Папки-передвижки

Педагогический совет «Роль гендерного подхода в процессе формирования основ базовой культуры личности ребенка»

Екатерина Никонова
Педагогический совет «Роль гендерного подхода в процессе формирования основ базовой культуры личности ребенка»

«Роль гендерного подхода в процессе формирования

основ базовой культуры личности ребенка»

Составила старший воспитательМКДОУ Усть-Таркский

детский сад «Солнышко» Никонова Е. А.

Два мира есть у человека:

Один — который нас творил,

Другой — который мы до века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать

Ж. -Ж. Руссо

Публикация «Педагогический совет „Роль гендерного подхода в процессе формирования основ базовой культуры личности ребенка“» размещена в разделах

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Задачи:

- дать понятие гендерного воспитания детей дошкольного возраста

- сформировать представление педагогов о полоролевом развитии и воспитании детей дошкольного возраста;

- сформировать представление педагогов об условиях организации детской деятельности в соответствии с полом ребенка.

Повестка дня:

1. Вступительное слово старшего воспитателя по теме педсовета

2. Упражнение «Найди пару»

3. Практическое задание «Мальчики или девочки?»

4. Дискуссия педагогов по итогам рассмотрения ситуаций

5. Упражнение «Фраза»

6. Упражнение «Поиграй-ка»

7. Мини-опрос «Особенности воспитания»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблемы современной науки — и психологии, и педагогики — вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях воспитательно-образовательного процесса, организуемого в нашем ДОУ. Надеюсь, что встреча будет не только информационно насыщенной, но и интересной, доступной, а главное — познавательной и продуктивной, то есть мы с вами сможем привнести что-то новое, разумное, полезное в свою педагогическую практику — работу с детьми.

Разминка, создание рабочей атмосферы

Упражнение «Найди пару»

Цель — сплочение коллектива, активизация, настрой на работу.

Ведущий раздает каждому участнику заранее приготовленные листочки с написанными на них названиями животных. Поскольку все названия парные, каждый может найти себе пару после команды ведущего. После команды «Начали!» каждый молча, начинает изображать животное на листе бумаги, название которого написано у него на карточке, и, подняв нарисованное изображение пытаться найти свою пару. Нашедшие пару, поднимают руку. Затем ведущий спрашивает каждого: «Кто вы?»

Основная часть педсовета

Ведущий: - Есть такое латинское выражение «Многое в немногом». Профессиональное умение видеть многое в немногом характеризует работу грамотного педагога. Наш сегодняшний педсовет посвящен вопросам полоролевого воспитания дошкольников, его главная цель — расширить представления педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнить представления о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания. Сегодня мы попытаемся за небольшой отрезок времени увидеть многое:

• понять проблему полоролевого воспитания, осознать его важность;

• узнать, как создать оптимально насыщенную (но без чрезмерного обилия) и многофункциональную предметно-развивающую среду в групповом помещении;

• продумать, какие темы найти для бесед с девочками, с мальчиками, как придумать ситуации общения, как сделать комфортным пребывание в группе и мальчиков, и девочек;

• поговорить о разнообразных формах работы с родителями воспитанников.

Давайте выясним, знаете ли вы, в чем разница между половым воспитанием и полоролевым? Дайте, пожалуйста, определения этим двум понятиям.

Воспитатели совещаются 2 минуты и дают определения.

Ведущий: — В современных исследованиях термин «полоролевое воспитание» нередко употребляется как синоним полового воспитания. Однако полоролевое воспитание существенно отличается от сексуального. В английском языке существуют два понятия: «sex» — пол биологический и «gender» — социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Первый термин применим в том случае, когда идет речь об изучении биологических особенностей — строения тела, половых функций человека.

Дошкольный период основывается на закономерностях развития «gender» — пола социального, поэтому применительно к детям дошкольного возраста целесообразно говорить не о половом, а именно о гендерном, или полоролевом, воспитании, процесс которого рассматривается как система нравственного и физического развития ребенка. Гендерное воспитание — это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Людмила Петровна Бочкарева доцент, кандидат психологических наук, трактует полоролевое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни»

Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Во многих странах существует проблема воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. В настоящее время эта проблема настолько очевидна, что ее актуальность определена не только на федеральном, но и на международном уровне.

Как вы думаете, уважаемые коллеги, почему так важно воспитывать юное поколение в соответствии с его полом?

Воспитатели высказываются по очереди.

Ведущий: - В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Сейчас предлагаю Вам выполнить Практическое задание «Мальчики или девочки?»

Педагогам предлагается по описанию определить пол, соответственно распределив карточки.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Требования к реализации гендерного подхода в дошкольном образовательном учреждении представляются в следующих изменениях образовательного процесса.

1. Создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий.

2. Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей (создание условий для занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек — рукоделием).

3. Учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор игрового материала в соответствии с возрастными особенностями).

4. Предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта.

5. Выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми.

6. Обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей.

7. Создание условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога в ДОУ.

8. Учет педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.

Полоролевое воспитание, по мнению исследователей и ученых всего мира, должно начинаться в буквальном смысле с пеленок, ведь оно означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола: учить девочку быть именно девочкой, а мальчика — именно мальчиком. К сожалению, в большинстве детских садов и школах пока преобладает «бесполое» воспитание. И иногда такое равенство оправданно. Например, все дети должны уметь считать, читать и писать. Всем им понадобятся в жизни смекалка, настойчивость, вежливость и эрудиция. Но, с другой стороны, кто научит их сложному этикету, принятому в личных отношениях? Кто научит мальчиков рыцарству, а девочек — женской мудрости? А ведь это в жизни не менее важно.

Чтобы прочувствовать вышесказанное предлагаю взглянуть на одну и ту же проблему мужчины и женщины через обсуждение жизненных ситуаций:

Ситуация 1. Ужин. Возвращение с работы.

Ж. – спросит «Вы кушали?»

М. – скажет «Я хочу есть!»

Ситуация 2. Уборка квартиры.

Ж. – Во-первых, приказывает мужу или ставит перед фактом, а надо просить и за несколько дней.

Убирает квартиру по кругу. Вытирает пыль в 1-ой комнате затем во второй, моет пол в в 1-ой комнате затем во второй, по ходу переходя из комнаты в комнату может ещё, что-то подобрать на полу. Затем убирает шкаф и т. д.

М. – Всё делает снизу вверх, пылесосит, вытирает пыль, если на пути шкаф то уберёт в шкафу, но в одной комнате.

Ситуация 3. Ребёнка нет поздно дома.

Ж. – мечется, думает о плохом, если муж дома начнёт ему высказывать, покричит.

М. – быстро сделает ребёнку внушение или даст ремня и вскоре об этом забудет.

Ситуация 4. Муж задержался на работе.

Ж. – создаёт цветное кино, становится режиссёром постановщиком. Получил з/п, пошёл к друзьям и т. д.

М. – Много работы, вот и задержался.

Дискуссия педагогов по итогам рассмотрения ситуаций.

В полоролевом воспитании дошкольников очень важно, как будет проходить подготовка детей к социальной жизни. Существуют нормы, которые играют роль негласных законов жизни. Родители и педагоги с детства стараются прививать, например, такие: «Люби Родину», «Уважай людей», «Береги близких», «Защищай слабых». Все эти выражения можно назвать формой, через которую дети должны понимать смысл или содержание сказанного. Но данные формулировки можно отнести и к «избитым» выражениям, которые можно пропустить мимо ушей. Сейчас вы попытаетесь изменить форму подачи высказываний, чтобы содержание дошло до самого сердца ребенка. Например, есть призыв «Надо беречь природу!» Чтобы ребенок задумался и стал бережно относиться к природе, можно сказать, например, так: «Природа — это дом, в котором мы живем. Если мы будем беречь наши леса, земные богатства, то в нашем „доме“ будет много воды, тепла, света, пищи — всего, что нужно для нашей жизни».

Упражнение «Фраза»

Попробуйте изменить форму подачи, чтобы содержание фразы дошло до каждого ребенка. Приведу пример: «Девочки должны носить юбки». А можно сказать так: «В юбках девочки становятся красивыми и привлекательными. Все наши бабушки и прабабушки носили юбки. Это женская одежда. Видя человека в юбке, всегда определишь, что это настоящая женщина».

Попробуйте изменить фразы:

«Надо быть аккуратной девочкой».

«Нельзя обижать девочек».

«Надо слушаться родителей».

«Надо помогать маме».

Воспитатели выполняют задание.

Ведущий: Одним из ведущих условий формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.

Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Ученые установили, что особая роль в полоролевом воспитании девочек и мальчиков принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание. И вот воспитатель приготовил игры: отдельно для мальчиков, отдельно для девочек. А что делать, если девочка или мальчик взяли игру или игрушку «не для него»?

Упражнение «Поиграй-ка»

Уважаемые педагоги, у меня три предмета. По жребию определите, какой достанется вашей группе. Задание — придумать, в какую игру с этим предметом можно играть девочке, а в какую — мальчику.

Группы выполняют задание.

Кукла: девочки — «мамы», мальчики — «папы», у мальчиков воспитывается любовь и нежность.

Машина: мальчик — шофер, девочка моет машину или принимает товар из грузовика.

Скакалка может служить в игре удочкой, веревкой для дров или для белья, ее можно использовать для плетения или как пояс для украшения костюма.

Ведущий: Для полноценного воспитания ребенка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. Повышать уровень компетентности по полоролевому воспитанию и развитию необходимо и у родителей. Интересно то, что:

Анализ исторической литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.

Результаты исследований научного центра «Психофизиология матери и ребенка» Санкт-Петербургского государственного университета свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастит и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

Прежде всего, родители путают понятия «половое воспитание» и «полоролевое воспитание» и ошибочно считают, что гендерное воспитание нужно начинать с 3-х лет. Это поздно! Вместе с тем родители питают надежду, что в результате эксперимента у детей выработаются, например, такие качества, как привязанность к своей семье и своим близким, появится сила воли, задатки мужественности, женственности и так далее.

Чтобы работа по полоролевому воспитанию проходила успешно, родители должны оказывать всяческую помощь воспитателям: участвовать в праздниках, подготовке к занятиям, изготавливать и приобретать игры для девочек и мальчиков, а самое главное — активно участвовать в воспитании своих детей.

И сейчас предлагаю Вам побывать в роли родителя и поучаствовать в опросе с целью определения вашего взгляда на особенности воспитания сына (дочери) в семье с учетом полоролевого подхода (учета пола вашего ребенка). Если Вы согласны с мнением, Вам необходимо ответить «да». Или «нет» – если вы придерживаетесь другого взгляда.

Воспитатели выполняют задание.

Стереотипы

Ответ

1.

Девочки более послушны, чем мальчики

2.

Девочки лучше относятся к природе

3.

Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически

4.

Мальчики испытывают большее желание отличиться

5.

Мальчики более одарены в математике

6.

Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль и страдания

7.

Девочки умеют лучше выразить свои мысли

8.

У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек — слуховая

9.

Мальчики лучше ориентируются в пространстве

10.

Мальчики агрессивнее

11.

Девочки менее активны

12.

Девочки более общительны и отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей

13.

Девочки требуют больше ласки

14.

Девочки легче попадают под чужое влияние

15.

Мальчики более предприимчивы

16.

Девочки более трусливы

17.

Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности

18.

Девочки реже соперничают между собой

19.

Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности

20.

У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом

А теперь познакомлю Вас с итогами исследования специалистов:

1. Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо более послушна указаниям старших.

2. Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это.

3. Неправда. Аналитический ум поровну поделён между полами.

4. Неправда. Девочки живее и отчётливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому.

5. Правда, но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны.

6. Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, даже до рождения.

7. Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала.

8. Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и слуховую восприимчивость обоих полов.

9. Правда. Подрастая, мальчики проявляют всё большие способности в ориентации на местности.

10. Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.

11. Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки - тише, но гораздо результативнее.

12. Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, девочки - в группы из 2-3 человек.

13. Неправда. Существенного отличия нет.

14. Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются «правил игры», принятых в компании.

15. Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по-разному, многое зависит от класса и от учителей.

16. Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.

17. Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.

18. Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.

19. Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.

20. Неправда. Мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.

Ведущий: Для подведения итога педсовета предлагаю поставить отметку по 5-балльной шкале на следующие вопросы:

- оцените актуальность темы сегодняшнего педсовета :

- оцените полученные Вами знания по данной теме на сегодняшнем педсовете;

- оцените свои действия по данной теме до и после педсовета;

- оцените собственное участие в ходе педсовета.

Ведущий предлагает поднять карточку с отметкой.

Ведущий: - Какую бы программу мы ни выбрали, давайте помнить, что главное наше призвание — это дети, наше будущее. А каким оно будет, во многом зависит от нас. И пусть, когда наши воспитанники станут взрослыми мужчинами и женщинами, папами и мамами, они будут такими же счастливыми, как на экране.

Решение педсовета :

1. Провести анализ предметно-развивающей среды в группе на определение достаточного количества игрового оборудования для детей разного пола.

2. Подготовить и провести консультацию для родителей по теме «Роль гендерного воспитания в семье» до 01.12.17г.

3. При планировании деятельности воспитанников в возрастной группе учитывать факторы, влияющие на полоролевое развитие детей дошкольного возраста, т. е. прописывать игры, художественную литературу, настольные игры и т. п.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Итоговый педагогический совет «Ярмарка тщеславия» Основные цели данного итогового педсовета: 1) подведение итогов работы педколлектива за учебный год, 2) поощрение отдельных сотрудников.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Педагогический совет «Отчёт о работе за 2015–2016 год» ОТЧЁТ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ЗА 2015-2016 ГОДРабота группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом.

Педагогический совет по речевому развитию дошкольниковПедагогический совет по речевому развитию дошкольников .

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Роль гендерного подхода в процессе формирования основ базовой культуры личности ребенка»
Опубликовано: 13 сентября 2020 в 12:50
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД