Лучший педагог года

Педагогический проект «Ознакомление старших дошкольников с лесом как экосистемой»

елена дёмина
Педагогический проект «Ознакомление старших дошкольников с лесом как экосистемой»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Ознакомление старших дошкольников с лесом, как экосистемой»

Обоснование необходимости проекта

На выбор темы повлияло местонахождение детского сада. Наш детский сад находится в лесной зоне а, как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам (лес, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.

Публикация «Педагогический проект „Ознакомление старших дошкольников с лесом как экосистемой“» размещена в разделах

Лес является частью природы, которая представляет собой большую экологическую систему.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания. Необходимость формирования экологической культуры в личности ребенка обусловлена наличием мирового экологического кризиса, причина которого кроется в практической, губительной для природы деятельности человека. Не случайно основой формирования сознательного отношения к природе является знание о ней. Многие педагоги и психологи (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Н. Г. Поддъяков, П. Г. Саморукова, Е. И. Тихеева) отмечают, что у детей дошкольного возраста необходимо формировать хотя и элементарные, но системы знаний.

Поэтому лес, как большая экологическая система предоставляет большие возможности для воспитания у детей экологической грамотности, бережного и любовного отношения к природе.

Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.

Причины этому следующие:

1. Недостаток научных знаний о природе.

2. Несформированность экологического сознания у детей и родителей.

3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу)

Цель проекта :

Расширение, обогащение, конкретизация представлений детей старшего дошко-льного возраста о лесе как экосистеме в процессе экологического образования старших дошкольников.

Задачи проекта :

• Научить детей видеть признаки живого у растений и животных (доказывать их принадлежность к живым организмам) : питаются, двигаются, дышат и т. д.

• Формировать представления о растениях и животных как элементах конкрет-ной экосистемы леса.

Познакомить с некоторыми связями внутри системы (например, пищевая це-почка: заяц ест траву, а лиса ест зайца).

• Формировать представления о месте конкретного растения или животного в экосистеме.

• Формировать общие представления о лесе как экосистеме (как о сообществе живых организмов в условиях конкретной среды).

• Дать детям понятие о важности сохранения леса (бережном, гуманном отношении к природе).

Участники проекта :

1. Дети старшей группы;

2. Родители воспитанников;

3. Воспитатели.

Продолжительность проекта : средней продолжительности - 2 месяца

Вид проекта : творческий, познавательно-информационный

Рабочий план реализации проекта

1 этап: Подготовительный

Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме.

Изучение и переработка практического материала в изучаемых публикациях.

Создание условий необходимых для реализации проекта.

Анкетирование родителей по проблеме.

Первоначальная диагностика детей.

Составление перспективного плана, конспектов.

2 этап: Основной

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию экологического сознания у детей;

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (заготовка для создания детьми панно леса, пополнение уголка природы природоведческими играми, предметными и сюжетными картинками с изображением животных и растений леса, репродукциями картин художников о лесе);

Проведение серии занятий с детьми по формированию представлений о лесе;

Просвещение родителей по вопросам природоохранительной деятельности человека;

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.

3 этап: Итоговый

Обработка результатов по реализации проекта.

Перспективный план работы по формированию представлений о лесе как экосистеме у детей 5 – 6 лет

Сентябрь Экскурсия в лес «Здравствуй лес! Дремучий лес!

Познакомить детей с лесом. В лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы, живут насекомые, птицы, мушки, звери; в лесу все нужны друг другу. Развивать наблюдательность, познавательный интерес к жизни леса, умение делать умозаключения. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

Познавательное занятие «Прогулка по лесу»

Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов : лиственный, хвойный, смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Познавательное занятие «Насекомые леса»

Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых. Рассказать о пользе для леса, дать знание об образе жизни насекомых и их необходимости. Развить познавательный интерес к насекомым.

Познавательное занятие «Кто живет в лесу»

Дать первоначальные знания о том, что в лесу живут разные животные; все они могут жить в лесу, потому, что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.

Октябрь Познавательное занятие «Птицы леса»

Сформировать у детей представление о птицах, обитающих в лесу; расширять знания детей об образе жизни лесных птиц. Развивать внимание. Воспитывать осознанно правильное отношение к птицам.

Познавательное занятие «Пищевые цепочки»

Формировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Развивать умение выстраивать «пищевые цепочки» в лесу. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Экскурсия в лес «Путешествие по этажам леса»

Расширить знания детей о лесе, как многоярусной системе, как сообществе множества растений, произрастающих на одной территории. Воспитывать у детей стремление не нарушить сложившееся в природе связи, умение видеть в осеннем лесу красоту и гармонию, любоваться им.

Обобщающее занятие «Лес - многоэтажный дом»

Систематизировать и обобщить имеющиеся знания о лесе, как о природном сообществе, о строение и функции деревьев. Устанавливать причинно- следственную связь на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды обитания. Развивать логическое мышление. Формировать у детей убеждения, что красота и творение природы бесценны, а потому их необходимо охранять. Закрепить правила поведения в лесу.

Акция «Войди в лес другом» создание плакатов, листовок по охране леса

Повышение экологического воспитания детей и их родителей. Послужить примером бережного отношения к природе. Формировать у детей убеждения, что красота и творение природы бесценны, а потому их необходимо охранять.

Ожидаемый результат:

В результате реализации проекта у детей старшего дошкольного возраста будут сформированы следующие представления:

Умение видеть и доказывать принадлежность растений и животных к живым организмам: питаются, двигаются, дышат и т. д.

• Умение называть животных леса, описывать особенности внешнего вида, повадки, образ жизни.

• Умение называть растения леса, описывать особенности внешнего вида, приносимую пользу.

• Умение устанавливать связи внутри системы (например, пищевая цепочка: заяц ест траву, а лиса ест зайца).

• Умение устанавливать связи между животными и растениями в условиях конкретной среды (сообщество).

• Понимание важности сохранения леса (бережном, гуманном отношении к природе).

Ожидаемый результат для родителей воспитанников от участия в проекте :

• Активное участие (предположительно 92%) родителей в реализации проекта.

• Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.

Долгосрочные результаты реализации проекта :

В результате полученных знаний, сформированных представлений о лесе как экосистеме у детей сформируется:

• Основы экологической культуры, сознания - положительное, бережное, гуманное отношение не только к лесу и его обитателям, но и к окружающей его природной среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУТЫ

1. Бобылева, Л. Береги природу [Текст] :/Л. Бобылева//Дошкольное воспита-ние. – 2002. - № 7. – с. 9 – 17.

2. Веретенникова, С. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой [Текст] :/ С. А. Веретенникова. - М. : Высшая школа, 1979. - 248 с.

3. Зенина, Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными (со-вместная работа воспитателя с детьми и их родителями) [Текст] : учебное пособие/ Т. Н. Зенина. – М. : Педагогическое общество России, 2009. – 64 с.

4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспе-риментов в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учр. / А. И. Иванова. – М. : ТЦ «Сфера», 2003. – 56 с.

5. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] : учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей/ Л. П. Молодова. – Мн. : «Асар», 1999. – 128 с. : ил.

6. «Мы». Программа экологического образования детей [Текст] :/ Н. Н. Кондратьева [и др. ] – СПб. : «Детство – пресс». – 2003. – 240 с.

7. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : методика работы с детьми подготовительной группы детского сада [Текст] : пособие для воспит. дошкольного обр. учреж. / С. Н. Николаева. – М. : Просвещение, 2002. – 144 с. : ил.

8. Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений/ С. Н. Николаева, И. А. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ, 2012. – 128 с., ил.

9. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. / С. Н. Николаева. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.

10. Николаева, С. Н. Юный эколог: Система работы с детьми в старшей группе детского сада [Текст] :/ С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 152 с. : цв. вкл.

11. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] :/Н. Е. Вераксы [и др. ] : под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

12. Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду. старшая группа [Текст] :/О. А. Соломенникова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.

Публикации по теме:

Развитие речи у старших дошкольников и ознакомление с окружающим миром Развитие в речи и ознакомление с окружающим миром – важная сторона подготовки ребенка к школе. Речь надо планомерно и систематически развивать.

Ознакомление старших дошкольников с народными промыслами Меня всегда интересовало декоративно-прикладное искусство, а в частности художественные промыслы. Ведь Нижегородская область – одна из ведущих.

Педагогический проект для старших дошкольников «Правила движения узнали, на дороге внимательными стали» Название проекта: «Правила движения узнали, на дороге внимательными стали» Тип проекта: познавательно-исследовательский Возраст детей: старший.

Педагогический проект для старших дошкольников «Умелые ручки» Название проекта: «Умелые ручки» Тип проекта: познавательно-исследовательский Возраст детей: старший дошкольный возраст Цель проекта:.

Педагогический проект «Формирование экологической культуры дошкольника через ознакомление с природой родного края» Формирование экологической культуры дошкольника через ознакомление с природой родного краяАктуальность проекта. "Не порти дерев (., ибо.

Педагогический проект «Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления у старших дошкольников» «В игре детей есть часто смысл глубокий». Иоганн Фридрих Шиллер. Аннотация Логическое мышление формируется на основе образного и является.

Педагогический проект «Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе творчества Павла Петровича Бажова»Педагогический проект «Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе творчества Павла Петровича Бажова» Пояснительная записка В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей,.

«Книга как средство воспитания дошкольника». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников Тип проекта: творческий, познавательный. Участники проекта: педагоги, дети старшей разновозрастной группы (возраст 5 – 7 лет, родители.

Проект «Ознакомление старших дошкольников с культурой, бытом и достопримечательностями Египта» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №248 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Проект.

Эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов поволжья. В современном мире утрачены многие духовные ценности, которые определяют этническое своеобразие народа. За последние несколько лет были.

Автор публикации:
Педагогический проект «Ознакомление старших дошкольников с лесом как экосистемой»
Опубликовано: 5 марта 2017 в 11:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД