Получи документы

Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к малой Родине в условиях ФГОС до

Оксана Юрьевна Акинина
Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к малой Родине в условиях ФГОС до

Методическая разработка на тему:

«Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к малой Родине в условиях ФГОС ДО»

Содержание:

Введение.

1. Актуальность темы формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к малой Родине.

2. Задачи.

3. Практический материал.

4. Диагностический комплекс для определения уровня сформированности у детей дошкольного возраста основ правовой культуры.

5. Анализ проведения диагностики

6. Тематическое планирование.

7. Заключительная диагностика.

8. Заключение.

Публикация «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к малой Родине в условиях ФГОС ДО» размещена в разделах

9. Список литературы.

10. Приложение.

Введение:

Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её.

Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.

Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного посёлка. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины». Оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье).

В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - моё село - моя страна - моя планета).

«Воспитание маленького тереньгульца – большого гражданина России».

«Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д. С. Лихачев.

Концепция дошкольного воспитания, предполагающая перестройку содержания педагогической работы с детьми, подчеркивает, что в дошкольном детстве ребенок приобретет основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим условным ценностям. Данная система взглядов опирается на общую задачу образования XXI – века утвержденной приоритетными гуманистическими общечеловеческими ценностями. Поддерживающая национальные и региональные культурные традиции, а также на Концепцию национальной общеобразовательной политики РФ.

Так, в Национальной доктрине образования РФ подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России.

Граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Таким образом, патриотизм – любовь к Родине преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и уважать ее богатство – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.

Актуальность:

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляет след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности : любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как – бы способствует духовно – нравственной работе души, а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

В связи с введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Задачи:

1. Формирование у детей ценностного отношения к своей малой родине.

2. Формирование интереса дошкольников к настоящему и прошлому своего края, к ближайшему окружению, разнообразию природного и растительного мира;

3. Воспитание толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, любви к малой родине, ощущения исторической преемственности поколений.

Практическая часть:

Задачи гражданско-правового воспитания дошкольников.

Задачи гражданско-правового воспитания дошкольников условно можно выделить в три группы:

1 группа – формирование и структурирование у дошкольников представлений о самом себе, своей семье, ближайшем окружении, городе или поселке; государстве и его гражданах, их правах и обязанностях, сферах человеческой деятельности, национально-культурных традициях страны; народностях, проживающих на Земле, их культурных традициях; воспитание общественно-ценностного отношения к этим явлениям.

2 группа – культивирование в воспитанниках общественно – значимых личностных качеств: достоинство, уважение, ответственность, толерантность.

3 группа – формирование социально- ценностных навыков и умений.

Средства формирования основ правовой культуры на начальных этапах становления личности.

Средства гражданско-правового воспитания следует объединить в три группы:

1 группа – социокультурная атмосфера, культурный фон города, поселка, где проживает ребенок. Прежде всего это наличие учреждений культуры: театры, музеи, библиотеки, учреждения социального назначения, школы, аптеки, ателье. Эти учреждения и сфокусированный в них интеллектуальный, эмоциональный, культурный потенциал позволяют наполнить, напитать восприимчивую детскую душу впечатлениями, развивают и поддерживают интерес к явлениям и событиям социальной действительности, расширяют кругозор, позволяют соотнести себя с окружающим миром и постепенно занимать свое место в огромном мире людей.

С. А. Козлова определила своеобразный портрет «социального окружения» и рекомендовала иметь в каждом дошкольном учреждении. Он содержит следующие блоки:

а) Архитектурные и монументальные достопримечательности (архитектурные ансамбли, памятники, здания с архитектурными особенностями).

б) Историко-культурные даты (государственные праздники, региональные праздники, торжественные события, юбилеи в детском саду).

в) Учреждения (кинотеатр, библиотека, школа, административные здания, магазины, поликлиника, остановки транспорта).

г) Прилегающие улицы (названия прилегающих к детскому саду улиц, площадей с краткой историей их названия).

2 группа – культурно-художественные средства

Культура как фундаментальное понятие сочетает в себе и искусство, и науку, и мораль, и право, и религию. Уникальность российской культуры – в фокусировании самобытных культур разных народов в единой культуре России. Это сплав, который способствует глубокому погружению в историю страны, позволяет отследить преемственность российских поколений, взращивает начала понимания окружающего, обладает сверхмощным эмоциональным зарядом. Многочисленные исследования доказывают, что дети живо, эмоционально, доверчиво воспринимают читаемые им народные сказки, былины, с удовольствием принимают участие в народных обрядах и праздниках, с восторгом созерцают предметы декоративно- прикладного искусства, с удивлением и душевным трепетом открывают неведомый им мир их предков.

3 группа - средства массовой информации (СМИ) – телевидение, радио, пресса. Ценность этого средства заключается в возможности дошкольнику самостоятельно получать и «добывать» информацию из различных источников, перерабатывать ее и представлять другим посредством пересказа, раздумья, размышления, в которых ребенок начинает непосредственно, интуитивно, эмоционально выражать свое отношение к тому, о чем он говорит. Увы, приходится констатировать, что в настоящее время СМИ оказывают и негативное воздействие на развитие ребенка. Однако при умелом подходе к этому вопросу педагогам удается предотвратить последствия нежелательной информации. Важным моментом является и обучение дошкольников правильному пользованию техническими средствами.

Средством формирования основ правовой культуры является и любая совместная деятельность, где необходимо согласовывать свою деятельность с действиями других детей. Это может быть игровая, учебная, художественная, трудовая, двигательная деятельность, в которой детям необходимо согласовывать свои действия и поступки с действиями и поступками других членов детского коллектива. Каждый вид детской деятельности и, прежде всего, игра формируют у детей умения соподчинять свои интересы с интересами других, соотносить свои желания с желаниями других, принимать окружающих такими, какие они есть, и терпимо относиться к различиям людей, находить взаимовыгодные решения, добиваться общего результата.

Формирование у дошкольников ценного отношения к малой Родине – не может ограничиваться только рамками групповой комнаты. Процесс формирования правовой культуры у дошкольников охватывает всю деятельность дошкольного образовательного учреждения. В целом весь коллектив сотрудников ДОУ, характер их взаимоотношений и совместных действий в педагогической, административной, хозяйственной сфере являются предпосылкой развития основ правосознания детей. Сама положительная организация деятельности ДОУ есть фактор развития правового сознания у детей-дошкольников. ДОУ для ребенка-дошкольника первая модель социального устройства общества. В ДОУ ребенок накапливает первый опыт правового поведения.

Одним из условий формирования патриотического чувства к малой Родине является : обеспечение открытого характера деятельности ДОУ, а именно :

- возможность посещения ДОУ внеобразовательными структурами. Представители социальных, культурных, спортивных, общественных организаций, задействованных в сфере деятельности ДОУ, транслируют ценности социума, способствуют накоплению и обогащению детского опыта;

- возможность визитов детского коллектива в социокультурные учреждения посёлка. Это позволяет детям успешно считывать модели поведения в обществе, вырабатывать эталоны поведения, обеспечивает его коррекцию педагогами.

-установление диалога и взаимодействия с родителями (законными представителями);

- распределение полномочий между сотрудниками коллектива и родителями.

- доступность информации. Владение и оперирование большим объемом информации повышает мобильность и работоспособность коллектива и понимание общих целей и задач педагогической деятельности;

- определение и закрепление в ДОУ системы норм и правил, включая цепочку: педагог – дети - родители.

- составленные совместно с детьми графические схемы маршрутов, например, детский сад – библиотека, детский сад – школа.

-макеты детского сада, архитектурных особенностей района, где расположено здание детского сада с учетом времени года.

-составление альбомы «Достопримечательности нашего посёлка и т. д.

-коллекции календарей, открыток с изображением посёлка;

-сбор художественной литературы, сборников стихов,различной литературы

-свободное течение самостоятельной деятельности.

Таким образом, условия развития правового сознания дошкольников предполагают комплекс мероприятий, включающих всю деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Сводная таблица обследования уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ правовой культуры:

Итого: В-10 % С-30 % Н. С. -20 % В. С. -30 % Н – 10 %

После проведения методики обследования сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ правовой культуры выявлены следующие результаты:

1. Высокий уровень - 1 ребёнок (10 %) – имеет полные системные представления о личных, гражданских, социальных и культурных правах человека. Дети этого уровня проявляют позитивное отношение к окружающему миру. Осознают нравственно- правовые ценности, используя их в оценке происходящих событий, самостоятельны в своих нравственно- правовых суждениях.

2. Выше среднего – 3 ребёнка (30 %) – у детей имеются достаточные представления о событиях социальной действительности и нравственно- правовые представления о личностных, гражданских социальных и культурных правах человека. Дети в своих суждениях ориентируются на нравственно- правовые ценности окружающего социума.

3. Средний - 3 ребёнка (30 %) – ориентировка в нравственно- правовых ценностях осуществляется с помощью взрослого. Дети демонстрируют навыки ответственного и самостоятельного поведения при поддержке взрослого.

4. Ниже среднего- 2 ребёнок (20 %) - представления детей о событиях социальной действительности и нравственно- правовые представления о личностных, гражданских социальных и культурных правах человека отличаются отрывочностью и фрагментарностью. Дети редко согласовывают свои действия с действиями других, часто нарушают правила, испытывают трудности в установлении правил поведения.

5. Низкий- 1 ребёнок (10 %) – у детей имеются разрозненные, неточные, а иногда неверные представления о событиях социальной действительности. Нравственно- правовые представления отсутствуют. У них отсутствуют навыки самостоятельного и терпимого поведения.

Календарно-тематическое планирование

по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к малой Родине на летний период.

Организация образовательной деятельности Тема Цель

Образовательная область «Речевое развитие»

«Профессии» Составление рассказов по теме Цель: учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

«Я рисую свою профессию» Цель: выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы.

Образовательная область «Познавательное развитие»

«День Победы – как он был от нас далёк»

обзорная экскурсия на площадь «Победы»

Цель - формировать знания о Великой Отечественной войне, её героях. Воспитывать уважительное и заботливое отношение к ветеранам.

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

«Благодарим солдаты Вас!»

Цель: воспитывать чувство гордости за героизм нашего народа; развивать восприятие торжественной музыки.

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Георгиевская лента»

Цель: формировать чувство гордости за свою страну, благодарность ветеранам.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

«Танк»

Цель: учить передавать в создании аппликации силу боевой машины

Образовательная область «Речевое развитие»

Составление рассказов «Труд человека»

Цель: познакомить детей с разнообразием профессий; закрепить умение аргументировать свои ответы; развивать логическое мышление.

Образовательная область «Речевое развитие»«Город добрых дел» Р. Скарри

«Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)

Цель: продолжать знакомить детей с разными видами профессий с использованием художественной литературы. Воспитывать внимание, интерес.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Экскурсия на пожарную станцию МЧС России, служба спасения

Цель: продолжать знакомить детей с профессией спасатель, в чём заключается их служба; воспитывать смелость, ловкость, умение чётко выполнять приказы командира; расширять словарный запас детей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно – ролевая игра «Служба спасения»

Цель: продолжать знакомить детей с профессией спасатель; уточнить распорядок дня, в чём заключается их служба; воспитывать смелость, ловкость, умение чётко выполнять приказы командира; расширять словарный запас детей.

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Знакомство детей с профессией – пожарный

спасатель Цель: формировать у детей представление о труде работников пожарной части, создать условия для развития познавательной деятельности, рассказать детям, как правильно вести себя в случае пожара.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Экскурсия в школу «Путешествие в страну «Хочу всё знать»

Цель:уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их основных признаках; учить находить геометрические образы в окружающей обстановке.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно - ролевая игра: «Школа»

Цель: расширять знания детей о школе, помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты,учить самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку; способствовать формированию умения творчески развивать сюжет игры; помогать детям усвоить некоторые моральные нормы; воспитывать справедливые отношения; упрочить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Викторина «Есть много профессий хороших и разных».

Цель: развивать познавательный интерес к жизни членов своей семьи, к профессиям своих родителей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно – ролевая игра: «Семья»

Цель:формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать любовь, доброжелательное отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Заключение :

Работа по формированию основ правовой культуры, патриотического воспитания к малой Родине в нашем детском саду ведется уже не один год. При составлении плана работы по этой теме использовала литературу по правовому воспитанию, методическое пособие М. А. Ковардаковой и Н. Ю. Майданкиной «Ребенок и право» и А. Усачева «Приключения маленького человечка». Для того, чтобы выяснить уровень знаний детей была проведена диагностика детей группы. Для диагностики детей по блоку правового воспитания воспользовались перечнем вопросов, представленных в книге Н. Ю. Майданкиной «Войди в мир права».

