Папки-передвижки

Педагогические рекомендации для родителей по развитию игровой деятельности детей в условиях семьи

Ирина Кирикова
Педагогические рекомендации для родителей по развитию игровой деятельности детей в условиях семьи

Что такое игра?

С точки зрения ребенка, игра - это получение максимального удовольствия от жизни.

С точки зрения специалиста, игра — это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться.

С точки зрения родителей, игра — это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.

Разумеется, мы далеки от мысли, что Вы будете играть с ребенком целыми днями. Однако любой разумный родитель понимает, что игра необходима малышу, что часто он не может (и не должен) играть один. Позднее, когда ребенок подрастет, его партнерами по играм могут стать братья, сестры и друзья, а пока Вы, и только Вы, должны помогать ему.

Публикация «Педагогические рекомендации для родителей по развитию игровой деятельности детей в условиях семьи» размещена в разделах

Это вовсе не означает, что кроха никогда не играет один. Иногда он с удоволь-ствием занимается сам по себе. Но обратите внимание, что, чем больше взрослые играют с малышом, тем лучше он в дальнейшем играет один! Объяснение очень простое: играя с взрослым, малыш обучается очень многим способам игры и способам действий с предметами. Самостоятельно он не в состоянии этому научиться. Освоив какие-то действия вместе с взрослым, в дальнейшем малыш может самостоятельно использовать их в играх, применяя свои первые умения. Кроме того, в правильно организованных играх вырабатываются необходимые каждому человеку качества: внимание, терпение, сосредоточенность, самоконтроль.

Взаимодействие с доброжелательно настроенным взрослым способствует формированию креативности (творчества, адекватной самооценки и независимости. В игре ребенок осуществляет задуманное, учится реализовывать свои планы и принимать решения, доводить дело до конца. Поэтому чем разнообразнее игры Вашего малыша, тем интереснее и успешнее будет его переход к взрослой жизни. Малышу, с которым в детстве мало разговаривали и играли, труднее будет овладеть речью, социальными навыками, так как в игре формируются связи, необходимые ребенку в дальнейшей жизни.

Помните: совместные игры полезны и родителю, и ребенку!

Польза от совместной игры для родителей:

1. Только в правильно организованных играх вы можете чему-то обучить малыша. Игра - ведущий вид деятельности в детском возрасте, и в результате игровых занятий малыш получит намного больше знаний и умений, чем в процессе серьезного обучения.

2. Играя с младенцем, Вы полноценно общаетесь с ним. Эмоции, радость, разговор, взаимопонимание — все это делает ваше общение с малышом полезным и приятным.

3. В игре вы узнаете вашего ребенка так, как нигде и никогда больше не узнаете.

4. В совместных играх с малышом Вы имеете возможность наблюдать за его развитием. Об этом можно узнать из книг и консультаций специалистов, что, конечно, очень полезно, но не может заменить родительского наблюдения и любования своим играющим малышом.

5. Игра с ребенком помогает лучше организовать ваше время, которое часто состоит из умывания, еды, сна, прогулок — всего того, что родители обязаны обеспечивать ребенку повседневно. При этом играет малыш, как правило, один или со сверстниками, а взрослый чаще всего пребывает в стороне, не включаясь в игру и умирая от скуки. А ведь именно игра может помочь родителям сделать увлекательным даже самое скучное режимно-гигиеническое занятие: укладывание спать, высаживание на горшок, умывание. Более того, игра помогает организовать детский режим дня более четко: малыш охотнее собирается на прогулку, без капризов одевается и т. д.

6. Игра — хороший организатор детских праздников, так как способна напол-нить радостью и общение взрослого и ребенка, и общение малышей между собой.

Польза от совместной игры для ребенка:

Ребенок в игре решает свои проблемы.

1. «Мои папа и мама - взрослые и разучились играть, поэтому не хотят играть со мной! Ну, ничего, они постепенно научатся — ведь нам так весело играть вместе!»

2. «Мои родители думают, что я такой же взрослый, как они, — столько же понимаю и столько же могу! Они постоянно требуют от меня: «Сиди, иди, слушайся, делай сам, не кричи, ешь!» — и много чего еще. Но с тех пор как мама с папой стали со мной играть, они, несомненно, делают успехи! Мама уже не ссорится со мной из-за недоеденной каши — ведь я научился ее доедать. А папа не говорит, что не пойдет со мной гулять, потому что я одеваюсь очень медленно. И все потому, что мы подружились и часто играем вместе!»

3. «Мои родители, наконец, научились говорить! Нет, не то чтобы они этого никогда не умели, но теперь они разговаривают со мной понятным языком. Вместо того чтобы, как раньше, сказать мне: «Сиди и рисуй», мама спросила меня: «Каким цветом будем рисовать яблоки — зеленым или красным?» А я ответил: «Желтым!» И мы вместе нарисовали красивые желтые яблоки!»

4. «Моя мама научилась петь! Теперь мы вместе поем и кружимся, взявшись за руки!»

5. «Теперь мне жить гораздо веселее, так как я научился играть сам!»

Особенности организации игры с малышом

1. Показывайте свой интерес к игре!

Дети во всем подражают взрослым, и если игра интересна маме, то она, скорее всего, заинтересует и ребенка. Ребенок замечает не только то, что вы делаете, но и то, как вы к этому относитесь.

2. Пусть наблюдает!

Если ребенок задумался или внимательно наблюдает за происходящим, не от-влекайте его от наблюдения и ничегонеделания! Поверьте, что это необходимо для его развития. Позвольте ребенку свободно наблюдать за происходящим. Наблюдение — предшественник познания.

3. Не учите, а играйте!

Когда вы собираетесь позаниматься с малышом, меньше всего думайте о том, что вам придется его учить и добиваться результатов. Гораздо лучше, если вы просто будете радоваться совместным играм.

4. Не критикуйте!

Постарайтесь не испортить игру своим недовольством, жестким контролем и критикой. Не надо бесконечно поправлять и «улучшать» поведение малыша во время игры. Цените счастливые минуты ваших игр! Ребенок не только узнает что-то новое, но и получает бесценный опыт проб и ошибок.

5. Хвалите малыша!

Если малыш сделал не совсем то, что вы ожидали, все равно похвалите его и за малый результат. Поправьте ошибки малыша мягко, не осуждая его. Помните: в раннем возрасте закладываются такие важные качества, как адекватная самооценка и желание получать новые знания. Мы ведь хотим, чтобы наши дети были успешны, а для этого человек должен получить опыт самоуважения. Внимательно относитесь к своим претензиям и поменьше упрекайте ребенка.

6. Не требуйте, а предлагайте!

Когда вы приглашаете ребенка в игру, не ждите, что он тут же согласится. Иногда должно пройти какое-то время, прежде чем малыш сможет переключиться на новое действие. Поэтому начинайте играть сами.

7. Играйте вовремя!

Занятия должны проходить в то время, когда ребенок наиболее активен. Постарайтесь вписать занятия-игры в режим малыша. Очень удобно и полезно использовать для обыгрывания бытовые ситуации (прогулка, время на кухне, купание).

8. Освободите пространство для игры!

Прежде чем предложить ребенку любую игру, постарайтесь убрать отвлекаю-щие предметы.

9. Не много, не мало!

Хорошо, если вы будете играть с ребенком ежедневно. Не стоит увеличивать количество занятий до бесконечности — оставьте малышу время для самостоятельной игры. Не играйте с ним на скорую руку, если вы торопитесь.

10. Помогайте малышу во время занятия!

Во время занятий у ребенка есть много поводов ошибиться. Если есть возможность предотвратить ошибку, сделайте это. Давайте малышу только те задания, с которыми ему легко справиться, а новые, сложные задания вводите постепенно.

Что может помочь в организации игр с малышом

1. Составьте список игр на следующий день. Выпишите на листочке названия 2-3 игр, в которые вы собираетесь поиграть с малышом. Повесьте список на холодильник или на другое заметное место. Это поможет не пропустить подходящий для игры момент и организует ваши действия.

2. Приготовьте материалы для игр. Внимательно прочтите описание игры, по-смотрите, что вам понадобится. Заранее положите все необходимое в удобное для вас, но недоступное для малыша место. Если вы начнете во время игры собирать по комнате нужные предметы, то потеряете внимание и заинтересованность ребенка.

3. Сделайте список стихов и тем для занятий. Очень удобно пользоваться гото-вым списком названий знакомых песенок, стихов и тем для занятий. Тогда вам не придется каждый раз вспоминать новую тему игры.

4. Играйте регулярно. Создайте у себя привычку к регулярным занятиям с ребенком. Пусть это будет 2-3 раза в неделю, но постоянно. Вместе с подготовкой на игру у вас уйдет всего 5-10 минут. А когда занятия станут привычными, малыш будет их ждать и играть с большим энтузиазмом.

5. Продумайте простой сюжет для игры. Вспомните, что в последнее время интересовало малыша, чем он занимался. Предположите, что ему будет особенно интересно именно сейчас. Вспомните, что в последнее время произвело на малыша наибольшее эмоциональное впечатление. (В выборе вы можете оттолкнуться от игрушек ребенка или книжек, которые вы ему читали. А может быть, вы недавно были в зоопарке или в гостях у бабушки)

6. Включайте в игру любимые игрушки малыша. Знакомые, привычные и любимые вещи успокаивают ребенка и вселяют в него уверенность.

7. Учитывайте привычки и пристрастия малыша. Любит ли малыш катать машинки или кормить куклу, складывать кубики или играть в мяч, — все это вы должны учесть, планируя занятия.

По каким причинам малыш может отказываться от игр?

Физиологические причины

1. Если малыш вдруг закапризничал и не желает играть в предложенную игру, в первую очередь следует подумать, не хочет ли он спать. Возможно, ребенок недоспал или переутомился.

2. Проверьте, возможно, малышу нездоровится. Когда у ребенка режутся зубы или болит животик, ему не до игр.

3. Очень может быть, что ребенку именно сейчас необходимо сесть на горшок, хотя вам кажется, что он там был недавно. Или мама думает: «Он у меня все равно в памперсе».

4. Если ребенок проголодался, хочет пить или, наоборот, только что плотно по-обедал, он будет пассивен в восприятии. Перенесите игру - дайте малышу воз-можность поесть или спокойно переварить пищу.

5. Проверьте, не слишком ли тепло ребенок одет. Малыши часто страдают от перегрева больше, чем от переохлаждения. Впрочем, ребенок, которому холодно, тоже не сможет спокойно играть.

Психологические причины

1. Для играющего ребенка важен психологический комфорт. Малыш склонен ис-пытывать те же эмоции, что и взрослый. Наши эмоции - неуверенность, страх или, наоборот, приязнь, радость - тотчас же передаются ребенку. Не имея жизненного опыта, малыши наблюдают за реакцией взрослых на ситуацию. Помните: то, что нравится вам, понравится малышу, и наоборот. Таким образом, ребенок стремится повторить не столько наши действия, сколько эмоции.

2. Малыш может ощущать сильное беспокойство, вызванное долгим отсутствием кого-то из родителей.

3. Дети тонко чувствуют любое неблагополучие в семье. От них не скроется родительская ссора, различные семейные неприятности.

4. Большинство малышей испытывают тревогу в то время, когда в доме находятся незнакомые люди или много людей, даже если они в другой комнате.

5. Беспокойство малыша может быть вызвано появлением в доме новых незнако-мых вещей. Особенно если изменения касаются его личных вещей.

6. Многие дети сильно переживают перемену места (новая квартира, переезд на дачу, путешествие). Могут существовать и другие причины, которые вызывают беспокойство или тревогу малыша, отвлекают от игры.

Когда ребенок прекращает игру

1. Когда он устал (примерно через 1,5-2 минуты после начала игры). В этом случае малыша удастся вернуть в игру еще на 3-4 минуты. Это нормальное время усидчивости для ребенка до 3 лет.

2. Когда что-то отвлекает его (громкая речь или музыка, играющая собака и т. п.).

3. Когда мы требуем невозможного или ругаем за ошибки.

4. Когда нам самим не нравится игра.

Что делать, чтобы ребенок охотнее вступал в игру

1. Играйте, чтобы малыш видел, что вас интересует это занятие и вы рады игре.

2. Давайте ребенку возможность понаблюдать за тем, как вы играете, не торопите его. Так вы добьетесь участия малыша быстрее, чем подталкиванием или упреками: "Почему ты не играешь?"

3. Начинайте новую игру с самых простых действий. Иначе малыш будет бояться, что у него не получится, и может не захотеть участвовать в игре.

4. Не предъявляйте завышенных требований. Если ваши требования к ребенку слишком высоки, он предпочтет вообще не играть, чем разочаровать вас.

5. Позволяйте малышу самому сбросить утомление. Вышел из игры, походил 1-2 минуты — и вернулся в игру. Сами при этом продолжайте играть.

6. Повторяйте игру много раз, ведь тогда она становится знакомой и любимой. А чтобы одна и та же игра не надоедала малышу, используйте различные ее варианты.

Публикации по теме:

Требования к безопасности игрушки в ДОУ и методические рекомендации по совершению организации игровой деятельности детей 1 слайд Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического.

Консультация для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Консультация для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи» Консультация для родителейТема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»Цель: познакомить родителей.

Рекомендации для родителей по режиму дня в домашних условиях в выходные и праздничные дни КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Рекомендации по режиму дня в домашних условиях в выходные и праздничные дни Весь день в группе дети живут,.

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ». Презентация Моу «социокультурный центр» с. лопхари Дошкольное отделение Консультация для родителей: "Воспитание у детей любви к родному краю в условиях.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,.

Опыт работы «Психологические и педагогические основы теории и методики игровой деятельности детей дошкольного возраста» Теоретические основы игровой деятельности детей дошкольного возрастаЦель: повысить методический уровень педагогов по вопросу теоретических.

Рекомендации по реализации игровой деятельности с детьми раннего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида» Высокогорского.

Рекомендации для родителей по сенсорному развитию детей Что такое сенсорное развитие ребенка, зачем оно нужно и как при помощи игр стимулировать органы чувств у детей. Ведь от того, насколько.

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС «Особенности детской игры в современных условиях» Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС «Наиболее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические рекомендации для родителей по развитию игровой деятельности детей в условиях семьи
Опубликовано: 29 ноября 2018 в 20:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД