Марина Солопова
Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в кружке «Пчелка»
▼ Скачать + Заказать документы
Солопова Марина Михайловна
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
mari-solopova@mail.ru
Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в кружке «Пчелка»
Публикация «Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в кружке „Пчелка“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В статье рассмотрены специфика и основные направления работы по организации педагогических условий для кружковой работы в детском саду. Представлены результаты исследования и предложения по созданию педагогических условий, обеспечивающих развитие мелкой моторики рук у дошкольников в условиях кружковой работы по ручному труду.
Ключевые слова: кружковая работа,; ручной труд; творческие способности; продуктивная деятельность; мелкая моторика; творчество.
В связи с выходом нового закона Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС дошкольного образования, изменилась работа по воспитанию и образованию детей в дошкольных учреждениях. В частности, ДОО наряду с вариативной частью основной общеобразовательной программы, создаются кружки по интересам. Работа таких кружков направлена как на развитие одаренных детей, так и на развитие тех видов детской деятельности, которые не предусмотрены или недостаточно раскрыты примерной основной общеобразовательной программой.
По определению Ж. Крупник: «кружок – это «неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам образовательной программы под руководством педагога» [1, с. 76].
Кружковая деятельность в детском саду дает возможность выявить и поддержать детей, способных к творческой деятельности и каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные, познавательные, эстетические, творческие запросы. Приобщение детей к творческой деятельности в кружках, студиях способствует развитию у них качеств творческой личности, умственной активности, смекалки, изобретательности. Особое значение имеет формирование самостоятельности ребенка. Содержание, формы организации, приемы и методы работы педагоги выбирают самостоятельно, рассматривая кружок или студию как возможность индивидуальной работы с детьми и повышение уровня их развития.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитания трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости создания и открытия для себя что – то нового).
Выготский Л. С. и некоторые другие авторы относят к дошкольному возрасту возникновение способности самостоятельно образовывать продуктивные цели [2, c.76]. При этом В. С. Горичева и М. И. Нагибина отмечают необходимость культивирования взрослыми специфических детских видов деятельности: изобразительной, конструктивной, игровой, вызывающих появление продуктивных целей [3, c.85].
Как заметила Урунтаева Г. А., продуктивная деятельность дошкольника, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении [4, c.133].
Также, отмечая развивающую функцию продуктивной деятельности, Урунтаева Г. А. считает, что замысел в ней воплощается с помощью разных изобразительных средств и, осваивая её, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином её виде [4, c.96].
С целью изучения эффективности организации кружковой работы по ручному труду с детей старшего дошкольного возраста мы провели исследование на базе МАДОУ «Детского сада № 8 «Сказка» г. Кувандык, Кувандыкского района, Оренбургской области. Для оценки сформированности творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста использовались методики: «Как спасти зайку» (В. Синельников, В. Кудрявцев); «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев); Тест № 2: «Дорисовывание» Е. П. Торренса
Анализ проведенных методик позволил сделать вывод о том, что уровень развития творческих способностей старших дошкольников (у испытуемой группы, в основном, - низкий (26,4%) и ниже среднего(46,6%, уровни развития творческих способностей.
На формирующем этапе была использована разработанная нами программа кружка «Пчелка», составленная с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям: художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие.
Гипотеза – процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в условиях кружковой работы по ручному труду будет эффективным, если:
- использовать разные виды продуктивной деятельности (работа с природным материалом, с пищевыми продуктами, с бумагой и картоном, с соленым тестом, с тканью и нитками);
- внедрять упражнения на развитие мелкой моторики (на основе зрительного образа, мускульной памяти и тактильной чувствительности).
Прежде всего, организовали развивающую среду, ориентированную на развитие мелкой моторики детей, стимулирующую двигательную и познавательную активность. Каждый месяц имеет своё условное название в соответствии, с которым используются определённые материалы и оборудование. Например, октябрь – «Дары Осени», в работе используются природный материал. Ноябрь – «Поваренок», дети работают с пищевыми продуктами. Декабрь – «Волшебная бумага» работа с бумагой и картоном. Январь – «Все для всего» на этих занятиях проходит работа с бросовым материалом и т. д. Занятия в виде кружковой работы проводились во второй половине дня 1 раз в неделю. Продолжительность занятий составляла 25 - 30 минут. В работе учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей.
На контрольном этапе мы проверили эффективность работы по созданию педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей в условиях кружковой работы по ручному труду. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего эксперимента. Проведенная контрольная диагностика выявила положительную динамику развития творческих способностей у дошкольников. Так, в экспериментальной группе детей преобладает средний уровень развития творческих способностей (46,6%). Также отмечен высокий процент детей с высоким уровнем (39,6%) и уровнем выше среднего (33%).
Поэтому организация и создание условий для развития продуктивных видов деятельности — важнейшая задача дошкольной педагогики. Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.
Поэтому мы считаем, что составленная нами программа кружка «Пчелка» активизирует познавательный интерес дошкольников, формирует эмоционально положительное отношение к процессу художественной деятельности в целом и способствует эффективному развитию мелкой моторики старших дошкольников.
Литература:
1. Крупник Ж. Кружковая работа в детском саду /Ж. Крупник // Дошкольное воспитание. 2016. - № 1. - С. 76-77.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2013. - 450с.
3. Горичева В. С. Пальчиковая гимнастика: Популярное пособие для родителей и педагогов / В. С. Горичева, М. И. Нагибина. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 192с.
4. Урунтаева Г. А. Развитие творческих способностей и мелкой моторики рук детей в процессе художественного труда / Г. А Урунтаева. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015.- №.7. - С. 90-133.