Вывод: чтобы говорить о результативности данной работы, необходимо провести диагностику после окончания всех мероприятий по этому направлению.

Формирование основ правовой культуры детей дошкольного возраста – новый и плохо изученный аспект воспитания личности ребенка. Перспективу своей работы вижу в исследовании возможностей дифференцированного и индивидуального подходов, в создании системы работы с детьми и педагогами в образовательном учреждении по проблемам гражданско-правового воспитания, выработке действенного механизма и создании условий для гражданско-правового воспитания, воспитания любви к своей Родине.

Литература

1. Азбука прав человека // Всеобщая декларация прав человека, адаптированная для детей : Книга для чтения и обсуждения в младших классах общеобразовательной школы // Под ред. Т. К. Каракаш. – М. ; Центр развития социально-педагогических инициатив, 1994.

1. Баракина А. А. Защита прав ребенка // Воспитатель ДОУ. 2007, №2.

3. Богачева И. В., Гиненский С. И., Губанова С. И. ,Казаков А. П., Кузьменко Г. А. Мое отечество – Россия. – М. ; Гном и Д, 2005.

4. Григорьева Л. А. Защитим права ребенка // Воспитатель ДОУ, 2008, №11.

5. Елезова Н. Ф. Я и мои права // Воспитатель ДОУ, 2009, №5.

6. Зайцева Н. В. Знакомство дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка // Воспитатель ДОУ, 2010, №8.

7. Зеленова Н. Г. Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М. ; Скрипторий, 2007.

8. Захарова Л. М., Сайфутдинова И. Р. Мир, в котором я живу, выпуск 1 – Ульяновск, УлГПУ, 2007.

9. Кавардакова М. А., Майданкина Н. Ю. Ребенок и право. – Ульяновск, УИПКПРО, 2005.

10. Калинина Л. В. Правовое воспитание детей через взаимодействие с семьей // Воспитатель ДОУ,2009, №3.

11. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М. 1998.

12. Кривцова Е. В. Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей (семинар-практикум).// Управление ДОУ, 2009, №6

13. Майданкина Н. Ю., Кавардакова М. А. Теория и методика правового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста : монография. – Ульяновск, УИПКПРО, 2005.

14. Майданкина Н. Ю. Использование педагогических ситуаций в гражданско-правовом воспитании детей. // Дошкольник. Общество. Культура., методические рекомендации, - Ульяновск, ИПК ПРО, 2000.

15. Майданкина Н. Ю. Создание условий для гражданско-правового воспитания дошкольников. // Дошкольник. Образование. Модернизация., методические рекомендации, - Ульяновск, УИПКПРО, 2002.

16. Марковичева Е. В. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования // Стандарты и мониторинг в образовании, - 2000, №2.

17. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2005.

18. Осинкина О. Л., Гринченко Е. Н., Васюхина Т. И. Конспект занятия по правовому воспитанию старших дошкольников. // Дошкольная педагогика, 2011, №5.

19. Пальмова Г. П. Дети и их права. // Воспитатель ДОУ, 2008, № 6.

20. Плясова С. Н. Основы правового воспитания детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика, 2010, № 5.

21. Позднякова Е. А. Гражданское воспитание в ДОУ. – Волгоград, Учитель, 2008.

22. Правовое пространство ДОУ. // Управление ДОУ, -М, ТЦ СФЕРА,2010, № 3.

Публикации по теме:

«Любовью к малой Родине дыша!» Сценарий конкурса чтецов«Любовью к малой Родине дыша!» Сценарий конкурса чтецов Звучит песня “Малая Родина”, Д. Майданов. Входят ведущие: Автор Иван Васильевич Кашпуров. Ты бывал в Ставрополье? А ты, побывай! Радушный,.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности. Калачева Л. А.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к малой Родине в условиях ФГОС до
Опубликовано: 1 ноября 2022 в 09:21
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД