Получи документы

Ознакомление старших дошкольников с народными промыслами

Алена Красильникова
Ознакомление старших дошкольников с народными промыслами

Меня всегда интересовало декоративно-прикладное искусство, а в частности художественные промыслы.

Ведь Нижегородская область – одна из ведущих центров современного народ-ного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия пользуются заслуженной известностью не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Такие традиционные центры народного искусства, как Хохлома, Городец, Павлово, Балахна, Богородск и другие издавна снабжали многие губернии России, села и города крашенной деревянной посудой, художественными изделиями из металла, кружевами, узорными тканями и неповторимой золотой вышивкой. И сегодня тысячи мастеров – резчики и мастера росписи по дереву, ткачи и вышивальщицы, металлисты и ювелиры – успешно возрождают и развивают традиции старинного искусства.

Публикация «Ознакомление старших дошкольников с народными промыслами» размещена в разделах

В нашей образовательной программе предусмотрено ознакомление детей, с народными промыслами Нижегородской области. Работу я выстроила по нескольким направлениям: это самообразование, работа по созданию предметно-пространственной среды группы, работа с воспитанниками, работа с родителями.

Чтобы грамотно организовать работу необходимо самому воспитателю хорошо знать и разбираться в материале. Поэтому ознакомление с народными промыслами я включила в программу самообразования.

Я изучила достаточно много литературы (список ее вы видите на слайде, про-анализировала материала в Интернете, посетила мастер-класс. У нас работает по-момщник воспитателя, которая имеет образование…. Она дала мне несколько консультация и практических рекомендаций. У меня всегда была возможность обратиться к ней. Далее я проанализировала предметно-развивающую среду группы и увидела необходимость пополнить ей пособиями и играми. Я сделала игры такие как: «Русские узоры», «Народные промыслы», «Подбери полянку для лошадки», «Разложи конфетки по вазочкам», «Цветовое решение», «Подбери элемент», «Декоративные художественные народные промыслы». Также разнообразные игры вы можете посмотреть на сайте, который я предложила.

Организуя работу с детьми я поставила следующие задачи:

1. Расширение представлений о декоративно - прикладном искусстве. Знакомство с элементами в декоративных росписях (Гжель, Городецкая, Дымковская, Хохломская и др.)

2. Формирование эмоционально-аффективной сферы: развитие эстетического вку-са, умения эмоционально откликаться на красоту. Понимать настроение художественного произведения. Понимать эмоциональное состояние мастера.

3. Формирование образных представлений о разных декоративных техниках, по-нимание их сходства и различия, умение анализировать и выполнять элементы росписи, знать их название.

4. Развитие социально-коммуникативных умений.

5. Воспитание уважения к труду взрослых, любви к родному краю.

Далее я стала создавать условия для нашей деятельности:

1. Это предметной среда для формирования образных представлений о народных промыслах (Гжель, Городец, Дымка, Хохлома и т. д.)

2. Использование разнообразных материалов, разнообразных методов и приемов.

3. Создание условий для практической деятельности.

Чтобы создать условия в группе мы создали мини-музей. В течении нашего знаком-ства с народными промыслами, он у нас пополнялся разными атрибутами и пособия-ми.

В своей работе я использовала наглядные методы, а в частности наблюдение: это наблюдение золотой осени при знакомстве с хохломой, наблюдение за морозными узорами на окне зимой, при знакомстве с гжелью. А также рассматривание картин и предметов народного декоративного искусства.

Словесные методы: Рассказывала о народных преданиях, возникновении промысла и об умельцах - мастерах родного края. В ходу бесед мы анализировали материал, фак-туру, форму, цветовое сочетание народного промысла и его предназначение. Из художественной литературы, это фольклорные произведения в которых упоминаются изделия, ремесла, а также быт в котором создавались продукты народного декоративного творчества.

Игровые: Я использовала дидактические игры, также использовала сюрпризные мо-менты, с внесением персонажа.

Мы практиковали с ребятами моделирование составляли композицию из элементов. Упражнялись в рисования отдельных элементов. Поэтапно каждый элемент отрабатывается на полосе, потом в круге и квадрате. В результате ознакомлении с декоративно-прикладным искусством дошкольников на выходе мы получили продукты деятельности. В лепке: лепка из глины филимоновских, дымковских игрушек: свистулек и барышень. предметов посуды. Аппликация жостовские подносы. В декоративном рисовании – расписывание плоскостных, а затем объемных форм хохломской, городецкой, гжельской и другими видами росписи.

Все это у нас происходило в виде путешествия по уголкам родины народных промыслов.

Методика работы в группе:

Успешному развитию творческих способностей детей, помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.

Отбор произведений народного прикладного искусства, поэтому должен быть очень тщательным. Здесь не может быть места субъективным суждениям, основанным на личном вкусе и привязанности к определенным цветовым и композиционным решениям, личностному восприятию красоты формы, фактурных свойств материала и т. д.

Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Ведь самое главное это вызвать интерес и эмоциональный отклик у детей.

Красочный мир народного искусства раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор вологодских кружев, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка на палехских лаковых шкатулках педагогу нужно понимать и любить народное искусство.

Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведе-ниями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, такие, как «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы.

Тематические творческие задания позволили познакомить детей с такими выра-зительными художественными признаками народного прикладного искусства, как фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность.

Необычная занимательность образов, жизнерадостность, яркая роспись игрушки (красавицы водоноски, кормилицы, кони, козлы, уточки, петухи и т. д.) позволяют использовать их в играх, в играх-драматизациях на сказочные сюжеты («Хаврошечка», «Морозко», «Терешечка» и др.).

Для успешного процесса и продукта деятельности, важное значение играет мотивация для детей (зачем нам это делать? для зайчат, подарок снегурочке, для пополнения кукольного уголка, подарок мамам, пособие для малышей и пр.)

Знакомясь с промыслом, мы проводили исследовательскую деятельность, сравнивали с природным окружением: (повторюсь) Осень-золотая осень, знакомство с хохломскими узорами. Зима-Гжель. Красота русской души. Весна-Городецкие узоры-цветы, розаны, сказочные птицы. Лето-Ярмарка всех промыслов.

В интерьер детского сада мы включали произведения народного искусства, это мебель расписанная хохломской и городецкой росписью. Это, несомненно, будет влиять на развитие эстетического восприятия детей.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. В большинстве случаев у нас нет возможности выезжать с детьми на экскурсии. Но мы можем заинтересовать родителей. Создать у них мотивацию, чтобы они сходили с детьми, а потом рассказали остальным ребятам о своих впечатлениях.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами «Кукольный калейдоскоп» МБДОУ ЦРР РОССИЯНКА СНП «Чебурашка» «Кукольный калейдоскоп» Подготовил воспитатель первой кв. категории Толстова Ирина Николаевна. Цель:.

Как знакомить детей с народными промыслами. (Из опыта работы) Знакомство с народными промыслами. (из опыта работы) Рассматривание и анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного.

Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами Конспект проведения занятия в старшей разновозрастной группе на тему: «Ярмарка» 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса.

Краткосрочный проект «Знакомство с народными промыслами России» Краткосрочный проект «Знакомство с народными промыслами России» Автор: воспитатель Опалюк Татьяна Борисовна Участники проекта: дети средней.

Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Нравственно-патриотическое.

НОД «Колобок». Формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР посредством знакомства с русскими народными сказками Непосредственно образовательная деятельность «Колобок» Цель: формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР через знакомство с русскими.

Ознакомление дошкольников с подвижными народными играми .

Ознакомление старших дошкольников с элементами культуры пушкинской эпохи. Литературный вечер «Бал» Знакомство детей с 19 веком в целом рекомендую проводить, оставив в названии имя А. С. Пушкина как наиболее яркого и известного дошкольникам.

Познавательно-речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с художественными промыслами Донского края Группа оформлена в стиле казачьего жилища: Ситцевые шторки на окнах, занавески на «поставе». На открытых полках расставлена семикаракорская.

Знакомство младших дошкольников с русскими народными сказками В настоящее время, когда ключевым вопросом является улучшение качества образования, проблема ознакомления детей младшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление старших дошкольников с народными промыслами
Опубликовано: 3 ноября 2016 в 01:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД