Получи документы

Перспективное планирование игр-занятий по сенсорному развитию от 1,5 до 3 лет. Форма, величина, цвет предметов

Сорокина Наталья
Перспективное планирование игр-занятий по сенсорному развитию от 1,5 до 3 лет. Форма, величина, цвет предметов

Перспективное планирование игр-занятий по сенсорному развитию от 1.5-3 лет. Форма, величина, цвет предметов.

Автор публикации Сорокина Наталья Евгеньевна

Развитие ориентировки на форму предметов

1. Игра "Катится - не катится"

Цель: вызвать у ребенка интерес к свойствам предметов, к овладению способами выявления этих свойств.

Оборудование: деревянный желобок (дощечка, расположенная под наклоном к горизонтальной поверхности, пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Публикация «Перспективное планирование игр-занятий по сенсорному развитию от 1,5 до 3 лет, Форма, величина, цвет предметов» размещена в разделах

Ход игры: взрослый ставит желобок (дощечку) перед ребенком предлагает поиграть. Взрослый сам берет шарик, кладет на верхнюю часть желобка и отпускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: "Смотри, катится!" "А теперь ты бери", - взрослый предлагает ребенку взять с подноса любой предмет, помогает его расположить на верхней части желобка. При этом взрослый комментирует: катится (или не катится). Если малыш затрудняется взрослый из позиции "за спиной ребенка", выполняет его руками, Обращая каждый раз внимание на свойство предмета (катится или не катится).

После того, как все предметы "проверены", взрослый жестом и словом фиксирует выделенное свойство: шарики катятся, кубики не катятся.

2. Игра "Опусти игрушку в свой домик"

Цель: вызвать у ребенка интерес к свойствам предметов, к овладению способами выявления этих свойств.

Оборудование: 2 коробки: одна - с круглой прорезью, вторая с квадратной, шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе);

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком обе коробки, берет шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: "Не проходит, не такая, надо в другую". Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: "Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик! Затем взрослый предлагает ребенку по очереди опускать предметы в прорези, каждый раз обращая его внимание на соответствие формы прорези и формы предмета. По окончании игры взрослый достает из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойство: "Здесь все такие, круглые, шарики. А здесь - не такие, здесь - кубики".

3. Игра "Спрячь игрушку"

Цель: вызвать у ребенка интерес к свойствам предметов, к овладению способами выявления этих свойств.

Оборудование: две коробки: одна круглой формы с соответствующей крышкой, имеющей "ручку", другая квадратной формы также с "ручкой". Шарик и кубик (находятся на подносе)

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две коробки, опускает в круглую шарик, в квадратную - кубик и предлагает их спрятать (закрыть коробки крышками). При этом обращается внимание на то, как ребенок берет крышки за ручку тремя пальцами (щепотью). Если малыш затрудняется, взрослый показывает и комментирует способ действия: "Круглую коробочку надо закрывать такой, круглой крышкой. А эту коробочку - другой, не такой, не круглой крышкой.

4. Игра "Почтовый ящик"

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: коробка с двумя прорезями (квадратной и круглой, шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

5. Игра «Почтовый ящик» (3 формы: шарик, кубик, призма)

6. Игра «Почтовый ящик «(4 формы)

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на форму прорезей и предлагает опустить в нее предметы, находящиеся на подносе. При этом вначале взрослый вместе с ребенком опускает формы в прорези, пользуясь методом проб и комментируя действия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятельно опускать кубики и шарики.

7. Игра "Собери пирамидки"

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов.

Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками и кубиками и предлагает собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Взрослый обращает внимание ребенка: "Тут все такие - круглые, шарики, а здесь, указывая на другую подставку, -" не такие, тут кубики".

8. Игра "Построй башню"

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму Предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб, вызвать интерес к свойствам предметов окружающего мира.

Оборудование: шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры: взрослый предлагает ребенку построить башню, обращает внимание на предметы, находящиеся на подносе: "Бери все такие (показывает кубик, кубики и строй башню". Если ребенок затрудняется, взрослый действует совместно с ним. По окончании игры взрослый обобщает: "Башню построили из кубиков. Здесь остались только шарики".

9. Игра "Прокати шарик через ворота"

Цель: закрепить у ребенка умения выполнять практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).

Оборудование: шарик и кубик одного размера и одного цвета, ворота.

Ход игры: взрослый и ребенок сидят напротив друг друга. Перед ними лежат шарик и кубик. Взрослый предлагает ребенку катить шарик к нему через ворота. В случае необходимости взрослый переходит к совместным действиям с ребенком. После чего ему предлагается выполнить задание самостоятельно.

10. Игра "Разложи"

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов.

Оборудование: две пустые коробки, коробка с шариками и кубами одного цвета и размера.

11. Игра «Разложи печенье» (круг, квадрат)

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком пустые коробки и просит разложить в одну - шарики, такие (показывает шарик, в другую - кубики (показывает кубик). Если ребенок затрудняется, взрослый соотносит шарик с шариком, кубик - с кубиком, фиксируя "такой - не такой"; По окончании игры взрослый обобщает: "Здесь - все шарики, вот тут - все кубики".

12. Игра "Вставь в окошко" (2 формы)

Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: деревянная доска-трафарет с вкладышами квадрат, круг.

Круг-квадрат, круг-треугольник, круг - прямоугольник, квадрат-треугольник, треугольник-прямоугольник. Ход игры: взрослый показывает ребенку доску с вкладышами круга и квадрата. Предлагает ему выложить вкладыши на стол. Затем просит ребенка вложить каждую фигурку в свою ячейку (место). Если ребенок затрудняется, используются совместные действия. Взрослый показывает ребенку, как пользоваться методом проб: "Сюда не подходит, для круга круглое окошко, для квадрата, другое, вот такое, квадратное».

13. Игра "Вставь в окошко" (3 формы)

Соотнесение 3-х заданных форм при выборе из 4-х возможных

Цель: Учить выбирать объекты 2-х заданных форм их 4-х возможных, закреплять умение соотносить предметы по форме, формировать навык выполнения задания до конца.

Ход игры аналогичен предфдущему.

Развитие ориентировки на величину

1. Игра "Спрячь мячик в коробочку"

Цель: вызвать у ребенка интерес к действиям с предметами, выявлению свойств предметов, ориентировку на одно из свойств величину.

Оборудование: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.

Ход игры: взрослый дает ребенку один из мячиков и предлагает спрятать в коробочку: закрыть ее подходящей крышкой. В случаях затруднения взрослый берет большой мячик, практически показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: "Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Сюда не подходит. Давай спрячем его в большую коробочку".

2. Игра "Почтовый ящик"

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: коробка с двумя прорезями (большое и маленькое круглое отверстие, шарики одного цвета и двух размеров находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на размер прорезей и предлагает опустить в нее предметы, лежащие на подносе. При этом вначале взрослый совместно с ребенком опускает разные по величине шарики, разные прорези, пользуясь методом проб и комментируя действия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятельно опускать шарики. В конце игры обобщает: "В большую дырочку опускали большие шарики, в маленькую - маленькие".

3. Игра "Разложи шарики в корзинки"

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентиров (метод проб).

Оборудование: две большие и две маленькие корзинки – одного цвета; два больших и два маленьких шарика.

4. Игра «Разложи белочкам орешки»

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентиров (метод проб).

5. Игра «Морковки для зайчат»

6. Игра «Накрой игрушку своим колпачком»

7. Игра «Подбери колеса машине»

8. Игра «Подбери чашку к блюдцу»

9. Игра «Подбери мишке ложку и конфетку»

10. Игра "Матрешка"2-х составная

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: двухместная матрешка.

11. Игра «Матрешка» 3-х составная

Ход игры: взрослый расставляет перед ребенком корзинки и предлагает разложить в них шарики. Если ребенок затрудняется, взрослый показывает и комментирует: "Большой шарик кладем в большую корзинку, а маленький шарик -в маленькую корзинку", взрослый предоставляет возможность ребенку самому разложить шарики в соответствующие корзинки. После того, как ребенок выполнит практическое занятие, взрослый обобщает: "Правильно разложил: в маленькую корзинку маленький шарик, а в большую большой шарик".

Ход игр № 4-9 аналогичен предыдущему.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как "идет" к нему Матрешка: "Смотри, вот идет к тебе Ляля. Открой ее, посмотри, что там внутри у нее". Взрослый помогает ребенку открыть матрешку и говорит: "Вот там есть еще маленькая, возьми ее. Покажи, как она ходит. Спрячь маленькую матрешку в большую". Если ребенок не выполняет это действие, взрослый сам медленно складывает матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры взрослый обобщает: "Маленькую матрешку можно спрятать в большую матрешку".

12. Игра "Вставь яблоки"

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: деревянная доска-трафарет с вкладышами (яблоки) разного размера.

Ход игры: взрослый показывает ребенку доску с вкладышами яблок разного размера. Предлагает ему выложить яблоки - вкладыши на стол. Затем просит ребенка вложить каждое яблоко в свою ячейку (место). Если ребенок затрудняется, используются совместные действия. Взрослый показывает ребенку, как пользоваться методом проб: "Сюда не подходит, яблоко - большое, а место - маленькое, ищи большое место".

13. Игра "Построй башни"

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму Предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб, вызвать интерес к свойствам предметов окружающего мира.

Оборудование: кубики одного цвета и 2-х размеров (находятся на подносе).

Ход игры: взрослый предлагает ребенку построить башни, обращает внимание на предметы, находящиеся на подносе: "Бери все такие (показывает маленький кубик) и строй башню". Если ребенок затрудняется, взрослый действует совместно с ним. А теперь построй башню из остальных больших кубиков. По окончании игры взрослый обобщает: «Башни построили из кубиков. Они разные» .

Развитие ориентировки на цвет

1. Игра "Посади бабочку"

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: два картонных круга ("полянки") двух цветов - желтого и красного, бабочки только одного цвета - желтого или красного - одинакового размера.

2. Игра «Спрячь цветочек на полянке»

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком "полянки" и говорит: "Бабочка любит свою полянку, это - ее домик". Взрослый берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: "Это - не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку". После того, как задание выполнено, взрослый обобщает: "Полянка - желтого цвета, такая, и все бабочки тоже желтого цвета".

3. Игра "Закрой окошко"

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: два картонных домика разного цвета с вырезанными окошками, в середине которых изображены зайчики (птички и др., окошки соответствующих цветов одинаковой формы и величины.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком "домики", привлекая его внимание к зайчикам, и предлагает спрятать их от лисы: "Спрячь зайчиков, чтобы лиса их не увидела, не напугала". Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на цвет, взрослый обращает его внимание, что окошко не такого цвета, как домик. "Лиса может догадаться, что там зайчик. Найди окошко такого же цвета как домик". В конце игры взрослый подчеркивает результат: "Красное окошко - для красного домика, желтое окошко - для желтого домика".

4. Игра "Перевези кубики"

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: две машины двух цветов - желтого и красного, (либо красного и синего, желтого и зеленого) кубики соответствующего цвета и одинакового размера.

5. Игра «Собери красные и желтые листочки в корзинки такого же цвета»

6. Игра «Спрячь крышечку в стаканчике»

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком машины и говорит, что в них надо положить кубики и перевезти их на стройку: "В красную машину надо класть красные кубики, а в желтую машину - желтые кубики". В конце игры взрослый обобщает: "Красная машина везет красные кубики, а желтая машина - желтые кубики".

Ход игры аналогичен предыдущему.

7. Игра "Дорожки для неваляшек"

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: кирпичики двух цветов - желтого и красного, две неваляшки желтого и красного цвета.

Ход игры: взрослый просит ребенка выложить дорожку для желтой куколки, а затем - для красной, пользуясь методом сличения. Затем дорожки обыгрываются: желтая неваляшка идет по желтой дорожке, красная - по красной дорожке.

8. Игра "Цветные горки"

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: деревянная цветная горка с надетыми на стержни цветными шариками двух цветов (синими и красными).

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком цветную горку и предлагает снять с нее все шарики. Затем просит ребенка надеть шарики на стержни: на один стержень одного цвета, а на другой стержень - другого цвета. В конце игры взрослый называет цвет шариков на каждом стержне.

9. Игра "Накорми куклу"

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).

Оборудование: две куклы, одетые в разные платья - зеленое и желтое, набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов - зеленого и желтого.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на кукол, которые пришли к нему в гости: "Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки, такого же цвета, как ее платье. Раздай куклам их чашки". То же самое взрослый просит сделать с блюдцами и ложками. Если ребенок затрудняется, взрослый использует метод сличения (такая - не такая).

1. Игра "Подбери ленточку"

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: два воздушных шарика разного цвета, две ленточки соответствующего цвета.

11. Игра «Подбери платочки для матрешек» (3-4 цвета)

Ход игры: взрослый надувает один из шариков и просит ребенка дать ленточку такого же цвета, как шарик. Если ребенок дает нужную ленточку, привязывает ее к шарику и говорит: "Правильно, ты дал такую же ленточку как шарик (при этом называется цвет)". В противном случае взрослый прикладывает ленточку к шарику и говорит: "Ленточка не такого цвета, как шарик, дай другую".

12. Игра "Построй дорожку из кирпичиков"

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Оборудование: кирпичики двух цветов, два игрушечных мишки.

Ход игры: взрослый показывает ребенку мишек и предлагает построить для каждого свою дорожку, обращая при этом внимание на цвет кирпичиков: "Для этого мишки надо построить такую дорожку (показывается кирпичик и называется цвет, а для этого мишки - дорожку другого цвета, такую как этот кирпичик". По окончании дорожки обыгрываются и называется их цвет.

Публикации по теме:

Программа «Развитие элементарного логического мышления» для детей 5–6 лет. Перспективное планирование занятий Перспективное планирование занятий в старшей группе тема задачи методы и приемы взаимодействия педагога с детьми предметно-пространственная.

Программа «Развитие элементарного логического мышления» для детей 6–7 лет. Перспективное планирование занятий Перспективное планирование занятий для детей подготовительной группы (6-7 лет) тема задачи методы и приемы вза-имодействия педагога с детьми.

Дидактическая подвижная игра своими руками по сенсорному развитию. Понятия цвет, форма, величинаДидактическая подвижная игра своими руками по сенсорному развитию. Понятия цвет, форма, величина Дидактическая подвижная игра своими руками по сенсорному развитию. Понятия цвет, форма, величина. Елена Владимирова. Как использовать игру.

Конспект по занимательной математике в старшей группе «Свойства предметов: форма, величина, цвет» Конспект по «Занимательной математике» в старшей группе Тема: «Свойства предметов (форма, величина, цвет)» Подготовила: Воспитатель Овчаренко.

Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Величина, форма, цвет» Конспект занятия по математике Задача: Дать понятие о том, что предметы могут быть разными по величине, форме, цвету. Цель: - Учить сравнивать.

Лэпбук «Форма, цвет, величина» (младшая группа)Лэпбук «Форма, цвет, величина» (младшая группа) Цель лэпбука: Развитие сенсорной культуры детей, сенсорных представлений о цвете, форме, величине, целостного восприятия ребенка. В лэпбуке.

Конспект ОД для детей группы раннего возраста по сенсорному развитию «Форма, цвет, величина» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости блога. Предлагаю Вашему вниманию конспект образовательной деятельности для детей группы.

Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и речевых навыков в старшей группе Для детей с ОВЗ Лексические темы,игры и упражнения СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Артикуляционная.

Перспективное планирование по развитию сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте Перспективное планирование по развитию сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) МБДОУ №41 Зам. зав. Чикуленко М. Н.

Перспективное планирование в старшей группе по ФЭМП «Счет предметов. Ориентировка в пространстве» Месяц Тема, цель Содержание программы Материал и оборудование Совместная деятельность воспитателя с детьми 29 августа по 4 сентября Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование игр-занятий по сенсорному развитию от 1,5 до 3 лет. Форма, величина, цвет предметов
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 23:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД