Получи документы

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русской народной сказки»

Коростелева Ирина
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русской народной сказки»

Педагогический проект на тему

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством

русской народной сказки»

Выполнила: старший воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Коростелева Ирина Николаевна

Вид проекта : краткосрочный

Тип проекта : групповой, познавательно-творческий.

Участники: старшие дошкольники, воспитатели, родители.

Публикация «Педагогический проект „Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русской народной сказки“» размещена в разделах

Сроки: 4 недели

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала никогда, так как нравственность в сознании людей составляет стержень, основу нашего общества.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о добре, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.

Важность нравственного воспитания подрастающего поколения отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В общих положениях ФГОС отмечено: одним из основных принципов ДО является приобщение детей с социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

ПРОБЛЕМА:

В наше время ценности стали материальными, нежели духовными. Родители не часто покупают книги, считая достаточным наличие компьютера или планшета у ребенка. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. А ведь именно сказка оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений и социальную адаптацию ребенка. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Исходя из данной проблемы поставила перед собой цель.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Создать оптимальные условия для формирования нравственного развития детей дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

Для детей:

Обучающиеся:

- Приобщать детей к культуре своего народа.

- Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.

Развивающие:

-Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

-Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.

Воспитательные :

-Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Для педагогов :

-Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.

-Разработать план реализации проекта.

- Осуществить взаимодействие с родителями.

Для родителей:

- Повысить компетентность родителей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей через сказку.

- Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА :

С ДЕТЬМИ:

– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей : проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования русских народных сказок;

- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;

- специальные игровые задания.

С РОДИТЕЛЯМИ:

- анкетирование;

посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»;

- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;

- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.

Продукт проекта :

- Оформление альбома «Русские народные сказки».

- Обновление эстетического пространства группы.

-Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки для педагогов и родителей.

- Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников 1-й и 2-й младшей группы

- Создание атрибутов для театрализованных представлений совместно с детьми и родителями (афиша, программка, элементы декораций, маски).

-Представление сказки «Красная Шапочка».

Критерии оценки результативности проекта

- Результаты педагогического мониторинга по проекту : уровень усвоения образовательной области «социально-коммуникативное развитие».

- Анкетирование родителей.

- Фото- и видеоматериалы.

- Обобщение опыта.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Ожидаемые результаты:

- Дети станут добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим;

- Расширится представления детей о доброте, справедливости, сострадании и о зле, жадности и лживости;

- Дети научатся отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, получат навык умения делать нравственный выбор.

- Значительно усовершенствуется диалогическая, монологическая речь и грамматический строй речи детей, пополнился словарный запас, научатся выразительно интонировать голосами героев сказок и выразительно передавать мимикой и движениями эмоциональные состояния героев сказок;

- Чтение сказок станет доброй семейной традицией, которая создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.

- Повысится уровень компетенции родителей по вопросу эффективности использования сказки в духовно-нравственном воспитании детей.

- Повысится профессиональная компетентность педагогов.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы проекта Задачи Содержание деятельности

I этап (подготовительный) Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом.

Обогащение игровой среды

Педагогическое просвещение родителей.

Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.

Повысить уровень теоретической подготовленности педагогов.

Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта. Изучение программно-методического материала по направлению работы.

Подбор программно-методического материала по направлению работы.

Подбор диагностического инструментария. Пополнение игровой среды.

Изготовление наглядности (атрибутов к сказке). Анкетирование родителей по выявлению организации чтения сказок дома. Проведение консультаций.

Оформление наглядно-агитационного материала по организации деятельности дома.

II этап (содержательный) 1. Пополнить развивающую среду.

2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка. 3. Познакомить детей с русскими народными сказками.

4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. -Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1. Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Самовар», «Паровозик», «Гармошечка».

Проговаривание чистоговорки «Лиса по лесу» в разном темпе.

2. Игра на уточнение словарного запаса «Бочка деревянная», «Девочка ласковая», «Солнце жаркое»

-Игры с подгруппой детей по интересам:

1. Упражнения на имитацию движений «Бабушка хромает»», «Дровосеки рубят деревья»», «Мама печёт пирожки для бабушки»

2. Пластический этюд «Деревья большие», «Деревья колышутся», «Бабочка летает»

3. Хоровод «Земелюшка-чернозём»

4. Упражнение на развитие интонационную выразительность: «Бабушка отвечает внучке», «Волк и Красная Шапочка». «Красная Шапочка зовёт лесорубов»

5. Отгадывание загадок о животных.

6. Разговор по телефону «Мама и Бабушка», «Красная Шапочка и волк», «Мама и Красная Шапочка».

7. Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакль) «Красная Шапочка и Волк».

Групповая работа

1. «Красная Шапочка» работа с настольным театром

2. «Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с текстом).

3. Представление сказки «Красная Шапочка»

Направления деятельности и интеграция областей:

Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры и т. д.

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Работа, позволяющая понять явления, о которых рассказывает сказка. Беседы о различных материалах и способах работы с ними при изготовлении костюмов, декораций.

Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Ознакомление и слушание художественных произведений, беседа и вопросы по содержанию.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Рисование по мотивам выбранной сказки, выставка детских работ, выставка поделок совместных с родителями.

Слушание музыки, беседа о прослушанных произведениях, выбор музыкальных произведений для оформления спектаклей.

Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Соблюдение санитарно - гигиенических требований к проведению совместной и организованной образовательной деятельности, осуществление индивидуально - дифференцированного подхода в работе с детьми.

III этап (итоговый) Оценка эффективности проведения

работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию посредством русской народной сказки.

Оценка эффективности работы

с родителями.

Мониторинг. детей

Презентация проекта на педагогическом совете.

Анкетирование родителей:

Вывод:

Таким образом, приобщение ребёнка к русской народной сказке следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках. Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Итоговое анкетирование указывает на то, что повысился уровень общей осведомленности по вопросам домашнего чтения.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством русской народной сказки»
Опубликовано: 30 сентября 2020 в 10:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД