Лучший педагог года

Педагогический пробег «Организация работы по программе «Белгородоведение»

Елена Лазебная (Шаламова)
Педагогический пробег «Организация работы по программе «Белгородоведение»

Педагогический пробег

«Организация работы по программе «Белгородоведение»

Со словом "Родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Главная цель краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край, проявляющего положительные эмоции к конкретным растениям и животным родного края, более осознанное и действенное отношение к ним. Именно с этой целью была разработана программа «Белгородоведение».

Публикация «Педагогический пробег „Организация работы по программе „Белгородоведение“» размещена в разделах

Особенностью организации образовательного процесса по «Белгородоведению» является - использование разнообразных форм и методов работы с детьми.

Содержание конспектов занятий отражают такие формы работы с детьми как экскурсии, прогулки, походы, игры и праздники на воздухе, а также использование игровых, краеведческо-туристских и проектных технологий.

Основной формой организации педагогической работы является образовательная деятельность, которая представлена в форме занятий, как фронтальных, так и подгрупповых.

Занятия строятся по основным методическим принципам с учетом требований ФГОС ДО:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применяемости в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей старшего дошкольного возраста;

- комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса (включает в свое содержание разнородные задания, направленные на решение нескольких задач, чередование разных видов деятельности, активизацию разных видов восприятия информации - зрительного, слухового, тактильного, пространственного);

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей старшего дошкольного возраста ( все задания связаны между собой тематически и сюжетно: каждое вытекает из предыдущего, выполнение каждого задания является необходимым условием дальнейшего разворачивания сюжета);

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми ( ведущая деятельность - игра: дидактическая, сюжетно-ролевая, настольно-печатная, подвижная, народная);

- систематичность и последовательность применения методов и приемов в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Особое внимание отводится участию родителей в образовательной деятельности.

Материально-техническое оснащение процесса краеведческого воспитания:

Организация педагогического процесса по ознакомления с краеведческим материалом предусматривает использование таких универсальных средств как:

- наглядно-демонстративный и раздаточный материал (разнообразные объекты окружающего мира, сюжетные и предметные картинки, предметы старины, модели, схемы, планы и т. д.);

- литературный материал (загадки, стихи, считалки, потешки, песенки, заклички);

- музыкальный материал (колыбельные, народные песни).

Психолого - педагогические аспекты создания развивающей предметно-пространственной среды предполагают построение пространства на основе соблюдения определенных педагогических принципов :

- Проявление уважения к мнению детей в отношении организации и содержания среды развития. Ребенок не объект, а субъект воспитательного процесса.

- Конструировать пространство таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно со сверстниками и индивидуально.

- Создавать условия для демонстрации продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых.

«Белгородоведение» методическое пособие для детей дошкольного возраста Авторский коллектив: Н. Д. Епанчинцева, Т. М. Стручаева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха

Методическое пособие «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста – это поиск новых путей и подходов, нового содержания и форм образовательной деятельности с детьми.

Целью данного пособия является возрождение отечественных традиций и обычаев на основе изучения культуры и истории своего народа, обеспечивающих процесс социализации и становления ребенка как личности.

Пособие разработано на основе парциальной программы интегрированного курса краеведения «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста.

В пособии представлены материалы из опыта работы МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 57 г. Белгорода.

Организация краеведческой деятельности в детском саду по приобщению детей к культуре родного края определяет целый ряд направлений таких как:

историческое краеведческое (историко-культурное, историко-архивное, военно-историческое, и др.);

естественно - научное (биологическое, географическое, экологическое, и др.);

этнокультурное и социолого-демографическое (фольклорное, художественное, литературное и др.);

туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов);

спортивный и оздоровительный туризм (организация спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований, определение особенностей родного края);

музейное краеведение (ознакомление с историей родного края на базе краеведческого музея);

экскурсионное краеведение (знакомство с историей и культурой родного края во время организации и проведения экскурсий);

семейное краеведение.

В пособии представлен методический материал, разработанный на основе современных требований ФГОС ДО, направленный на формирование исторического и патриотического сознания детей дошкольного возраста через изучение истории, культуры, природы родного края Белогородчины.

Ведущими концептуальными подходами в пособии являются:

системный,

диалектический,

культурно-исторический,

личностно – ориентированный,

деятельностный,

компетентностный,

этнопедагогический,

антропологический.

Содержание методического пособия «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста

-Особенности организации образовательной деятельности в детском саду по приобщению детей к культуре и истории родного края Белогорья

-Методические рекомендации

-Примерное поэтапно-перспективное тематическое планирование

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

- Примерные конспекты занятий

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

- Диагностический инструментарий как показатель планируемых результатов

Приложение

- Образовательная развивающая среда по «Белгородоведению»

- Дидактические и развивающие игры

- Праздники и развлечения

- Мастер-класс по работе с родителями

- Перечень презентаций к конспектам занятий

К пособию прилагается СД-диск с презентациями к конспектам занятий.

Примерные конспекты занятий

построены в соответствии с ФГОС ДО;

направлены на обеспечение становления личности ребенка, как патриота своей страны, ориентируют педагога на его индивидуальные особенности;

содержат материал, основанный на региональных особенностях родного края и во взаимодействии с музеями Белгородчины;

позволяют педагогам последовательно осуществлять процесс ознакомления детей с родным краем от близкого и родного к более масштабному, от малого к большому (семья – детский сад – город – страна).

Конспекты занятий

разбиты на восемь модулей «Моя Родина», «Семья», «Мой дом, моя улица», «Мой детский сад, моя группа. Микрорайон детского сада», Мой родной край – Белогорье. История края», «Времена года», «Природа родного Белогорья», «Будущее нашего края»;

предусматривают процесс обучения и воспитания систематизированным, последовательным;

построены с учетом преемственности образовательного процесса в средней, старшей и подготовительной группах;

краеведческий подход способствует реализации основных дидактических принципов педагогики : от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

В соответствии с ФГОС ДО образовательная развивающая среда рассматривается как система условий социализации и развития детей, которая включает:

пространственно-временные условия (гибкость и трансформируемость предметного пространства);

социальные условия (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию);

деятельностные условия (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации).

Моделирование образовательной развивающей среды по краеведению «Моя малая Родина – Белогородчина» включает дидактические игры, тематические альбомы, портреты известных и знаменитых людей Белгородчины, детские произведения белгородских писателей и поэтов, предметы быта и старины, декоративно – прикладного искусства, одежда и атрибуты народных праздников.

Начиная краеведческую работу с детьми, педагог должен сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края, продумать, что и как целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, данного края – то, что можно увидеть только здесь.

Исторические знания обладают особой эмоциональностью, загадочностью, они возбуждают детский интерес. Ребёнок способен, не только сочувствовать и сопереживать другому человеку, исторической личности, героям народных сказок, эпоса, но и «содействовать» ему, что находит своё практическое выражение в играх, словах, творческой деятельности. Яркие исторические примеры защиты отечества, родного города, географических открытий выступают ориентиром собственного поведения. Исторические знания нужны не сами по себе, а должны являться побудительным толчком к действиям и поступкам.

Познавая историю, дети узнают об общности исторического прошлого и настоящего своего народа, у них развивается чувство принадлежности к определённой культуре, сопричастности к событиям, происходившим и происходящим в своём городе и стране. Исторические знания способствуют развитию самосознания и мировоззрения, формируют образ малой родины и отечества. Влияя на эмоциональную сторону личности, история во всём многообразии её проявлений помогает включить общечеловеческие ценности во внутренний духовный мир ребёнка. Безусловно, усвоить обобщающие исторические понятия для ребёнка дошкольного возраста достаточно сложно, поскольку сами исторические события довольно абстрактны, в них ребёнок не участвовал с практической точки зрения, но ощущать эмоциональную причастность к прошлым событиям он может. В какой форме преподносить исторические знания детям? Как сделать их содержание понятным и доступным ребёнку? Главное, отобрать методы, которые должны отвечать задачам организации педагогического процесса в совместной деятельности воспитателя и детей, соответствовать детской природе, стремлению ребёнка к игре. Это такие методы, как игровое моделирование, игра - путешествие, рассказывание дидактических сказок и историй, экспериментирование, пиктографический диктант и архитектурные загадки. Вместе с воспитателями дети создают ландшафтные макеты городских окраин и пригородов. Во время прогулки по улице, на которой расположен детский сад, собирают по одному листку с каждого дерева, а вернувшись, определяют, каких деревьев больше всего на этой улице. На дом даётся задание узнать, каких деревьев больше всего на улице, где живут дети. Многие из них могут выполнить это задание только с родителями. В детском саду дети отвечают на вопросы, какое дерево больше всего любят горожане, какие деревья чаще всего встречаются на улицах города, на чьей улице растёт клён, берёза, липа.

Ряд целевых прогулок поможет детям понять, что есть деревья, которые сажают, чтобы отметить какое - либо место. Например, ели высаживают возле памятников героям войны, здания администрации, некоторых образовательных учреждениях. Особое внимание уделяется аллеям. Дошкольники должны усвоить, что ряд одинаковых деревьев называется аллеей. Аллеи - украшение города, их часто изображают художники. Но красота города создана не только природой, но и руками дедов и прадедов. Во время целевых прогулок необходимо выделить декоративные детали зданий, дать им названия, найти аналогии в растительном мире или помочь увидеть геометрические фигуры. Отразить впечатления в рисунках, аппликации необходимо в тот же день. Это обычно свободная деятельность в вечерние часы, когда дети выбирают способы и средства изображения, передают друг другу названия декоративных деталей, которые запомнили.

Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого города, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой предков. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашей области в условиях, приближенных к натуральным. Большую роль играют занятия-экскурсии в музей по ознакомлению с трудом земляков. Здесь происходит знакомство детей с историей создания и развития предприятий Губкинского городского округа, выпускаемой продукцией, лучшими тружениками. Можно использовать ряд дидактических игр по ознакомлению с городом («Где я нахожусь?», «Узнай и расскажи», «Когда это было»); природой Белгородской земли («Экологический светофор», «Кто живет в лесу?» и другие); трудом земляков («Кто потрудился?», «Чем славен Губкин?», цикл занятий «Мой любимый город Губкин», «Природа родного края» и другие.

Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт.

Важным направлением приобщения дошкольников к истории и культуре родных мест является работа детского сада с семьями воспитанников. Привлечение родителей даёт возможность не только добиться единства воспитательных действий, но и существенно обогащает содержание работы. Родители изучают свою родословную, совместно с ребёнком составляют генеалогическое древо семьи. Дети рассказывают в детском саду об истории своей семьи. Воспитатели знакомят родителей с объектами историко - культурного наследия, удалёнными от детского сада, дают рекомендации, как знакомить с ними дошкольника, как рассказывать о связанных с ними исторических событиях.

Развивающие возможности малых городов России не столь очевидны, как возможности столиц и крупных культурных центров, но они достаточно богаты для того, чтобы вызвать у детей интерес к природе, истории, культуре и традициям родного края. Воспитательно-образовательный процесс детских садов на территории огромной страны не может быть обезличен, он непременно должен быть привязан к месту, где проходят первые годы жизни ребёнка.

Диагностический инструментарий представляют критерии, определяющие следующие уровни:

- представления об истории родного края, страны;

- представления о правилах поведения дома и на улице (ПДД);

- представления о семье и ближайшем окружении (д/с, микрорайон);

- представления о сезонных изменениях, характерных для родного края;

- представления о природе родного края;

- эмоциональное отношение к истории, культуре и военному прошлому родного края.

К каждому из критериев обозначены показатели определения уровня развития детей по данной проблеме :

- высокий ;

- средний,

- низкий.

Методики, используемые для определения уровня развития детей дошкольного возраста по реализации задач интегрированного курса «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста:

- Беседа «Историко-краеведческий музей», составлена по материалам О. Г. Тихоновой, И. Н. Зыбиной,

- Беседа «Что я знаю о военной истории края?», составлена по материалам И. Н. Зыбиной, М. Д. Маханевой.

- Влияние иллюстраций на эмоциональное отношение дошкольника к историческому событию. Модификация методики Т. А. Репиной.

-Эмоциональное поведение детей при восприятии литературных произведений связанных с историей. Модификация методики А. Д. Кошелевой.

Кроме перечисленных методик, достижения положительной динамики по данной проблеме, можно использовать наблюдение за деятельностью и поведением детей.

Показателями результативности является уровень представлений детей:

- истории родного края;

- правилах поведения дома и на улице;

- семье и ближайшем окружении;

- сезонных изменениях, характерных для родного края;

- природе родного края;

- военной истории родного края;

- положительного эмоционального отношения к историческим, культурным и военным событиям родного края.

Литература

1. Епанчинцева Н. Д., Стручаева Т. М., Брыткова О. А., Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха. Белгородоведение, 2015.

3. Даринский А. В. Региональный компонент содержания образования Педагогика. 1999.

4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Спб. : Детство Пресс, 2002.

5. Константинов А. В. От краеведения к региональному компоненту образования: сто лет. Чита, 2007.

Публикации по теме:

Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. Из опыта работы Нарушение интеллекта у детей (в педагогике еще называют умственной отсталостью) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности,.

Организация работы с родителям для повышения их компетентности в области дорожной безопасности (из опыта работы) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Конспект занятия по ознакомлению с культурой родного города «Белгородоведение» ЦЕЛЬ: Приобщение ребенка к культуре своего народа, к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому.

Организация занятий по программе трудовой деятельности «Я все умею» Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребенок рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого.

Опыт работы «Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ» Ребенок получает дошкольное образование по общеобразовательной комплексной программе на основе индивидуального психолого - педагогического.

Организация сюжетно-ролевых игр в младшей группе по программе дошкольного образования «Мир открытий» Организация сюжетно-ролевых игр в младшей группе по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий».

Педагогический проект «Система методической работы по приоритетному направлению работы ДОУ» ПАСПОРТ проекта в области гражданско-патриотического воспитания* 1. Наименование проекта «Система методической работы по приоритетному.

Педагогический совет «Педагогический пробег» Педагогический пробег Подготовила и провела старший воспитатель МАДОУ д/с № 32 «Ромашка» Гаврилова Елена Александровна Педагогический пробег,.

Опыт работы «Организация работы с родителями по вопросу оздоровления детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 69 «Золотой ключик» Сообщение.

Опыт работы «Организация работы старшего воспитателя по профессиональной компетентности педагогов» Цели методической работы с воспитателями поискового уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогический пробег «Организация работы по программе «Белгородоведение»
Опубликовано: 10 сентября 2018 в 13:22
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД