В Древнее время, в эпоху зарождения жизни на Земле, на месте реки было Древнее море.

В секторе «Система» схематизируется Древнее море.

Надсистема и подсистема не схематизируются, а проговариваются.

Надсистема – Древнее море, находилось на Земле.

Подсистема – обсуждается, что находилось в Древнем море (те же природные объекты, что и сейчас, но только древние, первые живые организмы, динозавры, растения).

3 Показ детям презентации о Древнем море.

4 Обсуждение с детьми, каких объектов не было в Древнем море (рукотворных).

5 Беседа с детьми об археологии, о том, как люди узнали о древних растениях и животных.

6 Рассматривание окаменелостей.

7 Рассматривание аммонита и Симбирцита

8 Домашнее задание: узнать что-такое Симбирцит.

(Симбирцит –разновидность минерала кальцит (СаСО3). Поделочный полупрозрачный камень жёлтых и красноватых оттенков. Внешне похож на янтарь и карнеол. Встречается в больших количествах в Ульяновской области, а также в обрывах правого берега Оки в Нижегородской области и в Аргентине. Симбирцит приурочен в Ульяновской области к нижнемеловым отложениям Ундоровских гор готеривского, барремского, альбского и частично аптского ярусов. Встречается в полостях раковин аммонитов, а также в трещинах и усыхания в септариях и конкрециях мергеля. Образование симбирцита проходило также и в раковинах моллюсков-аммонитов. Слои мраморного оникса заполняли полости раковин на ископаемом перламутре, перемежаясь с прожилками пирита и гематита).

9 Рассматривание изделий из Симбирцита

10 Создание рукотворных окаменелостей из гипса.

3 этап

Работа в секторе «Будущее объекта»

1 Дети рассказывают о настоящем и прошлом системы «Река Волга».

Все сектора разделены по диагонали на две части (два варианта развития системы)

В секторе «Система», на глазах детей схематизируется река (в одной части- голубого цвета; в другой-чёрного)

2 Работа с причинно – следственными связями.

Дети выдвигают предположения, почему эти реки разного цвета (чистая и грязная) и почему так получилось (чистая – потому что люди заботились о ней, не загрязняли, в ней нет рукотворных объектов; грязная – люди замусорили реку, и она погибает).

3 Просмотр презентации с экологическими нарушениями, с загрязнением рек.

4 Схематизация причинно – следственных связей, возникающих при загрязнении реки (см. причинно-следственные связи: веерообразность, принцип «Домино»).

Следствие всех причин – болезнь и гибель людей (объяснение глобальных экологических проблем – голод, загрязнение среды, недостаток питьевой воды, высокая заболеваемость).

5 Работа детей по командам

Детям даются изображения планеты Земля. Одна команда создаёт Землю, где люди заботятся о природе, другая команда – люди не заботятся о природе и остаются только воспоминания о них (на общем столе находятся изображения природных объектов реальных и чёрные схемы.)

Дети приклеивают заполненные изображения Земли в сектор «Надсистема объекта».

Педагог показывает изображение людей и предлагает детям выбрать, где бы им хотелось жить, на какой Земле и почему.

6 Педагог предлагает детям рассказать, какие правила надо соблюдать, чтобы такого не случилось.

4 этап

Создание продукта

Оформление плаката «Берегите реки (на плакат дети прикрепляются запрещающие знаки (нельзя бросать бутылки, полиэтилен и разный мусор, нельзя сливать грязь в реки и др.)

5 этап

Презентация проекта :

1 Выступление на родительском собрании.

2 Размещение плаката «Берегите реки на стенде дошкольного учреждения

Педагогический проект, «Винновская роща», имеет те же цели и задачи, и является продолжением предыдущего проекта.

Педагогический проект с детьми старшей группы «Реликтовый уголок»

Подготовительный этап: посещение детьми с родителями парка «Винновская роща». Создание фотографий в парке.

1 этап

Мотивация детей. Подведение детей к системе - лес.

Работа в секторе «Настоящее системы»

Помещение в секторе «Система» фотографии лесопарка «Винновская роща».

Дети рассказывают, что это за система. (определяют по фото).

Надсистема

1 Дети объясняют, почему «Винновская роща» является лесопарком (парк – наличие качелей, игровых зон…; лес – природная лесная зона).

Размещение на экране природной карты лесов Ульяновской области. «Винновская роща» - часть лесов города Ульяновска и Ульяновской области.

2 Секреты леса

1 Живое из неживого

Педагог знакомит детей со способом питания растений. Дети вспоминают условия необходимые для роста растений: солнце, вода, тепло.

Педагог на цветной схеме рассматривает с детьми питание растений. Дети объясняют откуда растения беру воду (педагог дополняет знания детей: вода находится и в земле – подземные ручейки, оставшаяся влага после дождей); тепло даёт солнце. Педагог дополняет знания детей – в земле содержатся много витамин, которые нужны растениям для питания; растениям ещё необходим углекислый газ, который они забирают из воздуха. Этот газ вреден для человека, но нужен объектам растительного мира. Объекты царства животных дышат кислородом, а выдыхают углекислый газ, а растения наоборот, выдыхают необходимый нам кислород.

Деревья поглощают всё неживое, а сами живые – первый секрет леса.

2 Лес – большая фабрика

Педагог знакомит детей с круговоротом веществ в природе на примере иллюстраций, опыта детей:

Растительный мир – питание для объектов царства животных- все обитатели царства животных и растительного царства после гибели становятся витаминами земли- они вместе с водой попадают снова в растения через корни- всё начинается снова, по кругу.

Подсистема

1 Игра «Кто где живёт» использованием ТСО)

Цель: расселить объекты живой и неживой природы, и объекты рукотворного мира.

На экране появляется разноуровневый большой дом. На крыше написано «Винновская роща»

В доме три подъезда: живая природа, неживая природа, рукотворный мир.

Живая природа: этажи распределены по классификациям: царство животных, растений, грибов, микробов

Неживая природа: этажи распределены по маленьким человечкам

Рукотворный мир: этажи распределены по положительным и отрицательным объектам рукотворного мира.

На экране изображены различные объекты, дети называют объект и куда его надо поместить.

Например: мышь- царство животных, млекопитающее; мухомор – царство грибов; ручей – неживая природа, жидкие человечки; качели – положительный рукотворный мир; спиленные деревья – отрицательный рукотворный мир (спиленное дерево- дело рук человека, костёр, бутылки…

Педагог перемещает объект на названный этаж.

По итогам игры дети в вечернее время схематизируют объекты в сектор «Подсистема объекта»

2 Домашнее задание детям: узнать, какие объекты живой и неживой природы есть в лесопарке и нарисовать их.

3 Беседа о флоре и фауне лесопарка, о ручье «Сахарный». Рассматривание фотографий с обитателями «Винновской рощи».

По результатам рассказов, педагог совместно с детьми создаёт игру «Круг природы Винновской рощи».

Цель: формировать понимание единства всего в природе.

Педагог делит круг на сектора (сектора соответствуют классификации живой и неживой природы. Каждое царство и неживая природа, имеют свой цвет).

На секторах дети приклеивают изображения природных объектов (заготовленных педагогом).

4 Домашнее задание: узнать про прошлое Винновской рощи.

2 этап

Работа с прошлым системы

1 Беседа по рассказам детей.

Лес в Винновской роще, является реликтовым, он появился в доледниковый период. Схематизация древнего леса в экране «Система». Беседа о надсистеме и подсистеме древнего леса и их отличие от леса в настоящем.

2 Просмотр презентации о древних лесах.

3 Создание макета древнего леса

4 Беседа о науке Экология.

3 этап

Работа с сектором «Будущее системы»

Экраны разделены по диагонали (две линии развития системы)

1 На глазах детей в экране «Система» схематизируется зелёный лес- в одной части; в другой – чёрный лес, со сломанными деревьями.

Дети объясняют, что это может значить.

2 Установление причинно – следственных связей.

Дети делятся на команды. Командам даются игровизоры

Первая команда должна нарисовать причины, почему лес зелёный и живой.

Вторая команда – причины гибели леса.

После выполнения задания дети рассказывают, что они засхематизировали.

3 Игра «Круг природы Винновской рощи».

Что будет если погибнут деревья? (убирается сектор растительного царства). Дети объясняют.

Педагог убирает сектора : птица, насекомые… и т. д. (круг исчезает)

Дети объясняют, как это всё повлияет на человека (плохой воздух, много болезней)

Введение понятия – экологическое преступление.

3 Дети размещают в «Надсистему» два города: зелёный и загазованный, и рассказывают где бы они остались жить.

4 этап

Создание продукта

Дети оформляют плакат «Лес наша жизнь!» (на плакат дети прикрепляются запрещающие знаки (нельзя бросать мусор, рвать цветы, разводить костры, пилить деревья)

5 этап

Презентация проекта :

1 Размещение плаката «Лес наша жизнь!» на стенде дошкольного учреждения

2 Выступление детей на методическом объединении.

Публикации по теме:

Игровая обучающая ситуации «Мы едем в зоопарк» по формированию основ экологической культуры в средней группе Игровая обучающая ситуация «Мы едем в зоопарк» (типа путешествия) Тема недели «Дикие животные» Задачи: 1. Расширить представления дошкольников.

Обеспечение качества работы педагогов по экологическому воспитанию с использованием регионального компонента В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию.

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Физкультурное–оздоровительное занятие с использованием регионального компонента «Мы идем на ярмарку!» Тип: Физкультурно – оздоровительное. Вид: Физическое развитие Тема: «Мы идем на ярмарку» Цель: Внедрение регионального компонента в работу.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и экологической культуры детей в средней группе «Огород у ворот» Цель: Формирование целостной картины мира и экологической культуры детей. Задачи: 1) развивать речевую активность детей; 2) стимулировать.

Конспект познавательного занятия в старшей группе с использованием регионального компонента «Путешествие в Каповы пещеры»Конспект познавательного занятия в старшей группе с использованием регионального компонента «Путешествие в Каповы пещеры» Воспитатель: Ихсанова Светлана Филуровна МАДОУ №138 г. Уфы Цель: - развивать познавательные процессы детей, закрепить и уточнить знания.

Методическая разработка «Адаптация детей посредством художественной литературы с использованием регионального компонента»Методическая разработка «Адаптация детей посредством художественной литературы с использованием регионального компонента» Направленность: развитие всех компонентов устной речи. Предпосылки: обогащение материально- технической базы и развивающей среды группы.

Программа младшей группы ДОО, ориентированная на родителей, с учётом регионального компонента «Презентация программы младшей группы ДО ориентированной на родителей (законных представителей детей)» Цели: создание благоприятных условий.

Развлечение с использованием регионального компонента в старшей группе «Люблю тебя, мой край родной» Пояснительная записка Хакасия – край мой, Родные просторы. Вы мне улыбаетесь морем огней Широкие степи, высокие горы Навеки в душе сохранятся.

Занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт кубанских казаков» город. Усть-Лабинск Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение № 24 воспитатель Путилова Наталья Владимировна Тематическое занятие с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические проекты с детьми ст. группы по формированию экологической культуры с использованием регионального компонента
Опубликовано: 22 октября 2016 в 22:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД