Лучший педагог года

Педагогический опыт работы с семьями воспитанников

Галина Варочкина
Педагогический опыт работы с семьями воспитанников

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом, находятся самые главные люди в его жизни - родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру.

Публикация «Педагогический опыт работы с семьями воспитанников» размещена в разделах

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Крепко держа за руки родителей, ребенок доверчиво протягивает свою маленькую ладошку воспитателю. Задача родителей и воспитателей - объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома, что в свою очередь будет способствовать развитию его основных способностей, умения общаться со сверстниками и обеспечит подготовку к школе.

Специалисты выделяют разнообразные трудности и ошибки семейного воспитания. Еще много лет назад, обращаясь к широкой общественности, известный педагог А. Аркин сказал, что «если родители не будут принимать участие в воспитании ребенка, то они могут с легкостью разрушить то, что стоит огромного труда и усилия воспитателей».

Сегодня речь уже не идет просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Важным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду.

Работая по общеобразовательной программе дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой и коррекционной программе детского сада «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей)» под ред. Л. И. Плаксиной.

Пришла к выводу мир постоянно информационно усложняется, чтобы сохранять уровень компетентности необходимо чему-либо учится на протяжении всей жизни. Современная семья, также нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, и т. д. Поэтому работа с семьей должна учитывать современные подходы, что подразумевает изменение в системе «Семья – детский сад».

Для этого стала изучать дополнительные методики и программы: программа «Из детства - в отрочество» под ред. Т. Н. Дороновой, раздел «Вместе с семьей» программа «Радуга», программа «СемьЯ» под ред. М. А. Дозоровой, и др.

Анализ специальной литературы и практические наблюдения показали, эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит доверию, делает их настоящими партнерами.

Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ. поэтому взаимодействие с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Традиционные формы работы с родителями не давали нужного эффекта. Эти формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают свои цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы до сих пор. Однако при таких формах взаимодействия с родителями, педагоги избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют в роли судейской, а не партнерской. Все это отталкивает родителей. В результате семья и педагоги изолированы друг от друга. Наличие такого недостатка в работе с родителями требует не только изменения подхода к семье, но и создание новых форм работы детского сада с семьей. Поэтому я стала применять в своей работе с родителями формы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Наш детский сад МБДОУ №7 - это единственное воспитательно-образовательное учреждение, для детей со зрительной депревацией. В нашем городе нет центров здоровья, реабилитации, помощи семьям, отсутствуют консульт-пункты. нет специально организованных родительских групп для совместного решения общих проблем семей имеющих детей с ограниченными возможностями. Большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду. Личностное благополучие ребенка с нарушением зрения определяется, прежде всего, успешным общением с близкими ему людьми, т. е. с родителями. Об этом мы часто забываем, акцентируя свое внимание на воспитании и обучении только самого ребенка. Нередко те или иные первичные отклонения или вторичные недостатки ребенка с нарушением зрения могут быть ослаблены или преодолены при помощи психолого-педагогической работы с его семьей.

Поэтому целью своей профессиональной деятельности считаю сотрудничество с семьей и обогащение социального опыта детей со зрительной депревацией через внедрение новых форм взаимодействия.

Для реализации этой цели, я выделила следующие задачи:

• создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

• установление доверительных и партнерских отношений между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса (ребенок-родитель-педагог);

• повышение мотивации детей и родителей на здоровый образ жизни;

• вовлечение семьи в жизнедеятельность группы.

Таким образом, значительную часть воспитательного процесса, я организовываю одновременно с детьми и родителями, а возникающие трудности решаем сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя, интересов друг друга. Это дает возможность объединить усилия для достижения положительных результатов.

Работу начала с исследования приемлемых для родителей форм взаимодействия провела опрос-анкетирование. Результаты показали, что родители отдают предпочтение нетрадиционным формам сотрудничества:

родительское собрание в форме: посиделок, презентации, викторин;

практические семинары: закаливание детей дома, мастерим вместе с детьми, выпуск совместной газеты, фотовыставки;

• совместное проведение праздников, спартакиад, конкурсов: «Мама, папа, я - творческая семья», «Новогодний карнавал», «Мама, папа, я - спортивная семья», и др.

На основе ответов и пожеланий родителей составляем перспективный план работы. Родители принимают непосредственное участие, как в составлении плана, так и в обсуждении всех мероприятий и являются активными участниками реализации совместных идей.

В моей работе центральным звеном, объединяющим, педагогов и родителей является такая форма взаимодействия, как родительский клуб. Идея создания клуба единомышленников «Задоринка» была выдвинута родителями. Он является дополнительным компонентом всего воспитательно-образовательного процесса. Здесь родители и педагоги могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Родительский клуб работает по нескольким направлением:

• информационно-аналитические (социологические опросы,

• познавательные (семинары-практикумы, круглые столы, встречи со специалистами,

• наглядно-информационные (дни открытых дверей, фотовыставки, выпуск газеты,

• досуговые (совместные праздники, походы, участие в выставках, конкурсах).

Главное в моей работе то, что я знакомлю родителей с жизнью д\с и группы, формирую правильное отношение в развитии и воспитании ребенка с нарушением зрения, предлагаю обратить особое внимание на эту проблему и подтолкнуть родителей на конкретные действия.

Моя группа стала, открыта для семьи. Общение педагогов, родителей и детей базируется на принципах добровольности, открытости, личной заинтересованности каждого, взаимопонимания, доверия. Это позволило мне выделить три группы родителей.

Родители-лидеры: активные участники воспитательно-образовательного процесса, заинтересованные в успешности и здоровье своих детей.

Родители-исполнители: они принимают участие, заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов или при условии значимой мотивации.

Родители-наблюдатели: равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Провожу «Дни открытых дверей», экскурсии по группе, как можно более подробно знакомлю родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрирую, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаю малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Показываю родителям игрушки, учебные пособия детские книги, подсказываю, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей.

Родители посещают родительские собрания, консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т. д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

На семинары — практикумы приглашаю специалистов, они рассказывают родителям об основных зрительных функциях их патологиях возникающих осложнениях. Многие родители не знают самого элементарного: не могут назвать диагноз и его последствие, затрудняются прочесть остроту зрения, не понимают назначение и важность окклюзии и ношения очков, нередко приходится показывать, как правильно ухаживать за средствами коррекции. Знакомлю с различными методиками по улучшению зрения. Удивительно пассивны родители по отношению к здоровью своего ребенка, всего 5 семей из 17 знают и используют не медикаментозные средства поддержки зрения. Предлагаю и доказываю методики по улучшению зрения (упр. Базарного, приемы релаксации, лечение цветом и водой и др.) которые не требует материальных затрат. Главное - систематичность и регулярность. Вместе с родителями, путем треннинговых упражнений находим «золотую середину» в стилях воспитания, т. к. в таких семьях неправильное отношение к ребенку выражается, как правило, или в чрезмерной опеке или, наоборот, в недостаточном внимании и заботы о нем, что нарушает его эмоциональную стабильность

В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми оказываемых специалистами (сестрой офтальмологом, логопедом, психологом, инструктором по физ. воспитанию, валеологом, массажистом, дефектологом, музыкальным руководителем). Вниманию родителей предлагаю: открытые занятия, формы оздоровительной работы, театрализованные представления, мини концерт, дегустация блюд. У них появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней, И порой родителей ожидают открытия: домашний «тихоня» может оказаться «заводилой-атаманом» в группе, или, наоборот, активный и подвижный ребенок — спокойным и даже застенчивым.

Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы питания, методы воспитания детей, требования к обустройству группы. И если первый вопрос на собрании еще вызывает интерес родителей, то, как правило, дальше родители не проявляют никакой активности. А пассивность — это показатель либо незаинтересованности, либо того, что форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Часто на родительских собраниях говорит только воспитатель, а родители слушают и ждут окончания. Если у родителей и возникают вопросы, то обычно они касаются питания детей. Я в своей группе решила в корне изменить этот стереотип и внести инновационные принципы в свою работу. Поэтому большое внимание уделяю подготовке к родительским собраниям. Заранее вывешиваю объявление с просьбой к родителям продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, с кем из специалистов желали бы встретиться. Родительские собрания проводятся за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной, теплой, почти семейной обстановке люди чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами. Я вместе с детьми к родительскому собранию ставлю на стол конфеты, чай. Родители бывают приятно удивлены, когда видят, что их ждут улыбающиеся, приветливые педагоги, но еще больше они поражаются накрытым столам! Так бывает на первом родительском собрании, а уж затем инициативные родители приносят сами что-нибудь к чаю. И всегда находится чья- либо бабушка или мама, которая печет пироги. Родители в непринужденной обстановке с увлечением и заинтересованностью обсуждают вопросы, которые я перед ними ставлю. Многие мамы и папы, приводя в сад второго или третьего ребенка, с большим удовольствием делятся опытом по воспитанию детей. А если родители проявляют инициативу, это говорит об их желании сотрудничать с педагогом. При таком подходе родители стремятся к индивидуальным контактам с воспитателями, так как их интересуют вопросы, касающиеся формирования личности маленького ребенка, его внутреннего мира, отношений с родителями и окружающим миром. Родители с нетерпением ждут очередной встречи, спрашивают: «Когда будет собрание?».

Традиционно в группе я провожу дни здоровья: спортивные развлечения с участием родителей. Активно привлекаю их к процессу подготовки спортивных мероприятий, совместно организуем походы в выходные дни. (Участвуя в конкурсе «Мама, папа, я — спортивная семья», мы готовились все вместе, шили одинаковую форму, делали эмблемы, придумывали девиз, а после конкурса нас наградили тортом, грамотой, подарили подарки.) Затем мы все вместе пили чай, обменивались впечатлениями, в общем, получили огромный заряд энергии.

Цель таких мероприятий - это приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни. Во время походов проводим спортивные соревнования, различные игры, познавательные (знакомство с родным краем, практические мероприятия (сбор гербария, грибов, ягод, художественно-творческая деятельность. Все это способствует получению заряда бодрости и энергии. Веду пропаганду среди родителей, направленную на повышение двигательной активности детей. Информация по данной проблеме вывешивается в информационных уголках. Медицинскими работниками, опытными педагогами организуются дискуссии, консультации, тренинги для родителей и педагогов по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм я отнесла проведение таких совместных праздников в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Празднование дня рождения ребенка», «Масленица», и др.

На «Масленицу» наша группа участвовала в городском фестивале семейных клубов «Широкая Масленица», к этому празднику мы вместе с родителями готовили костюмы, пекли блины, отливали по формочкам леденцы, потом все это продавали на ярмарке. Радовались все и дети, и родители.

Всей группой мы праздновали Рождество, где родительница была ведущей нашего праздника. И многое для меня как воспитателя было сюрпризом. Провели рождественские обряды (гадания, где детям предсказывалось кем они будут в будущем. Праздник удался на славу.

На праздновании новогоднего карнавала родители вместе с детьми читают стихотворения, поют песни, играют на музыкальных инструментах и рассказывают свои детские новогодние истории.

Такие праздники помогают мне создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем мне проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. С использованием нетрадиционных форм общения, родители активно участвуют в жизни группы, приглашают детей и воспитателя к себе в гости на празднование дня рождения своего ребенка. Такие посещения предоставляют возможность показать, какие развлечения доступны ребенку, изучить семью изнутри, почувствовать психологическую атмосферу, окружающую ребенка, характер отношений между членами семьи и могут стать знакомством с успешным опытом семейного воспитания, семейными традициями. Положительные и отрицательные проявления имеют особую ценность для понимания микроклимата, в котором воспитывается маленький человек.

Постепенно в результате совместной работы с родителями складываются доверительные отношения. Именно это взаимодействие позволяет родителям осознать, что они нуждаются в помощи. Теперь они принимают наши советы как поддержку, а не как посягательство на свои права. Воспитатель становится их союзником. Совместная работа воспитателей, психолога, социального педагога и родителей привела к значительному улучшению отношений в коллективах родителей и детей. Родители наших воспитанников стали активными участниками всех дел детского сада, помощниками педагогов.

• создана единая воспитательная среда, важная для ребенка и его родителей;

• родители не оторваны от детского сада и с большим удовольствием посещают все мероприятия;

• родители принимают рекомендации специалистов и, что ценнее всего, - претворяют их в жизнь.

Работу в этом направлении веду седьмой год, и пришла к выводу, что нетрадиционные формы работы с родителями, позволяют учесть актуальные потребности детей и родителей, способствуют формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, способствуют укреплению семьи, здоровья детей, передаче опыта в воспитании детей.

Публикации по теме:

«Ради жизни на земле — изучаем ППД» (опыт взаимодействия воспитателей средне старшей группы с семьями воспитанников) БезОпаски! № 1 Газета для любознательных детей и их родителей. Знак «Пешеходный переход» Здесь наземный переход, Ходит целый день.

«Родительский клуб как модель групповой консультативной работы с семьями воспитанников с нарушениями в развитии» Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей.

«Эффективность использования нетрадиционных форм работы при взаимодействии с семьями воспитанников» Семья и детский сад – два социальных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,.

Использование проектного метода при взаимодействии с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС (из опыта работы) Почему именно проектный метод становится ведущей формой работы с детьми и родителями? Проектная деятельность в соответствии с законом «Об.

Опыт работы «Взаимодействие педагога с семьями воспитанников как условие социализации дошкольников» 1В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей,.

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада» Обобщение опыта работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада»..

Из опыта работы «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников» Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Одним из важнейших условий.

Презентация «Организация работы с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО» Комментарии к презентации «Работа дошкольной образовательной организации с семьей» Семья и детский сад – два общественных института, которые.

Современные формы работы с семьями воспитанников и родительской общественностьюСовременные формы работы с семьями воспитанников и родительской общественностью Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного.

«Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников» (опыт работы) Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация на тему «Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт работы с семьями воспитанников
Опубликовано: 15 сентября 2017 в 03:23
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД