Получи документы

Педагогический опыт работы «Взаимодействие педагога и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

юлия сельницына
Педагогический опыт работы «Взаимодействие педагога и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Взаимодействие педагога и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит ряд серьезных изменений: безукоризненное соблюдение режима дня, отсутствие близких, родных людей, постоянный контакт со сверстниками. Приспособление к новым условиям жизни требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Это сложный период для ребенка, его родных и персонала дошкольного учреждения.

Публикация «Педагогический опыт работы „Взаимодействие педагога и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах

При проведении исследования мы исходили из того, что целенаправленное использование разных форм и методов работы, влияет на взаимодействие педагога и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Для достижения поставленной цели были предложены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме, адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения;

2. Изучить психологические особенности детей раннего возраста;

3. Рассмотреть деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения по взаимодействию с родителями в адаптационный период;

4. Разработать и экспериментально апробировать комплекс мероприятий по организации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Исследование проводилось воспитателем группы раннего возраста Сельницыной Юлией Александровной.

В 1 младшую группу поступило 19 детей в возрасте от 1 до 3 лет : 11 мальчиков и 8 девочек. С первой группой здоровья - 2 детей; со второй группой здоровья 12 детей; с третьей группой здоровья 5 детей.

Экспериментальные исследования проводились в три этапа.

На первом этапе исследования было обследовано 19 детей, с целью определения степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Для этого мы использовали следующую методику:

«Методика определения адаптации детей к условиям детского сада». (Ватутина Н. Д.)

А также возможно применение методики А. Остроуховой «Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.».

На втором этапе исследования было обследовано 19 родителей, с целью изучения прогноза адаптации, выявить ожидания родителей от взаимодействия с дошкольным учреждением. Для этого мы использовали следующие методики:

1. «Психолого – педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ» ( составитель: К. Белая).

2. Анкетирование родителей об их ожиданиях от взаимодействия с дошкольным учреждением. (Е. О. Севостьянова, Н. Д. Ватутина, Н. В. Кирюхина).

На третьем этапе исследования мы определили успешность реализации комплекса мероприятий для всех участников образовательного процесса по организации адаптации детей раннего возраста.

Практическая деятельность педагога и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Работа с родителями проводилась в несколько этапов:

Подготовительный

Основной этап работы

Этап анализа и выводов:

Включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов приводит к изменению всех участников педагогического коллектива, самих родителей.

Изучение условий работы воспитателя по организации детей проводилась по следующим направлениям:

1. Наличие информационного банка:

2. Планирование:

3. Развивающая среда:

По итогам изучения условий работы педагога по организации адаптации детей было выявлено, что документационное обеспечение по данной проблеме представлено достаточно полно.

В группах раннего возраста имеются :

- развивающие программы;

- план – программы;

- информация о детях отражена в индивидуальных картах развития, адаптационных листах;

Все разделы планов связаны между собой и по содержанию соответствуют целям и задачам дошкольного учреждения; развивающая среда соответствует возрасту детей.

Оценка работы педагога по данной проблеме проводилась с помощью анкетирования и выявила следующие недостатки:

• Анализ планов работы педагога показал, что мала внимания уделяется индивидуальной работе с детьми, хотя на данном возрастном этапе, это имеет большое значение для развития ребенка;

• Недостаточно полно осуществляется взаимодействие между сотрудниками дошкольного учреждения (педагогами и медицинским персоналом) и родителями.

• Недостаток научно – методического обеспечения по данной проблеме в МДОУ ДС№ 44.

На основании вышеизложенного возникла необходимость проведения следующего этапа – формирующего эксперимента.

Таблица № 1

План работы по повышению уровня организации процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения

Сроки проведения Мероприятие Содержание Ответственный

Январь-март Проведение семинара – практикума для воспитателей и педагогов в ДОУ.

Мини-лекция, дискуссия в микрогруппах.

Практическое занятие;

Проблемная ситуация; Лекция на тему: «Особенности адаптация детей к условиям дошкольного учреждения» с целью ознакомления молодых воспитателей с процессом адаптации.

Занятие на тему: «Организация игровой деятельности детей в процессе адаптации к ДОУ», с целью создания условий для овладения каждым участником нововведений по проблеме.

Анализ обобщенного опыта по проблеме адаптации детей к ДОУ. Старший воспитатель, воспитатели.

Воспитатель высшей категории.

Заведующая.

Март Информационно – консультативная помощь педагогам.

Групповые консультации по проблеме использования гибкого режима в организации адаптационного периода.

Консультация «Методы и приемы, используемые при определении группы адаптации по характеру поведения ребенка при поступлении в детский сад».

• Консультация «Планирование работы по гибкому режиму на адаптационный период»

Старший воспитатель, воспитатели групп, психолог.

Апрель Выставка книг на тему «Адаптация детей к ДОУ»

Выставка методических разработок воспитателей. Организуется день открытых дверей для педагогов ДОУ и родителей вновь поступивших детей в методическом кабинете.

Представление комплекса методических разработок по проблеме адаптации, созданных в целях обмена опытом.

Заведующая, старший воспитатель.

Май

Консультация для воспитателей.

Тренинг воспитателей

Консультация «Контроль и оценка течения адаптации. Тренинговое занятие по обучению молодых специалистов проведению анкетирования, бесед, тестирования.

Старший воспитатель.

Заведующая, заместитель заведующей по ВМР.

Май - июнь Взаимодействие с родителями вновь поступающих в ДОУ детей.

Анкетирование родителей;

Знакомство с ДОУ.

Консультация для родителей вновь поступивших детей.

Групповое собрание для родителей Проводится с целью получения первичной информации о ребенке.

Проведение экскурсии по ДОУ для родителей с целью ознакомления их с персоналом и помещениями.

Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации»

Проводится с целью организации родительских комитетов. Заведующая.

Заведующая, старший воспитатель.

Воспитатель.

Воспитатель

Июль Создание педагогами ДОУ наглядных форм педагогической пропаганды :

• Оформление родительского уголка «Я уже детсадовец!»

• Изготовление папки – передвижки «30 способов сказать ребенку «очень хорошо и др.»

• Изготовление картотеки игр с детьми в адаптационный период. •

Таблица № 2

Перспективное планирование по гибкому режиму на адаптационный период.

Встреча Цель Участники

№ 1. «Где эта улица? Где этот дом?» Осуществить диагностику реальных затруднений родителей в организации воспитательного процесса в домашних условиях и их участия в образовательном процессе ДОУ. Родители, дети, психолог или педагог.

№ 2.

1часть «Дружная семейка»

2 часть «Давайте познакомимся!»

3 часть «Моя семья»

«Копилка»

Совершенствовать систему совместной деятельности семьи и ДОУ, направленной на воспитание и развитие личности.

Познакомить родителей с участниками педагогического процесса, условиями воспитания детей в ДОУ, его оснащением и оборудованием.

Познакомить детей группы с семьями друг друга.

Помочь родителям ориентироваться в возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка; повысить педагогические знания родителей о детях раннего возраста.

Родители, сотрудники ДОУ. (мед. сестра, инструктор по физ. культуре)

Сотрудники ДОУ, родители.

Педагог, дети, родители.

Родители, психолог.

№ 3

1 часть «А вот и я!»

«Особенности развития детей второго года жизни»

«Особенности развития детей третьего года жизни»

2 часть. Игра «Сороконожка»

3 часть. «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…» Помочь в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях с учетом возрастных особенностей, интересов и потребностей детей

Сплочение детей.

Установление и сотрудничество с родителями «Нужен ли ребенку режим дома?» Дети, психолог, родители.

Психолог, родители, дети.

Педагог, родители.

№ 4

1 часть «Живу по расписанию»

Правила организации режимных моментов.

2 часть «У ляли в гостях»

3 часть «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…»

Игра «Мой мешочек» Формировать у родителей представление о режиме как о значимом факторе в жизни ребенка.

Наблюдение за игрой, вовлечение в процесс игры.

Установление сотрудничества с родителями «Какие игры предпочитает ребенок»

Расширить интимно – личностное пространство ребенка. Старшая медицинская сестра, родители.

Психолог или педагог, родители.

Педагог, дети

№ 5.

1 часть «Я играю целый день, мне играть совсем не лень»

2 часть Ляля заболела»

3 часть. «Поразмышляем понаблюдаем, поиграем…»

Повысить знания родителей по руководству игровой деятельностью; вовлечь их в процесс совместной игровой деятельности; обучить способам игровой деятельности.

Воспитывать чувство сострадания через игровые моменты.

Установление сотрудничества с родителями «Любимые игрушки»

Психолог, родители.

Психолог или педагог, родители.

Педагог, родители

№ 6.

1 часть «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть»

2 часть «Волшебные превращения»

3 часть «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…»

Игра «Мой мешочек»

Показать значение игрушки в жизни детей, ее воспитательные и развивающие функции.

Обучить приемам изготовления игрушек и бросового материала.

Установление сотрудничества с родителями «Как организовано питание в семье»

Расширить интимно – личностное пространство ребенка.

Психолог, родители.

Педагог, родители.

Педагог, дети.

№ 7

1 часть «Где моя большая ложка?»

2 часть «Семейный ужин»

3 часть «Гости»

4 часть «Почтовый ящик»

«Какой вы родитель

Раскрыть значение рационального питания в жизни детей раннего возраста.

Сплотить коллектив педагогов, родителей и детей, обменяться опытом приготовления блюд.

Обучение культурно – гигиеническим навыкам с помощью игровых приемов.

Собрать банк данных о проблемах детского развития, интересующих родителей

Самодиагностика.

Родители, старшая медицинская сестра или врач.

Сотрудники ДОУ, члены семей

Психолог или педагог, дети

Родители.

Родители.

№ 8

1 часть «Карабас-барабас или добрая фея?»

2 часть «Летящий ребенок»

«Пропавший малыш»

«Пальчики»

3 часть «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…»

Защитить ребенка от неблагоприятных стрессовых ситуаций в условиях семьи.

Игра с покрывалом на сплочение.

Игра на развитие внимания.

Игра на развитие мелкой моторики рук.

Устранение сотрудничества с родителями «Какой стиль воспитания преобладает в вашей семье»

Родители, психолог.

Дети, родители, психолог.

Родители, психолог.

Родители, психолог.

Педагог, родители.

№ 9

«Почтовый ящик»

1 часть «Сначала было слово»

Упражнения для развития речи у детей от 1 года до 2 лет и от 2 до 3 лет.

2 часть Игра «Зайка»

«Кукольный театр»

3 часть «Песня-песенка»

«Снежинки»

«Порисуем (пеной для бритья на клеенке)

Ответы на интересующие вопросы.

Познакомить родителей с основными показателями развития речи детей второго-третьего года жизни.

Устранение соотношения слова и движения.

Установление соотношения мелодии и персонажа.

Упражнение на выработку правильного речевого дыхания.

Развивать творческие способности к рисованию.

Психолог.

Родители,

логопед.

Дети, родители, логопед.

Дети, родители.

Педагог, дети.

Педагог, родители, дети.

№ 10

«День открытых дверей»

«Давайте познакомимся»

«Погуляй-ка»

• Выставки «Семейная реликвия»

• Конкурс газет «Веселая семейка»

«Семейный театр»

Знакомство родителей с сотрудниками ДОУ, развивающей средой, программой развития.

№ 11

1 часть «Много красок у меня – выбирай любую»

2 часть «Дождик»

«Украсим Ляле бант»

«Котенок»

3 часть «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…»

Раскрыть значение рисования для развития детей раннего возраста.

Учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом и бумагой.

Родители, воспитатель, дети.

Родители, воспитатель, дети.

№ 12

1 часть «Мы танцуем и поем-вместе весело живем».

2 часть «Кто как поет»

«Погремушка»

«Ладошки»

«Колыбельная»

3 часть «Поразмышляем, понаблюдаем», поиграем…»

Раскрыть особенности музыкального развития детей раннего возраста.

Сопровождение пения движениями. Домашний концерт.

Родители, музыкальный руководитель.

№ 13

1 часть «Сильные, смелые, здоровые, умелые».

2 часть «Медведь и добрые зайчата»

«Волшебная палочка»

«Коза»

3 часть «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…»

Раскрыть значение двигательной активности детей раннего возраста.

Выполнение упражнения дома.

Родители, инструктор по физической культуре.

№ 14

1 часть «Вместе весело шагать…»

в ванну;

на кухню;

в магазин;

в гости;

домой;

в детский сад;

из детского сада;

2 часть «Маленькие ножки бежали по дорожке»

«Матрешка»

«Солнце или дождик?»

3 часть «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…»

«Найди игрушку»

«Прятки»

«Картинки»

Познакомить родителей со способами организации условий для формирования у детей познавательных интересов в кругу семьи.

Игра на развитие памяти.

Игра на развитие мышления.

Игра на развитие внимания.

Проведении игр в домашних условиях.

Родители, психолог, дети.

Дети, родители, психолог.

Вся работа была построена на игровом моменте, а именно:

1. освоение окружающей среды ребенком и его знакомство с персоналом детского сада и сверстниками. (см. Приложение №) :

2. Формирование эмоционального контакта со взрослыми:

3. Сближение детей друг с другом и воспитателем:

4. Развитие эмоций:

Работа с детьми строилась в соответствии с разработанным планом на адаптационный период. Большое внимание в этом плане уделено:

Играм с воспитателем:

Немаловажное значение придается кукольному и теневому театру, настольному театру.

2.3. Результаты моей работы по взаимодействию педагога и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

На первом этапе исследования было обследовано 19 детей, с целью определения степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Для этого мы использовали следующую методику: Ватутина Н. Д. «Методика определения адаптации детей к условиям детского сада».

По результатам диагностического исследования выявлены 3 степени адаптации детей к условиям детского сада : легкая адаптация (от 8 до 16 дней, средняя степень (до 30 дней, тяжелая адаптация (свыше 30 дней). Эти результаты можно наглядно представить на рисунке 1:

.

Рис. 1 Течение адаптации детей.

Таким образом, у большинства детей адаптация к условиям детского сада – средняя (63%, у 22% детей адаптация - легкая и только 15% детей имеют тяжелую степень адаптации к условиям детского сада.

Легкая степень адаптации (3 группа) наблюдается у 6 детей.

Уже к концу первой недели аппетит детей достиг обычного уровня, сон наладился через 1 – 2 недели. Острых заболеваний не было. У детей преобладало радостное или устойчиво спокойное эмоциональное состояние; они активно контактировали со взрослыми, детьми, окружающими предметами, достаточно быстро привыкли к новым условиям.

Средняя степень адаптации (2 группа) наблюдается у 11 детей.

В течение периода адаптации у этих детей изменилось эмоциональное состояние, стало более стабильным, уравновешенным. Появилась предметная деятельность. Наблюдались положительные взаимоотношения с детьми, с взрослыми (по инициативе детей). Речь стала инициативной.

Тяжелая степень адаптации (1 группа) наблюдается у 2 детей.

Адаптация проходила около 60 дней. У детей преобладали агрессивно –разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик).

Этим детям потребовалась дальнейшая работа по адаптации, наблюдение за эмоциональным состоянием.

Одними из ведущих факторов, влияющих на течение адаптации, являются: возраст, состояние здоровья, уровень развития.

В результате полученных данных разработаны показатели поведения в зависимости от групп привыкания и перечень методов и приемов педагогического воздействия.

На втором этапе исследования было обследовано 19 родителей, с целью изучения прогноза адаптации, выявить ожидания родителей от взаимодействия с дошкольным учреждением. Для этого мы использовали следующие методики:

1. Психолого – педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ ( составитель: К. Белая).

2. Анкетирование родителей.

Результаты прогноза адаптации по анкетам для родителей представлены на рисунке 2:

Рис. 2 Прогноз адаптации.

80% родителей считают, что ребенок готов к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, а 20% родителей считают, что их дети не готовы к успешной адаптации.

Анализируя анкетные данные опроса родителей об их ожиданиях от взаимодействия с дошкольным учреждением можно представить в виде рисунка 3:

Рис. 3 Анализ анкетирования родителей

52% родителей считают, что только дошкольное образовательное учреждение должно заниматься процессом адаптации, готовность родителей прислушаться к советам воспитателя у 31% родителей, отсутствие цели в отношении сотрудничества с педагогом у 17% родителей.

На третьем этапе исследования необходимо определить успешность реализации комплекса мероприятий для всех участников образовательного процесса по организации адаптации детей раннего возраста.

С целью проверки успешности осуществленной опытной работы по эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста был проведен контрольный эксперимент.

Анализ изменения отношения и уровня вовлечения проводился при помощи методик, используемых на этапе констатирующего эксперимента. Результаты, полученные в ходе констатирующего и контрольного экспериментов, по результатам адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, представлены на рисунке 4:

Рис. 4. Первичные и повторные результаты анкетирования родителей.

Анализ количественных данных позволяет соотнести их с содержательной характеристикой и сделать следующие выводы:

1. К высокому уровню начало исследования отнесено 6 родителей. 11 родителей стали прислушиваться к советам педагога по успешному преодолению адаптационного процесса, что позволило усовершенствовать образовательный процесс.

2. Средний уровень выявил положительную динамику – 41% родителей изменили свое отношение к образовательному процессу, только 11% остались при своем мнении, они утверждают, что только дошкольное образовательное учреждение должно заниматься процессом адаптации.

3. К низкому уровню готовности родителей к взаимодействию в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада относятся 4%, это на 13% меньше, по сравнению с первоначальными результатами.

На основе полученных данных, можно сделать вывод о том, что родители осознали необходимость сотрудничества с дошкольным учреждением в целях благоприятного течения периода адаптации.

Анализ исходного уровня адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения и апробации комплекса мероприятий выявила результаты, представленные на рисунке 5:

Рис. 5. Сравнительный анализ степени адаптации детей.

Результаты апробации комплекса мероприятий по организации адаптации детей раненого возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и проведенная повторно диагностика свидетельствует о том, что:

• Процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения будет наиболее эффективным при условии включения родителей в систему работы;

• Включение родителей в систему работы по организации адаптации будет наиболее эффективным при условии комплексного подхода к организации мероприятий по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• Успешность реализации комплекса мероприятий по организации адаптации детей раннего возраста зависит от условия тесного сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Таким образом, создание эмоционально – благоприятного микроклимата в группе, профессионально – личностные качества педагога, своевременно построенная работа с родителями, правильно организованная предметно – развивающая среда, способствовали благоприятному течению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждении

Публикации по теме:

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт работы «Взаимодействие педагога и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Опубликовано: 2 октября 2020 в 13:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД