Юлия Зайцева
Песенка-распевка «На автобус пересели» в соответствии с лексическими темами учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Поздравляю вас с новым учебным годом!
Детский сад, в котором я по – прежнему работаю, посещают дети с нарушением зрения и речи, ЗПР. В соответствии с ФГОС, интеграция образовательных областей, таких как речевое и художественно-эстетическое развитие, находит своё воплощение в тесном сотрудничестве учителя - логопеда, музыкального руководителя и воспитателей. Я, как музыкальный руководитель, на своих занятиях уделяю внимание не только решению сугубо музыкальных задач, но и работе над материалом лексических тем, которые учитель - логопед включил в свой учебный план. Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и строить отношения с окружающим миром. Благодатный материал представляют собой песенки - распевки, позволяющие объединить решение музыкально-педагогических и логопедических задач, не перегружая воспитанников. Как мы знаем из курса сольфеджио, распевки – это, своего рода, разминка и базовые упражнения для голосовых связок и артикуляционного аппарата исполнителя. Они позволяют развивать основные вокальные навыки: постановка дыхания в соответствии с фразами, интонирование, расширение диапазона исполнителя, развитие чувства ритма, формирование чёткой дикции. Помимо этого, происходит расширение словарного запаса и общего кругозора ребёнка.
Публикация «Песенка-распевка „На автобус пересели“ в соответствии с лексическими темами учителя-логопеда» размещена в разделах
Пролетело лето, позади отпуск, каникулы у детей, мы торопимся на работу, дошкольники – в детский сад.
Самое время вспомнить о правилах дорожного движения и правилах поведения в транспорте.
Поэтому думаю, что моя авторская песенка – распевка «На автобус пересели» (сл. Е. А. Альябьевой, муз. Ю. А. Зайцевой, созданная в соответствии с лексическими темами учителя – логопеда, в работе пригодится.
Стихотворный текст я нашла в сборнике Е. А. Алябьевой «Итоговые дни по лексическим темам» (планирование и конспекты) и сочинила мелодию.
Мелодия достаточно проста, основана на традиционных мелодических оборотах: гаммообразное восходящее движение мелодии, и нисходящее поступенное, но усложнённое повторяющимися звуками (репетициями). Я разучиваю эту распевку с детьми подготовительной группы, так как звучание предполагается легкое, в подвижном темпе. С учетом речевых диагнозов, у детей более раннего возраста она может прозвучать тяжело, можно сказать, вязко, другая крайность - мелодическая линия может разорваться, каждый звук будет звучать отдельно, крикливо и цельной фразы не получится.
Исполнение распевок и, в дальнейшем, песен позволяет сформировать хорошую координацию слова со звуком, синтеза разговорной речи с музыкальной. Дети с ОНР, ФФН испытывают затруднения в распознавании на слух, понимании отдельных звуков, слов, и, как следствие, их правильного произношения. А без этого невозможно грамотное исполнение стихов, песен. В дальнейшем у таких детей могут возникать затруднения в письменной речи.
Поэтому работа над закреплением правильных речевых навыков как на логопедических занятиях, так и на музыкальных - обязательна.
Распевки были оформлены в печатный вариант с помощью специальной программы.