Луиза Иванова
План — конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочный город».
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Образовательные задачи.
Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости листа.
Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число. Закрепить знание цифр.
Совершенствовать умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1,2 (в пределах 10).
Закрепить умение различать геометрические фигуры.
Упражнять в анализе каждой группы фигур, выделение и обобщение признаков, сопоставление их, обоснование найденного решения.
Совершенствовать навыки математического моделирования по расчленённой схеме, ориентируясь на образец.
Развивающие задачи.
Публикация «План — конспект НОД в подготовительной к школе группе „Путешествие в сказочный город“,» размещена в разделах
Развивать пространственное представление, арифметические навыки, конструктивные умения, логическое и образное мышление.
Коррекционно-речевые задачи.
Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями; следить за правильным произношением всех звуков; адекватно оценивать собственную деятельность и её результат.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к усвоению математических знаний, желание проявлять умственное напряжение, настойчивость, целеустремлённость.
Методические приё мы:
-художественное слово (загадка о треугольнике; песня строителей; заклинание; слова медведя);
-проблемная ситуация (нужно помочь жителям сказочного городка расколдовать город, избавить их от злых волшебников);
-дидактическая игра «Гирлянда»;
-игра «Почини ковёр»;
-рассматривание модели медведя;
-моделирование на плоскости «Монгольская игра»;
-дидактическая игра «Набери код»;
-дидактическая игра «Найди недостающую фигуру»;
-игра «Кто быстрее и точнее найдёт и покажет»;
-физкультминутка (полёт на ковре-самолёте; ходьба по шнуру, выложенному змейкой);
-пальчиковая гимнастика «Строим дом»;
-игра «Дом, который построил я».
-поощрение (жители городка дарят детям медали).
Материал к занятию.
Демонстрационный: сундучок; фигура короля Треугольника. ковёр-самолёт; медали на всех; материал к дидактическим играм; плоские геометрические фигуры; объёмные геометрические фигуры ; расчленённая модель медведя; грузовик.
Раздаточный: схемы к д/и «Гирлянда»; специальные наборы к «Монгольской игре»,; таблицы к д/и «Каких фигур недостаёт?»; конверты с треугольниками; материал к д/и «Дерево»
Предшествующая работа: разучивание стихотворения «Чтобы дом построить новый…»; моделирование на плоскости.
Ход НОД.
- Я хочу рассказать вам, дети, интересную сказку. Хотите послушать? Тогда садитесь на стульчики и приготовьтесь:
-Ушки у всех на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Жили-были в одном сказочном городе мирные, добрые и трудолюбивые жители. Правил тем городом старый король. Отгадайте, как его звали:
Узнает очень просто
Меня любой дошкольник-
Я тупо-прямо-остро-
Угольный (треугольник).
Верно, короля звали Треугольником. (Выставляет на фланелеграф его фигуру).
Жили жители города большими дружными семьями и были очень хорошими строителями. Строили они дома и вместе пели:
«Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин,
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать!»
(Поёт и раскладывает на фланелеграфе «стенку» из 10 треугольников).
Вот какую «стенку» выложили строители из кирпичиков. А какой формы были кирпичики? Из скольких кирпичиков сложена стена? (ответы детей).
Однажды король Треугольник объявил жителям города о приближении праздника и велел каждой семье изготовить гирлянды из разноцветных геометрических фигур и украсить ими свои дома. А чтобы гирлянды не получились похожими, он раздал горожанам схемы. Никак не могли горожане догадаться, как же пользоваться этими схемами. Долго думали, и наконец догадались. Давайте мы с вами тоже попробуем это сделать. На столах у вас схемы и геометрические фигуры. Кто догадался, о чём говорят эти схемы? (ответы детей).
Дидактическая игра «Гирлянда».
-Молодцы, все справились. Вот так же и жители сказочного городка сделали красивые гирлянды и украсили ими свои дома. Но недавно этот сказочный городок захватили злые волшебники. Они не хотят, чтобы он был прекрасным, как прежде. Волшебники разрушили дома, выжгли траву, вытоптали цветы, сожгли деревья, изгнали жителей. Жители сказочного городка считают, что дети -самые лучшие в мире волшебники и надеются, что они смогут расколдовать их городок, спасти его жителей. Ребята, как вы думаете, справитесь вы с таким сложным делом? (ответы детей). Но знайте, что на пути вам могут встретиться различные препятствия, сложности и опасности. Не испугаетесь трудностей? (ответы детей). Значит, решено. Отправляемся в путешествие. но путь туда не близкий. На чём ж мы будем добираться до сказочной страны? (версии детей). Я предлагаю вам полететь туда на сказочном ковре-самолёте (разворачивает ковёр, а там -дырки).
Ой, ребята, а ковёр-то прогрызли мыши. Придётся нам его починить.
(На подносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта).
- Молодцы! А теперь назовите те фигуры, которые вам понадобились для ремонта ковра и место их расположения (ответы детей).
Чтобы ковёр полетел, нам нужно будет произнести заклинание. Послушайте, какое:
- О ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
В одной сказочной стране
От нас помощи ждут.
Но волшебным заклинание станет только тогда, когда вы сосчитаете до 10 и обратно Займите места на ковре-самолёте и повторяйте за мной волшебные слова. А теперь закройте глаза и посчитайте вслух до десяти и обратно. (Дети произносят заклинание и считают) Полетели! (делают круг по группе).
Вот и добрались мы до сказочного городка. Но что же это такое? Да, постарались злые волшебники, истребили всё живое: кругом тишина, зелень вся засохла, деревья совсем голые. А ведь раньше здесь был чудесный лес. Да, много нам придётся потрудиться, не боитесь трудностей? (ответы детей). Ну что же, начнём наводить порядок? Я вам предлагаю начать с деревьев. Давайте, как настоящие волшебники, оденем их листвой. Садитесь парами на коврик и разложите геометрические фигуры в соответствии с правилами по цвету, форме и размеру.
Дидактическая игра «Дерево».
Молодцы, хорошо справились с работой. Веточки деревьев покрылись листьями, и травка появилась, но всё равно как –то пусто в лесу. Ой, подождите, подождите, я вижу ворону, а в клюве у неё какая-то письмо (открывает письмо.) Это послание от лесного царя. Вот что он пишет: «Ребята, в чудесном лесу злой колдун превратил всех зверей в кусочки картона. Помогите вернуть лесным зверушкам прежний вид». Видите, во что он превратил медведя, а раньше он был вот таким (показывает расчленённый образец).
-Я мишка косолапый,
В лесу спокойно жил,
С лисичкою дружил.
Пришёл колдун однажды
И всех нас погубил.
Вы, ребята, помогите,
Из фигур нас соберите.
Проводится «Монгольская игра» (дети собирают фигуру медведя по расчленённой схеме-модели).
Умницы. Вот и медведя расколдовали. А знаете, ребята, город геометрических фигур расположен в долине реки загадок. Я вам предлагаю отправиться дальше по этой реке. Наденем водолазные костюмы и поплывём по дну реки (имитация движений). Ой, что это такое? (достаёт сундучок). Интересно, что же там внутри? Давайте откроем (замок не открывается).Оказывается, замок тоже заколдован, а узнать код замка можно, решив задачи.
Дидактическая игра «Набери код».
Первое число кода на две единицы больше, чем число три, и на две единицы меньше, чем число семь.
Второе число кода больше, чем шесть, и меньше, чем восемь.
Третье число кода на три больше, чем три, и на две единицы меньше, чем восемь.
(5, 7,6)
Молодцы, быстро справились (открывает замок и достаёт таблицы).Да тут какие-то таблицы с геометрическими фигурами. Некоторые фигуры на них размыты водой, нужно будет их восстановить. Попробуем?
Дидактическая игра «Найди недостающую фигуру».
Молодцы. Предлагаю продолжить наше путешествие. Дальше мы пойдём по тропинке (выкладывает шнур).Видите, какая она узкая и извилистая. Прошу не отставать! (дети идут друг за другом по шнуру, выложенному змейкой).
Как хорошо, что мы с вами прошли этот участок дороги. Никто не отстал? Тогда идём дальше. Посмотрите на правый берег реки, здесь находится город Чисел. Кажется, волшебники успели набедокурить и здесь. Видите, как они перепутали числа, нужно помочь им найти свои места.
Игра «Кто быстрее и точнее найдёт и покажет».
Показать:
1) последовательно числа от 1 до 10;
2) последовательно числа от 10 до 1.
Показать:
1) пропущенные числа;
2) числа, которые повторяются (Дети выполняют задания).
Молодцы! Какие вы, оказывается, внимательные, смышлёные. Сколько добрых дел сегодня сделали. Ребята, в сказочном городе есть такое правило : каждый, кто тут побывал, должен оставить свой след –построить дом. А что нам нужно, чтобы построить дом? (ответы детей). Правильно!
- Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
А чтобы наши ручки не поранились, наденем перчатки. Каждый пальчик левой руки поочерёдно плотно обхватываем пальчиками правой руки и имитируем надевание перчатки. Затем повторяем это же упражнение для правой руки.
Пальчиковая гимнастика «Строим дом».
А теперь попробуем построить треугольные дома из 4, 9,16 треугольников.
Игра «Дом, который построил я».
Молодцы! Вот и оставили мы свой след в сказочном городке – построили дома.
Ребята, вы не слышите, кто-то шумит. Это, наверное, возвращаются жители сказочного городка. Они были далеко, в безопасном месте. Узнали, что вы спасаете город от злых волшебников и решили вернуться. (Выкатывает игрушечную машину с объёмными геометрическими фигурами). Жители города благодарны вам за помощь и дарят всем медали. Если у вас хорошее настроение, если вам было интересно спасать город, возьмите красные медали, а если не интересно, скучно –синие. (Дети выбирают медали).
А теперь поблагодарите горожан за подарок, становитесь на ковёр–самолёт, и полетим домой, в детский сад.
Литература:
1. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада :
Планы занятий. - М. ; Мозаика-Синтез, 2009-2010.
2. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников– СПб : «Детство – Пресс», 2008.
3. Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст) .Выпуск 1 – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С. ,2007.
4. Репина Г. А. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками. Пособие для педагогов и родителей– СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.
5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков: «ФОЛИО», 1996. – 464 с.