Лучший педагог года

План-конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебник-воздух»

Юлия Типенкова
План-конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебник-воздух»

Образовательная область: познавательное развитие.

Тема: «Волшебник – воздух».

Возрастная группа : средняя.

Цель: развитие исследовательско - познавательной деятельности у дошкольников средней группы по изучению свойств воздуха через детское экспериментирование.

Задачи:

Публикация «План-конспект НОД по экспериментированию в средней группе „Волшебник-воздух“» размещена в разделах

1. Обучающие задачи: формировать умения самостоятельно проводить «исследование», размышлять, обобщать результаты опытов. Помогать детям, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей. Формировать умение отвечать на вопросы предложениями. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать самостоятельность в изобразительной деятельности. Формировать сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

2. Развивающие задачи: развивать связную речь у детей; развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать речевое дыхание, мелкую моторику. Развивать познавательный интерес к окружающему миру в процессе экспериментирования.

3. Воспитательные задачи: воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментированию. Воспитывать бережное отношение и любовь к неживой природе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

4. Задачи с учё том индивидуальных особенностей воспитанников:

- обратить внимание на Аню и Кирилла, как правильно делать дыхательную гимнастику и психогимнастику;

- проконтролировать индивидуально Егора и Ксюшу в процессе рисования с помощью трубочки, воздуха и красок. Спросить, что получилось? (узнать ответы детей).

- обратить внимание на Софию и Анжелику за правильностью выводов после экспериментов.

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.

Форма организации: подгрупповая.

Интеграция областей: «Социально–коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Используемые технологии: здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированные.

Методический демонстрационный инструментарий (средства) :

наглядные – 2 рисунка – Незнайки (грустный, весёлый);

литературные – 2 загадки; психогимнастика и физкультминутка.

музыкальные – ритмичные мелодии (под психогимнастику, дыхательную гимнастику, физкультминутку).

оборудование – CD – проигрыватель; 3 шара воздушных разрисованных (2 больших весёлых, 1 маленький грустный); мыльные пузыри, гуашь.

Раздаточный материал: полиэтиленовые пакеты по количеству детей; одноразовые стаканы; трубочки; салфетки; альбомные листы.

Предварительная работа: подвижная игра «Пузырь»; игры - эксперименты с мыльными пузырьками; дидактическая игра «Ловим воздух». Индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.

Активизация словаря: воздушный шарик, лаборатория, эксперимент, опыт, невидимый, прозрачный, воздушный, грустный, весёлый.

Литература:

Для педагога:

1. «Воздух» сост. Ю. И., Смирнов – СПБ: Сова, 1998.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н., Детское экспериментирование» - М: Педагогическое общество России, 2005.

3. «Научные ответы на детское «почему». Опыты и эксперименты для детей от 4 до 9 лет/Автор – составитель Зубкова Н. М. – СПБ: Речь, 2009.

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПБ. : ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2014.

Для детей:

1. Горбатенко О. Ф., Кандаильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008г.

2. Подольянская Е. И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинозиологическая и дыхательная гимнастика, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

3. 1000 игр, скороговорок, загадок / сост. Т. М. Клименко. – М. : Сова, 2011г.

Планируемый результат :

Любознательный, активный активность в экспериментальной деятельности, в разговоре.

Эмоционально - отзывчивый чувство ритма музыки во время психогимнастики и физкультминутки;

проявление эмоционального отношения к загадкам;

проявление эмоционального отношения к результатам эксперимента.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;

умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;

умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи применение усвоенных способов раздувания краски с помощью трубочки в самостоятельной деятельности;

умение самостоятельно делать выводы.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 20 мин. ;

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, как красиво у нас в группе. Много разноцветных воздушных шаров. Интересно, куда мы с вами попали? (дети думают).

Воспитатель:

- Не догадались? Давайте, я вам помогу. Сейчас я загадаю вам загадку, и вы поймёте, у кого в гостях мы с вами очутились.

Загадка:

Этот мальчик - коротышка

Фантазёр и хвастунишка.

За многое он берётся,

Но ничего ему толком не удаётся.

Дети:

- Незнайка.

Воспитатель:

- Правильно, Незнайка. Мы с вами в гостях у Незнайки.

Воспитатель:

- А вот и он. Почему же он такой грустный?

(Дети задумались).

Воспитатель:

- Незнайка показал мне два шарика. Он не понимает, почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный ( на шариках нарисованы лица: весёлое и грустное).

- Как вы думаете, почему шарик стал маленьким?

(Дети предлагают разные версии).

Воспитатель:

- Давайте с вами попробуем развеселить Незнайку. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять). А теперь покажем, какой у него маленький шарик (щёчки втянуть).

Воспитатель:

- Не получилось у нас развеселить Незнайку. Скажите, как мы ему поможем?

Дети:

- Надо помочь надуть другой шарик.

Воспитатель:

- Вот, видишь Незнайка, какие ребята, они всегда всем приходят на помощь и тебе помогут. Интересно, что будет внутри шарика, если мы его надуем? А чтобы узнать, мы отгадаем с вами загадку:

Загадка:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Что это?

(Ответы детей).

Дети:

- Воздух.

Воспитатель:

- Тогда, какой будет у нас шарик?

Дети:

- Воздушный шарик.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, тогда ответьте мне на такой вопрос.

- Как воздух попадает в шарик? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Его выдыхают (показ выдоха воспитателем).

- А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. Давайте с вами потренируемся. (Проводится дыхательная гимнастика).

Дыхательная гимнастика: «Полное дыхание».

Техника выполнения: полный выдох, медленно вдохнуть, слегка выпячивая живот, приподнимая и расширяя рёбра, заканчивая поднятием ключиц и плеч. Выдох осуществляется в той же последовательности: опустить животик, среднюю часть грудной клетки и ключицы. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова. (Повторить 5-6 раз).

Воспитатель:

- Ребята Незнайка говорит, что воздух – волшебник, он не только невидимый, есть внутри нас, но он ещё и движется.

- Давайте разберёмся, правда ли это? А для исследования, я вас приглашаю в нашу специальную лабораторию, в которой мы проведём опыты с воздухом, для того чтобы лучше познакомиться с ним.

Опыт № 1 «С полиэтиленовым пакетом».

Воспитатель:

- Раз воздух находится вокруг нас, давайте мы его поймаем с помощью пакетов.

(Ребята захватывают воздух пакетами и зажимают отверстия, воспитатель обращает внимание детей на объём пакетов).

Воспитатель:

- Откройте пакет и посмотрите. Что вы видите внутри пакета? (ответы детей).

Дети:

- Ничего.

Воспитатель:

- Правильно ничего не видно, потому что воздух невидимый.

- Вывод: воздух прозрачный, а значит невидимый, чтобы увидеть его, мы поймали воздух и закрыли его в пакете. И мы смогли это сделать! (Проводится физкультминутка).

Физкультминутка «Разминка» (включить аудиозапись).

Головою покиваем,

Носиками помотаем

И зубками постучим,

И немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем

Пальчиками потрясём,

И немножко отдохнём.

Мы ногами помотаем

И чуть-чуть по - приседаем

Ножку ножкой подобьём,

И с начала всё начнём…

Воспитатель:

- Как вы думаете, а внутри человека воздух есть?

- Давайте проверим?

Опыт № 2 «Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой».

Воспитатель:

- Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит, что вы видите?

Дети:

- Пузырьки.

Воспитатель:

- Ой, как интересно! Вода в стаканах просто бурлит! Почему так произошло? (дети, говорят, что это выходит воздух через трубочку).

Воспитатель:

- Откуда вы взяли воздух, что бы дуть в трубочку?

(подвести рассуждение детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).

Дети:

- Вдохнули и выдохнули.

Воспитатель:

- Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в лёгкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Вот видите!

- Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.

Опыт № 3 «С салфеткой».

Воспитатель:

- А у меня к вам есть ещё один вопрос. Вы выдыхаете воздух, значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Дети:

- Через нос?

Воспитатель:

- Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети:

- Нет.

Воспитатель:

- А если мы выдохнем на салфетку, что увидим?

(Ответы детей)

Воспитатель:

- Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Дети:

- Вдохнули и выдохнули, воздух двигался и получился ветерок.

Воспитатель:

- Значит, когда воздух движется, получается ветерок.

Воспитатель:

- Молодцы ребята! Только у нас не получилось развеселить Незнайку.

Воспитатель:

- Давайте, мы покажем Незнайке, как можно рисовать с помощью трубочки, воздуха и красок.

(Воспитатель показывает, как с помощью трубочки можно раздуть каплю воды, чтобы получилась веточка).

Воспитатель:

- Ребятки, давайте вспомнить, что мы с вами делали?

Дети:

- Исследовали воздух.

Воспитатель:

- Для чего?

Дети:

- Помогали Незнайке.

Воспитатель:

- А как?

Воспитатель вместе с детьми: - С помощью опытов.

Воспитатель:

- Что вы, можете сказать про воздух, какой он, какими свойствами он обладает, зачем он нам нужен?

Дети:

- Невидимый, он окружает нас и есть внутри человека, может двигаться, нужен, чтобы дышать.

Воспитатель:

- Молодцы ребята! А теперь давайте подарим Незнайке новый воздушный шар. Ой, посмотрите ребята, Незнайка улыбается и говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе - волшебнике и дарит всем мыльные пузыри.

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилось, как мы сегодня занимались?

Дети:

- Да, понравилось.

Воспитатель:

- Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе.

Воспитатель:

- Теперь нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. (Ребята благодарят, прощаются).

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе. «Воздух невидимка» Цель: Продолжать знакомить со свойствами.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Волшебник-воздух» Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: - познакомить.

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебница вода» «Волшебница вода»Цель: 1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. 2. Познакомить со способом получения.

Конспект открытого просмотра образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе «Невидимка воздух» Задачи: Воспитательные: - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. - воспитывать.

Конспект открытого занятия по экспериментированию «Воздух-волшебник» в средней группе Конспект открытого занятия по экспериментированию "ВОЗДУХ - ВОЛШЕБНИК" в средней группе. Автор: Ерошенко С. В., воспитатель I квалификационной.

Перспективный план по экспериментированию в старшей группе сентябрь 1. «Песчаный конус». Цель. Знакомство детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Волшебник запах» Задачи: 1) Сформировать знания детей о запахах («Познавательное развитие») 2) Развить интерес к происхождению запахов («Познавательное.

План конспект закаливающего мероприятия после дневного сна в средней сколиозной группе Тема: «Мы веселые ребята!»План конспект закаливающего мероприятия после дневного сна в средней сколиозной группе Тема: «Мы веселые ребята!» Программное содержание: Укреплять здоровье детей, совершенствовать физическое развитие, повышать сопротивляемость и защитные свойства организма.

План работы кружка по экспериментированию «Маленькие почемучка» в средней группе План работы кружка «Маленькие почемучки» в средней группе Выполнила: Бичикова Т. А., воспитатель,1 квалификационная категория.

Конспект занятия по экспериментированию «Воздух-что это такое»Конспект занятия по экспериментированию «Воздух-что это такое» Методические рекомендации (цикл экологических занятий экспериментирования на тему “Воздух что это такое? " “Люди, научившиеся…. Наблюдениям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебник-воздух»
Опубликовано: 13 декабря 2015 в 16:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД