Приложение МААМ

Экспериментирование как одна из форм развития познавательно — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Елена Харитонова
Экспериментирование как одна из форм развития познавательно — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

• систематизировать знания педагогов по развитию исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Публикация «Экспериментирование как одна из форм развития познавательно — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

развивать навыки и умения экспериментирования и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми

• стимулировать развитие творчества и инициативы

• вызвать желание сотрудничества

Планируемые результаты:

• педагоги повысят методическую и педагогическую грамотность в области детской экспериментально-исследовательской деятельности

• у участников мастер-класса появится желание применять полученные знания на практике

Содержание педагогического практикума:

• Актуальность темы

• Презентация «Детское экспериментирование»

• Практическая часть

• Рефлексия

Входя в зал, участники берут из корзин магниты жёлтого или зелёного цвета.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги. Входя в зал, вы выбирали магниты жёлтого или зелёного цвета. Они будут нашими помощниками. Разделимся на 2 группы: занимайте места за столом, где наклеен круг, соответствующий цвету вашего магнита.

Ведущий: Уважаемые коллеги, поднимите руку те, для кого экспериментирование является увлекательным и естественным процессом. Улыбнитесь те, кто хоть раз экспериментировал со своей внешностью. Хлопните в ладоши те, кто любит экспериментировать на кухне. Мы все такие разные. Но всё же нас объединяет одно, так или иначе мы все экспериментаторы. Педагогический процесс-один большой и интересный эксперимент, результатом которого является полноценная и насыщенная жизнь ребёнка.

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

Актуальность.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Одним из ведущих методов познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является экспериментирование. Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую. Педагогам важно в детском саду создать условия для познавательного развития ребенка через самостоятельное добывание и применение знаний об окружающем мире, чтобы развивать «…интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию» для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследования предоставляют возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.

Роль экспериментирования в развитии ребёнка – дошкольника.

Опыты и эксперименты способствуют :

формированию у детей познавательного интереса;

развитию наблюдательности, мыслительной деятельности;

развитию творческих способностей;

• ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

• расширению кругозора детей;

• поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

• обогащению словарного запаса;

формированию трудовых навыков;

• воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

Детство — неповторимый этап в развитии личности. Полноценной и насыщенной жизнь ребёнка будет в том случае, если, чувствуя себя активным деятелем, открывая что-то новое, он будет приобщаться к опыту взрослых.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Знание, добытое самостоятельно, всегда является осознанным и прочным, недаром китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

Ведущий: Уважаемые педагоги, предлагаю вам включиться в работу и выполнить задания, ответить на вопросы.

Игра «Объясни скорее»

• Место, где делают эксперименты. Там какие-то жидкости, стоит много всяких баночек. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. Там изобретают что-то. Всем очень интересно, Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)

• Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень маленькое, оно становится большим. Можно и микробы увидеть. Он похож на бинокль. (МИКРОСКОП)

• Это такая стеклянная трубочка, в неё что-то наливают, в ней всё булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)

• Когда что-нибудь очень маленькое, а через неё всё становится большим. У неё есть стекло и ручка. (ЛУПА)

• Когда хотят что-то узнать, то специально устраивают его, а потом смотрят, что получилось. Бывает, всё получится, а иногда не получается. Делают его, пока не получится. Это интересно и весело. (ЭКСПЕРИМЕНТ)

Мини-лаборатория «Юные экспериментаторы»

Ведущий: Опыты напоминают детям сказочные фокусы. Поэтому они так интересны и вызывают много положительных эмоций. Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования глазами детей и приглашаю в мини-лабораторию «Юные экспериментаторы». Нас ждут фокусы с проблемными вопросами, ответить на которые необходимо при помощи опытов.

Правила безопасного поведения в лаборатории

• Одеваем белые халаты, перчатки

• Предметы и материалы для опытов брать с разрешения педагога

• Аккуратно обращаемся с инвентарём, экспериментальным материалом

• Не шумим – этим мы мешаем другим

• Соблюдаем порядок

Сюрпризный момент.

Ведущий: К нам прилетел Карлсон. Всем известно, что он лучший в мире экспериментатор. Карлсон приготовил задания для педагогов: просит объяснить научную природу опытов.

Практическая часть.

Задание для педагогов: Объясните научную природу данных опытов.

Опыт № 1 «Кувшинки»

Материал:

1. Бумажные цветы.

2. Ёмкость с водой.

3. Карандаши.

Я предлагаю вам понаблюдать за процессом, как распускаются кувшинки. Возьмите цветок с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите цветок на воду лепестками вверх. Надеюсь, мы увидим разницу в бумаге. Ждём, наблюдаем за цветами. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Почему это происходит?

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, лепестки раскрываются. Наблюдая за цветами, сделанными из разной бумаги, могут проследить, какие раскроются первыми, а какие последними. Быстрее раскрываются кувшинка из тонкой бумаги, чем из плотной бумаги.

Опыт №6 «Салют»

Материал:

- лимонная кислота

- пищевые красители

- сода

- стаканчики

- вода

- тарелка.

Проведение:

Развести в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя тёплой водой. Подождать пока растворится кислота, чтобы не было осадка. На тарелку рассыпаем ровным слоем соду. Аккуратно капаем из стаканчиков по очереди разноцветную жидкость на соду и наблюдаем за разноцветным фейерверком над тарелкой.

Вывод: цветная вода с лимонной кислотой попадая в соду вызывает химическую реакцию- выделение углекислого газа и воды. Эту реакцию в данном опыте мы наблюдаем в виде цветной пены.

Опыт № 8. «Цветные узоры на молоке»

Материал: Молоко, тарелка, пищевой краситель, ватная палочка, моющее средство.

Ход выполнения:

1. Наливаем в тарелку молока

2. Добавляем любые красители (разных цветов). Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

3. Ватную палочку окунаем в любом жидком мыльном средстве, ставим ее в некоторых местах на молоке

4. Оно начинает двигаться, а цвета смешиваться

Объяснение: Молекулы моющего средства вступают в реакцию с частицами жира в молоке, заставляя их перемещаться. Они как бы расходятся от молекул моющей жидкости. По этой причине обезжиренный продукт не подходит.

Ведущий: Готовы сделать пушистый, холодный и очень мягкий снег? Ингредиенты простые и доступные. Никаких опасных составляющих! Рецепты легкие. Чтобы сделать снег своими руками, вам нужно тщательно перемешать между собой следующие компоненты:

Опыт№9 «Снег»

*Снег из ПВА и крахмала

Материал:

2 столовые ложки крахмала,

2 столовые ложки ПВА,

2 столовые ложки серебряной краски.

Процесс: смешиваем все материалы. Мы получили отличный снег для объёмного украшения любой поделки для детского сада или декора предметов интерьер

Рефлексия

• Все ли вам было понятно в содержании практикума?

• Полезна ли была вам данная информация?

• Что было интересно, неинтересно?

Прикрепить магниты: интересная и полезная информация - чаша знаний; бесполезная, неинтересная информация -мусорная корзина; информация интересная, но надо усовершенствовать- отправляем на переработку.

Буклет «Нескучные эксперименты»

Ведущий: Уважаемые коллеги, надеюсь, что наша встреча была плодотворной.

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Рефлексия.

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

1 строчка –это название темы

2 строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы

4 строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме

5 строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Ответ:

1. Эксперимент

2. Увлекательный, познавательный

3. Открывает, подтверждает, доказывает

4. Жизнь без экспериментов скучна!

5. Исследование

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как одна из форм развития познавательно — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 марта 2023 в 18:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование как одна из форм развития познавательно — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Харитонова (УИ 461378) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД