Папки-передвижки

Педагогический потенциал ритмики в хореографическом образовании

Светлана Карцева
Педагогический потенциал ритмики в хореографическом образовании

Хореография (с греческого «писать танец») – понятие широкое, и «означает связь с искусством танца: бытовой танец, балет, профессиональное искусство, самодеятельное искусство». Движения, выполняемые с музыкальным сопровождением, применялись в воспитании детей с древности. Они почитались как занятия, приносящие физическое и духовное здоровье.

Публикация «Педагогический потенциал ритмики в хореографическом образовании» размещена в разделах

Разнообразные творческие ритмические занятия детей под музыку способствуют развитию их мышления и воображения, организованности, воли, настойчивости, дисциплинированности. Способными повлиять на формирование двигательной культуры младших школьников средствами являются такие виды двигательной активности эстетической направленности, как аэробика, ритмическая гимнастика, элементы хореографии, йоги и упражнений сценического движения. В трудах Е. В. Бирюк, В. И. Быстрова, Ж. Далькроза, Т. Е. Лисицкой, О. А. Ивановой, И. Б. Павлова, М. И. Чистяковой, Л. В. Сидневой, и др. – рассматриваются возможности позитивного влияния указанных видов двигательной активности как фактор воздействия на эстетическую и физическую, социальную, интеллектуальную, эмоциональную-волевую сферы личности.

Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкально-ритмической деятельности. В процессе движения под музыку происходит гармонизация основных сфер человека: эмоциональной, сознательной и деятельной. Через музыку и движения у ребенка развиваются не только пластика тела, художественный вкус и творческое воображение, но и формируется внутренний духовный мир. Один из крупнейших реформаторов танца ХХ в. – Ж. Далькроз – утверждал, что «основная задача обучения детей хореографическим элементам – научить их ощущать себя, свои движения в слиянии с музыкой», «петь музыку телом», как утверждала А. Ваганова. Швейцарский педагог и композитор рассмотрел и обосновал ритмику в качестве метода музыкального воспитания. Перед ритмикой Далькроз ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Педагог, ученый, исследователь Эмиль Жак Далькроз доказывал: «обучать ритмике нужно всех детей» [16, 57]. В соответствии с педагогической установкой приобщаются к движению под музыку все дети – не только физически и музыкально развитых, одаренных, но и эмоционально-психологически заторможенных, физически неловких, которым требуется психологическая помощь. Педагог разработал систему ритмических упражнений, в которой музыкально-ритмические движения сочетаются с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми.

Моторно-пластическая проработка музыкального материала является основой музыкально-ритмической деятельности. Она способствует активизации, усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений об элементах музыкальной речи, средствах музыкальной выразительности; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа и подчеркнуть различные его грани. А. П. Буренина подчеркивает, что «все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением».

Музыкально-ритмическое воспитание в России построено на основе ведущих положений системы Далькроза. Системы ритмического воспитания начали разрабатываться в 20-е годы ХХ в. : они учитывали специфику для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, хореографических училищ. В настоящее время предмет реализуется в дошкольных организациях, вводится в общеобразовательных школах, углубленно изучается в шкалах искусств, танцевальных студиях.

Программа «Ритмическая мозаика» по ритмопластике А. И. Бурениной предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста (на основе прогрессивных идей Э. Жак-Далькроза). Учителя различных дисциплин используют элементы ритмики на физкультминутках.

Учеными доказано, что занятия движениями под музыку тренируют мозг, развивают подвижность нервных процессов. Так же движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

•все временные характеристики (начало и конец, темп, ритм);

Д. Зайферт указывает, что «музыку и движение объединяют следующие параметры:

•динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);

•форма произведения и структура двигательной композиции».

На этой основе реализуются следующие дидактические задачи:

•осваиваются различные направления ритмики (упражнение, игра, пляска-игра, современный танец, первоначальные музыкально-теоретические понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний и медленный темп; громкая, умеренно громкая, тихая музыка) и т. д. ;

•развивается навык определения музыкальных жанров (марш, песня, танец,

•развиваются музыкальность (способность чувствовать настроение и характер музыки, согласовывать движения с характером музыки, творческие способности (способность придумывать свой игровой образ, персонаж, используя элементы танцевальных движений, физкультурных упражнений);

•осваиваются различные направления ритмики (упражнение, игра, пляска-игра, современный танец, первоначальные музыкально-теоретические понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний и медленный темп; громкая, умеренно громкая, тихая музыка) и т. д. ;

•формируется красивая осанка, обучающиеся развивают выразительность, пластичность движений, участвуя в играх, танцах, хороводах и упражнениях.

Музыкально-ритмические движения обеспечивают – наряду с другими видами деятельности – разностороннее музыкальное развитие: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Движения под музыку имеют воспитательное значение, которое проявляется в активизации чувства ритма, помогают углубленному и более широкому освоению музыкального материала занятия. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.

В настоящее время освоение танцевально-ритмических навыков, умений осуществляется в рамках классно-урочной системы в системе ДОД (дополнительное образование детей) ДШИ (детской школы искусств). Обучение осуществляется в течение 7 лет:

•с 3 класса обучающиеся начинают осваивать классический танец;

•с 4 класса обучающиеся осваивают народно-эстетический танец.

•1-2 класс – ритмика и гимнастика;

На ритмику и гимнастику выделяются первые два года обучения. С третьего года изучается классический танец и исторический бытовой танец (ИБТ) на протяжении пяти лет, с четвертого года обучения – народно-эстетический танец на протяжении четырех лет. Классический и народно-эстетический танец изучается до момента выпуска детей из школы искусств.

3 класс «классика» – 4 часа;

1 класс «гимнастика» – 2 часа;

1 класс «ритмика» – 2 часа;

2 класс «гимнастика» – 2 часа;

2 класс «ритмика» – 4 часа;

2 класс «слушание музыки» – 1 час;

Согласно учебному плану, обучающиеся хореографии в детской школе искусств, еженедельно изучают следующие предметы:

3 класс «ИБТ» – 2 часа;

4 класс «классика» – 4 часа;

4 класс «ИБТ» – 2часа;

4 класс «слушание музыки» – 1 час;

4 класс «народный» – 2 часа;

5 класс «классика» – 3 часа;

7 класс «ИБТ» – 1 час.

5 класс «слушание музыки» – 1 час;

5 класс «ИБТ» – 2 часа;

6 класс «классика» – 4 часа;

6 класс «народный» – 4 часа;

6 класс «ИБТ» – 1 час;

6 класс «слушание музыки» – 1 час;

7 класс «классика» – 4 часа;

7 класс «народный» – 4 часа;

7 класс «слушание музыки» – 1 час;

5 класс «народный» – 2 часа;

На основе источников движений М. С. Бережная, Н. Довбыш выделяют «следующие виды ритмики :

Программа ритмики предназначена на пять лет обучения в детской школе искусств – со второго по шестой класс включительно. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение – с опорой на традиционные педагогические принципы. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства руководителя, педагога, условий работы. В танцевальных студиях, кружках объем музыкально-ритмической подготовки неодинаков: это зависит от направления студии, задач обучения и уровня физической подготовки, развития обучающихся.

1) Музыкально-ритмические упражнения (пружинки, поскоки, галопы, шаги, чередование движений).

2) Танцы, пляски, хороводы («Стирка», «Слоник», «Миксер», «Вару-Вару», «Подарки», «Макарена», «Коло», «Большой круг» и т. д.).

3) Музыкальные игры (сюжетные и не сюжетные)".

Ритмика – это предмет, который любим детьми. К слову ритмика необходимо добавить слово «танец», что в словосочетании будет означать «танцевальный ритм». Уроки ритмики построены именно в таком направлении. Предмет ритмика способствует гармоничному развитию детей, формирует их фигуру, учит их красоте и пластической выразительности движений, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.

Ритмика – вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, ее характер, образы в движениях. Музыка является основой, а физические упражнения, разнообразные танцы, сюжетно-образные движения используются как средства для более глубокого ее восприятия и понимания.

Следовательно, ритмика – это синтетический вид деятельности, для которого музыка является основанием, а движения выражают музыкальный образ.

Следовательно, указывают В. Г. Шершнев, И. В. Лифиц – «задача предмета – многогранны: привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный и эстетический вкус, общую и танцевальную культуру. Занятия ритмикой служат преддверием для занятий хореографией. На уроках ритмики происходит первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма, умение двигаться под музыку».

Педагоги-практики Н. Базарова, Л. Н. Бондаренко для достижения этой цели считают «целесообразным использовать в работе упражнения:

•- на развитие координации, памяти, внимания;

•- на увеличение подвижности суставов и укрепление мышц аппарата».

Основная цель курса ритмики – научить ребенка осмысленно управлять своим телом, согласовывать простые и сложные движения, координировать движения с музыкой.

Важно учитывать, что первые эмоциональные впечатления обычно оставляют очень яркий след в психике обучающихся и оказывают сильное эстетическое воздействие на их отношение к занятиям и поведение на занятиях. Эта установка важна для преподавателей в системе педагогики художественного образования. В силу этого, организация и проведение уроков ритмики первого года обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход занятий, а, следовательно, и решающим для успеха в освоении навыков хореографического исполнительства. Г. А. Колодницкий, М. Б. Пустовойтова подчеркивают, что «уже на первых уроках важно использовать дидактические, ролевые игры, направленные на концентрацию внимания, формирование педагогических установок, правил поведения: это сформирует серьезное отношение к занятиям, к каждому этапу, разделу урока».

С первых занятий преподаватель активизирует в сознании обучающихся и в содержании занятий связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на уроках ритмики :

а) музыка – главный компонент на занятиях, организующий музыкальные игры, она определяет образ, характер, темп в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе – творческих импровизациях;

б) музыку надо «слышать», во время звучания исключить шум, громкие разговоры, смех, разрешается двигаться только под музыку;

в) музыку надо слушать всегда, каждую минуту на занятии, начинать и завершать движения только под звучание музыки.

Важно отметить, что программа «Танцевальный ритм» содержит раздел по ознакомлению с разными видами искусства. Такое знакомство и погружение позволяют школьникам максимально реализовать себя. Это проявляется в возможности для каждого сочинять разнообразные па, исходя из своей собственной эмоционально-пластической природы, и поэтизировать их, добиваясь большей выразительности на основе навыков эмоционального восприятия смежных искусств. Общим свойством для всех видов искусств является выразительность. В дальнейшем дети даже на одном выразительном движении создают целый спектр собственных образов – в соответствии с творческой фантазией. Программа также содержит и раскрывает идеи сочинения танцевальных движений и создание на их основе группового, индивидуального, ансамблевого танцев, основанных на разных ритмах.

В содержании каждого урока ритмики присутствуют все разделы программы – слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Содержание программы «Танцевальный ритм» систематизирован учебный материал по следующим критериям: формирование музыкальных способностей, совершенствование танцевально-пластических умений и навыков, развитие способностей творчески воплощать и создавать танцевальный образ – с опорой на возрастные особенности учеников. В программу включено ознакомление с элементами классического, народно-сценического, бального танца, представление о каждом из них.

Важно отметить, что программа «Танцевальный ритм» содержит раздел по ознакомлению с разными видами искусства. Такое знакомство и погружение позволяют школьникам максимально реализовать себя. Это проявляется в возможности для каждого сочинять разнообразные па, исходя из своей собственной эмоционально-пластической природы, и поэтизировать их, добиваясь большей выразительности на основе навыков эмоционального восприятия смежных искусств. Общим свойством для всех видов искусств является выразительность. В дальнейшем дети даже на одном выразительном движении создают целый спектр собственных образов – в соответствии с творческой фантазией. Программа также содержит и раскрывает идеи сочинения танцевальных движений и создание на их основе группового, индивидуального, ансамблевого танцев, основанных на разных ритмах.

По мнению А. Е. Чибриковой-Луговской, «накопление опыта восприятия, высокохудожественных произведений различных видов искусства и развитие эмоциональной отзывчивости на них является необходимым условием формирования основ танцевально-ритмической культуры детей. Преподаватель стремится сформировать в ученике не только культурного зрителя и исполнителя (что уже по себе хорошо, но и самобытного хореографасозидателя и критика: для этого прививаем понимание того, что хореография – понятие гораздо более широкое, чем просто искусство танца. Таким образом, формируется понимание бинарности занятий, как ритмики, так и хореографическим искусством в целом : это взаимосвязь художественной педагогики и творческого процесса, соединение освоения танцевально-ритмических заданий и проявление личностно-творческого начала».

В практике современного обучения школьников основам хореографического искусства на занятиях ритмики в ДШИ осуществляется по утвердившимся последовательным разделам/этапам, каждый их которых имеет свою методическую направленность по решению определенных музыкально-ритмических задач. Утвердились два типа занятий – учебно-постановочные и учебно-тренировочные. В различных учреждениях дополнительного образования детей структура урока хореографии структура имеет свои особенности, определяемые возрастом обучаемых, типом учреждения и задачи обучения в нем. В содержании уроков ритмики деятельность преподавателя осуществляется в опоре на традиционные педагогические принципы.

Музыкально-ритмические занятия обладают широким педагогическим ресурсом. Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку требует объединения усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективных качеств личности. Занятия ритмикой повышают позитивное эмоциональное настроение учащихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Ритмические упражнения также служат и задачам физического воспитания, поскольку они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Следовательно, структура занятий ритмики имеет широкое ресурсное наполнение для реализаций педагогического потенциала задач музыкально-ритмического воспитания обучающихся. Для нас представляет интерес рассмотрение форм применения педагогических принципов на занятиях ритмикой в танцевальной студии.

Далькроз, Е. В. Горшкова указывают, что «музыка в сочетании с движением благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, способствуют эмоциональной разрядке, снятию психологического утомления, умственной перегрузки. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают обучающемуся подружиться с другими детьми, оказывает определённый психотерапевтический эффект, формирует навыки социализации».

Публикации по теме:

Конспект урока ритмики в 3 классе коррекционной школы 8 вида «Хоровод» Тема урока: «Хоровод» Цели урока: Учить простейшим хороводным движениям. Развивать чувства ритма. Воспитывать чувство эстетики. Уровневые.

Методическая разработка на тему «Методика проведения занятий в детском хореографическом коллективе» Воспитание и развитие одаренных, талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. В связи с этим.

Методический материал на тему «Развитие артистизма у детей в детском хореографическом коллективе» Цель: добиться того, чтобы ребенок танцевал не движения, а свои чувства, переживания, эмоциональное состояние с помощью движения. Задача:.

Образовательный потенциал игровой деятельности «Образовательный потенциал игровой деятельности детей». Игра имеет большое значение у детей дошкольного возраста. Через игру дети познают.

Презентация «Педагогический совет «Потенциал дискуссии в развитии обучающихся» Представлена презентация из 26 слайдов педагогического совета "Потенциал дискуссии в развитии обучающихся". Что такое спор? Это любое столкновение.

Программа по хореографии «От ритмики к танцу»: структура уроков, описание разделов и тем 2.4 Содержание программы первый год обучения Цель первого этапа обучения – создать условия для формирования устойчивого интереса детей.

Развивающий потенциал предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группеРазвивающий потенциал предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе Развивающий потенциал предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе «Золотая рыбка» Логинова Полина Нет такой стороны.

Развивающий потенциал зимней прогулкиРазвивающий потенциал зимней прогулки Прогулка в средней группе «На помощь Зайке Ушастику» Программное содержание: - формировать умение выделять и называть сезонные изменения.

Средства логопедической ритмики. Упражнения, активизирующие внимание 1. Общая характеристика средств логопедической ритмики 2. Средство логопедической ритмики. Упражнения, активизирующие внимание 2.1 Упражнения.

Значение ритмики в жизни ребёнка Тема моего выступления: «Значение ритмики в жизни дошкольника» Слайд 2 1. Характеристика ритмики, как вида музыкальной исполнительной.

Автор публикации:
Педагогический потенциал ритмики в хореографическом образовании
Опубликовано: 6 июля 2018 в 20:10
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД