Имя Фамилия
Пересказ «Ёж и заяц» К. Д. Ушинского в средней группе с использованием графических символов
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Обучающие:отвечать на вопросы; использовать речевые обороты для сравнения; образовывать уменьшительные прилагательные с помощью суффикса -еньк, согласовывая с родом исходных прилагательных; пересказывать текст с опорой на графические схемы;
Развивающие: совершенствовать диалогическую и монологическую речь; обогащать словарный запас; развивать слуховое мышление, слуховую память.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к чтению художественной литературы; формировать экологические представления о диких животных, их повадках.
Публикация «Пересказ „Ёж и заяц“ К, Д, Ушинского в средней группе с использованием графических символов» размещена в разделах
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Заяц, зайчики. Сказки, стихи, детская литература
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Средняя группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Формы, методы и приёмы: беседа, чтение, речевые игры, пересказ ; поощрение, повторение, уточнение; показывание, сравнение.
Материалы: графические символы «лес», «ёж», «заяц», «белый», «гладкий», «некрасивый», «колючий», «правда», «защита от лисы, волка, собаки»; опорные схемы для пересказа.
Предварительная работа:
чтение природоведческой литературы, чтение рассказа К. Ушинкого «Ёж и заяц» ;
отгадывание загадок о диких животных;
рассматривание иллюстраций с изображением диких животных средней полосы России;
лепка «Ёж-колючка» с использованием природного материала;
аппликация «Морковка для зайца» из геометрических фигур;
рисование ежа и зайца с использованием технологических схем;
дидактическая игра ”Назови диких животных”;
знакомство с символами для обозначения объектов и действий, встречающихся в рассказе;
Взаимодействие с семьями воспитанников:
привлечение родителей к сбору материала для создания альбома «Рассказы о животных»;
рекомендации по чтению и пересказу природоведческой литературы;
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, сегодня мы будем читать интересный рассказ. Чтобы вы могли его пересказать вам понадобятся ваши уши, глаза и язычок. Приготовьте их.
Дети с воспитателем выполняют психогимнастику:
Мои ушки слышат всё.
Мои глазки видят всё.
Я вдыхаю аромат,
Рассказать язык мой рад!
Молодцы! Теперь вы готовы слышать, слушать, отвечать на вопросы и пересказывать.
У панно: (На панно закрытые осенними листьями изображения ежа и зайца)
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в осенний лес. Ой, кто это шуршит листвой! (Воспитатель удивляется и смотрит на панно) а узнать мы сможем, если отгадаем загадку:
- Под соснами, под ёлками
Живёт клубок с иголками. (Ёжик.)
Верно, это ёжик (Воспитатель открывает ежа на панно)
- Где живёт ёж? (В лесу.)
- Это дикое или домашнее животное? (Ёж — дикое животное.)
- Для чего ёжу ушки?
- А глаза?
- Какая у него шубка? (Серая, колючая.)
- Для чего она нужна? (Для того, чтобы защищаться от врагов.)
А посмотрите, кто прячется в кустах? Только длинные уши выглядывают и маленький пушистый хвостик! (Дети по описанию догадываются, что это заяц. Воспитатель открывает изображение зайца на панно.)
- Как заяц готовится к зиме? (Меняет серую шубку на белую.)
- Зачем заяц меняет свою серую шубу на белую? (Чтобы хищники не заметили его на белом снегу.)
Вот каких животных мы встретили с вами в лесу! Сегодня мы о них будем читать рассказ.
Идём дальше.
1. Проводится игра «Сравни и подбери символы»
Что можно осенью собирать в корзинку? (Показывает пустую корзинку детям.) а мы с вами будем собирать картинки-символы, которые нам помогут рассказать о еже и зайце. Перед вами (на столике) символы, которые обозначают признаки и повадки животных. Я начну предложение, а вы закончите и выберите правильные символы.
- У ежа платье колючее (воспитатель выбирает символ и показывает детям, затем кладёт в корзинку, а у зайца шубка. гладенькая (далее дети самостоятельно по очереди выбирают символы, называют их значение и кладут в корзинку).
- Ёж серенький, а заяц ….беленький.
- У ежа короткие уши, а у зайца. длинные уши.
- Лиса нападает на ежа, а ёж защищается.
- Собака нападает на ежа, а ёж защищается.
- Волк нападает на ежа, а ёж защищается.
Трудно живётся ежу и зайцу в лесу — им приходится защищаться от хищников. Про это Б. Заходер написал стихотворение. Кто хочет рассказать его нам? Ребёнок по желанию читает стихотворение Б. Заходера.
Что ж ты, ёж такой колючий!
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи!
Лисы, волки и медведи!
2. Ребята, вам нравятся ёж и заяц? Про них можно рассказывать ласковыми словами. Сейчас я буду называть слова, а вы эти слова сделаете ласковыми.
Проводится игра «Скажи по-другому»
- красивое — красивенькое;
- белый — беленькое;
- колючее — колюченькое;
-хорошее — хорошенькое;
- гладкий — гладенький.
Как много ласковых слов вы назвали!
Динамическая пауза
Жил в лесу колючий ежик.
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать-
Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши).
Не умел он топать
Топ-топ-топ. (Топают).
Не умел он прыгать —
Прыг-прыг-прыг. (Прыгают на двух ногах).
Только носом двигать - Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать —
Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши).
Научили топать —Топ-топ-топ. (Топают).
3. Мы научили ежа веселиться, а теперь я приглашаю вас сесть на стульчики и послушать рассказ К. Ушинского «Ёж и заяц» (дети садятся на стульчики).
- Слушайте внимательно и запоминайте, чтобы потом ответить на вопросы.
Ёж и заяц.
Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:
— Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье.
— Правда,- отвечает ёж,- но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же хорошо твоя беленькая шубка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул.
Беседа по содержанию:
-О ком этот рассказ?
- Как назвал заяц ежа?
- Какими словами заяц сказал о платье ежа?
- Согласился ли ёж с зайцем?
- От чего спасают колючки ежа?
- О чем спросил еж зайца?
- Ответил ли ему заяц?
- А как бы вы ответили ежу?
Правда. У зайца нет колючек, но у него длинные лапы и он может убежать от любого хищника. А ещё он путает следы, совершая большие прыжки, и хищник теряет свою добычу.
У нас есть схемы, которые помогут вам рассказать о еже и зайце.
С чего мы начнём пересказ? Выберите схему. (Вызывается ребёнок, выбирает схему, помещает её на магнитную доску) О чём вы расскажите дальше? (Вызывается ребёнок, выбирает следующую схему для пересказа и помещает её на магнитную доску.) Чем вы закончите рассказ? (Ребёнок выбирает схему и помещает её на магнитную доску.)
Дети пересказывают.
Итог:
Вы отлично рассказали о еже и зайце. Ваши рассказы были такими же интересными, как рассказ К. Ушинского. За это ежик и заяц передали для вас угощение. (В корзинке, в которую собирали символы, незаметно кладётся угощение для ребят — печенье грибочки.) С этим угощением мы будем пить чай.