елена дёмина
Педагогический проект «Ознакомление старших дошкольников с лесом как экосистемой»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Ознакомление старших дошкольников с лесом, как экосистемой»
Обоснование необходимости проекта
На выбор темы повлияло местонахождение детского сада. Наш детский сад находится в лесной зоне а, как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам (лес, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.
Публикация «Педагогический проект „Ознакомление старших дошкольников с лесом как экосистемой“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Лес является частью природы, которая представляет собой большую экологическую систему.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания. Необходимость формирования экологической культуры в личности ребенка обусловлена наличием мирового экологического кризиса, причина которого кроется в практической, губительной для природы деятельности человека. Не случайно основой формирования сознательного отношения к природе является знание о ней. Многие педагоги и психологи (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Н. Г. Поддъяков, П. Г. Саморукова, Е. И. Тихеева) отмечают, что у детей дошкольного возраста необходимо формировать хотя и элементарные, но системы знаний.
Поэтому лес, как большая экологическая система предоставляет большие возможности для воспитания у детей экологической грамотности, бережного и любовного отношения к природе.
Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.
Причины этому следующие:
1. Недостаток научных знаний о природе.
2. Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу)
Цель проекта :
Расширение, обогащение, конкретизация представлений детей старшего дошко-льного возраста о лесе как экосистеме в процессе экологического образования старших дошкольников.
Задачи проекта :
• Научить детей видеть признаки живого у растений и животных (доказывать их принадлежность к живым организмам) : питаются, двигаются, дышат и т. д.
• Формировать представления о растениях и животных как элементах конкрет-ной экосистемы леса.
• Познакомить с некоторыми связями внутри системы (например, пищевая це-почка: заяц ест траву, а лиса ест зайца).
• Формировать представления о месте конкретного растения или животного в экосистеме.
• Формировать общие представления о лесе как экосистеме (как о сообществе живых организмов в условиях конкретной среды).
• Дать детям понятие о важности сохранения леса (бережном, гуманном отношении к природе).
Участники проекта :
1. Дети старшей группы;
2. Родители воспитанников;
3. Воспитатели.
Продолжительность проекта : средней продолжительности - 2 месяца
Вид проекта : творческий, познавательно-информационный
Рабочий план реализации проекта
1 этап: Подготовительный
Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме.
Изучение и переработка практического материала в изучаемых публикациях.
Создание условий необходимых для реализации проекта.
Анкетирование родителей по проблеме.
Первоначальная диагностика детей.
Составление перспективного плана, конспектов.
2 этап: Основной
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию экологического сознания у детей;
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (заготовка для создания детьми панно леса, пополнение уголка природы природоведческими играми, предметными и сюжетными картинками с изображением животных и растений леса, репродукциями картин художников о лесе);
Проведение серии занятий с детьми по формированию представлений о лесе;
Просвещение родителей по вопросам природоохранительной деятельности человека;
Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
3 этап: Итоговый
Обработка результатов по реализации проекта.
Перспективный план работы по формированию представлений о лесе как экосистеме у детей 5 – 6 лет
Сентябрь Экскурсия в лес «Здравствуй лес! Дремучий лес!
Познакомить детей с лесом. В лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы, живут насекомые, птицы, мушки, звери; в лесу все нужны друг другу. Развивать наблюдательность, познавательный интерес к жизни леса, умение делать умозаключения. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
Познавательное занятие «Прогулка по лесу»
Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов : лиственный, хвойный, смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.
Познавательное занятие «Насекомые леса»
Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых. Рассказать о пользе для леса, дать знание об образе жизни насекомых и их необходимости. Развить познавательный интерес к насекомым.
Познавательное занятие «Кто живет в лесу»
Дать первоначальные знания о том, что в лесу живут разные животные; все они могут жить в лесу, потому, что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.
Октябрь Познавательное занятие «Птицы леса»
Сформировать у детей представление о птицах, обитающих в лесу; расширять знания детей об образе жизни лесных птиц. Развивать внимание. Воспитывать осознанно правильное отношение к птицам.
Познавательное занятие «Пищевые цепочки»
Формировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Развивать умение выстраивать «пищевые цепочки» в лесу. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.
Экскурсия в лес «Путешествие по этажам леса»
Расширить знания детей о лесе, как многоярусной системе, как сообществе множества растений, произрастающих на одной территории. Воспитывать у детей стремление не нарушить сложившееся в природе связи, умение видеть в осеннем лесу красоту и гармонию, любоваться им.
Обобщающее занятие «Лес - многоэтажный дом»
Систематизировать и обобщить имеющиеся знания о лесе, как о природном сообществе, о строение и функции деревьев. Устанавливать причинно- следственную связь на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды обитания. Развивать логическое мышление. Формировать у детей убеждения, что красота и творение природы бесценны, а потому их необходимо охранять. Закрепить правила поведения в лесу.
Акция «Войди в лес другом» создание плакатов, листовок по охране леса
Повышение экологического воспитания детей и их родителей. Послужить примером бережного отношения к природе. Формировать у детей убеждения, что красота и творение природы бесценны, а потому их необходимо охранять.
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта у детей старшего дошкольного возраста будут сформированы следующие представления:
• Умение видеть и доказывать принадлежность растений и животных к живым организмам: питаются, двигаются, дышат и т. д.
• Умение называть животных леса, описывать особенности внешнего вида, повадки, образ жизни.
• Умение называть растения леса, описывать особенности внешнего вида, приносимую пользу.
• Умение устанавливать связи внутри системы (например, пищевая цепочка: заяц ест траву, а лиса ест зайца).
• Умение устанавливать связи между животными и растениями в условиях конкретной среды (сообщество).
• Понимание важности сохранения леса (бережном, гуманном отношении к природе).
Ожидаемый результат для родителей воспитанников от участия в проекте :
• Активное участие (предположительно 92%) родителей в реализации проекта.
• Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.
Долгосрочные результаты реализации проекта :
В результате полученных знаний, сформированных представлений о лесе как экосистеме у детей сформируется:
• Основы экологической культуры, сознания - положительное, бережное, гуманное отношение не только к лесу и его обитателям, но и к окружающей его природной среде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУТЫ
1. Бобылева, Л. Береги природу [Текст] :/Л. Бобылева//Дошкольное воспита-ние. – 2002. - № 7. – с. 9 – 17.
2. Веретенникова, С. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой [Текст] :/ С. А. Веретенникова. - М. : Высшая школа, 1979. - 248 с.
3. Зенина, Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными (со-вместная работа воспитателя с детьми и их родителями) [Текст] : учебное пособие/ Т. Н. Зенина. – М. : Педагогическое общество России, 2009. – 64 с.
4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспе-риментов в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учр. / А. И. Иванова. – М. : ТЦ «Сфера», 2003. – 56 с.
5. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] : учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей/ Л. П. Молодова. – Мн. : «Асар», 1999. – 128 с. : ил.
6. «Мы». Программа экологического образования детей [Текст] :/ Н. Н. Кондратьева [и др. ] – СПб. : «Детство – пресс». – 2003. – 240 с.
7. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : методика работы с детьми подготовительной группы детского сада [Текст] : пособие для воспит. дошкольного обр. учреж. / С. Н. Николаева. – М. : Просвещение, 2002. – 144 с. : ил.
8. Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений/ С. Н. Николаева, И. А. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ, 2012. – 128 с., ил.
9. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. / С. Н. Николаева. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
10. Николаева, С. Н. Юный эколог: Система работы с детьми в старшей группе детского сада [Текст] :/ С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 152 с. : цв. вкл.
11. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] :/Н. Е. Вераксы [и др. ] : под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
12. Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду. старшая группа [Текст] :/О. А. Соломенникова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.