Зульфия Канюшева
План-конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Самара космическая»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей :
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательная область : «Познавательное развитие» : познакомить дошкольников с вкладом Самары в развитие отечественной космонавтики - достопримечательностями, связанными с историей освоения космоса, промышленными предприятиями, работающими на космос, уточнить и расширить представления об изобретателях космических ракет. Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Закрепить обратный счет от 10; развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Публикация «План-конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста „Самара космическая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Самарская область, Самара
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Развивать и воспитывать любовь и интерес к родному краю, гордость за достижения Самарской области в развитии космонавтики.
Образовательная область : «Речевое развитие» : развивать общение и взаимодействие детей с воспитателем, развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь. Активизировать словарь детей словами: монумент, конструктор, Циолковский, Королев.
Образовательная область : «Художественно — эстетическое развитие» : познакомить детей с новыми литературными стихотворными произведениями. Упражнять в умении рисовать схемы, выполнять сложные постройки из строительного материала разного размера. Развивать чувство композиции.
Образовательная область : «Физическое развитие» : предупреждать утомляемость детей на занятии.
Методы и приё мы:
Практические: динамическая пауза, физкультминутка, создание чертежей – схем космических кораблей, упражнение на листе бумаги «Посади ракету», строительство ракеты, проведение опыта
Наглядные: показ презентации
Словесные: рассказ, загадка, чтение стихотворений, беседа, вопросы.
Материал и оборудование: конверты, картонки с отверстиями, фонарики, экран, проектор, презентация, конструктор, 5 обручей, листы бумаги, коробка, игрушка – ракета, космическая музыка, карандаши, музыкальный центр.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Коммуникативная Рассказ
Цель: сообщить новые знания.
Вопросы к детям:
Цель: активизировать работу детей, уточнить уровень их знаний.
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение стихотворений.
Цель: пробудить эстетические чувства и интерес к родному краю.
Двигательная Физминутка, динамическая пауза
Цель: развивать двигательную активность детей, предупреждать их утомляемость на занятиях.
Изобразительная Создание чертежей, схем.
Цель: упражнять в рисовании.
Конструирование Ракета
Цель: упражнять в создании разных по замыслу ракет из деталей разного размера и формы.
Познавательно — исследовательская деятельность. Просмотр презентации «Самара космическая».
Цель: познакомить дошкольников с вкладом Самары в развитие отечественной космонавтики, достопримечательностями, связанными с историей освоения космоса, промышленными предприятиями, работающими на космос, уточнить и расширить представления об изобретателях космических ракет
Опыт – наблюдение за звездами.
Цель: создать иллюзию звездного неба, понять, что звезды светят не только ночью, но и днем.
Логика образовательной деятельности
Этап занятия Задачи (с обозначением обр. области) Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Моти-вацион-но – органи-зацион-ный Речевое развитие» : развивать общение и взаимодействие детей с воспитателем
Познавательное развитие: развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи Вносит коробку и с помощью загадки предлагает отгадать, что лежит внутри.
- До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но за то умеет это
Делать быстрая…
Показывает ракету.
Для чего нужны ракеты? Как вы думаете, меха-низм ракеты сложнее или проще, чем механизм легкового автомобиля? Почему?
Кто был первым человеком, который полетел в космос? (Слайд 1)
Называлась ракета «Восток» и случилось это в далеком 1961 году 12 апреля, даже я еще в это время не родилась. Включаются в деятельность, предложенную воспитателем. Отгадывают загадку.
Рассматривают макет ракеты, отвечают на вопросы. Возникает интерес к происходящему.
Мотивированы на предстоящую деятельность.
Деятель-ный Художественно — эстетическое раз-витие» : познако-мить детей с новыми литератур-ными стихотвор-ными произведе-ниями
Речевое развитие» : развивать общение и взаимодействие детей с воспитателем
Познавательное развитие: закрепить обратный счет от 10
Физическое развитие: предупреждать утомляемость детей на занятии
Познавательное развитие : познако-мить с достоприме-чательностями, связанными с исто-рией освоения космоса
Познавательное развитие: уточнить и расширить пред-ставления об изобретателях космических ракет
Физическое развитие: предупреждать утомляемость детей на занятии
Познавательное развитие: познакомить с промышленными предприятиями, работающими на космос
Познавательное развитие: разви-вать умение ориен-тироваться на лис-те бумаги.
Художественно- — эстетическое развитие» : упра-жнять в умении рисовать схемы, выполнять слож-ные постройки из строительного материала разно-го размера. Раз-вивать чувство композиции.
Познакомить детей с новыми литера-турными стихо-творными произведениями Послушайте, какое стихотворение выучил….
Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлека-тельное путешествие на нашей волшебной ракете в город Самара. А почему именно в Самару, как вы думаете?
Потому, что Самара – столица ракетно-космической промышленности нашей Родины.
Ну что готовы?
Начинаем обратный отсчет – 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 пуск! Поехали!
Динамическая пауза «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носочки поднимись,
Опустили руки вниз.
1, 2, 3, потянись,
Вот летит ракета ввысь!
Звучит космическая музыка
Итак, мы в Самаре. В этом городе есть мону-мент ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран", монумент "Покорителям космоса", скульптура "Работника с первым искусственным спутником Земли" на набережной Волги, музей "Самара космическая" с монументом ракеты-носителя "Союз", музей авиации и космонавтики имени С. П. Королёва, парк имени Ю. А. Гагарина с персональным монументом и бюстом Гагарина, Космический сквер, скверы авиаконструкторов и самарских космонавтов, станция метро "Гагарин-ская", проспект Гагарина. Посмотрите фотогра-фии этих мест, может быть, вы там бывали?
(Слайд 2)
А вы знаете, кто создает ракеты?
Первую в мире ракету изобрёл русский учё-ный Константин Эдуардович Циолковский.
(Слайд 3)
Он жил в городе Калуга и работал учителем в школе. Константин Эдуардович очень любил на-блюдать в телескоп за звёздами, изучал их и меч-тал до них долететь.
И я вам предлагаю сейчас понаблюдать за звёзда-ми.
Раздаёт картонки с отверстиями вложенные в конверт. Берём конверт с картонкой в одну руку, а в другую фонарик. Включаем фонарик и светим на обращённую к вам сторону конверта, потом на другую сторону.
Посмотрите, дырки в картоне не видны через конверт, но когда вы светите на конверт, они ста-новятся хорошо заметными. Со звёздами происхо-дит то же самое. Днём они светят тоже, но небо яркое из-за солнца и свет звёзд затмевается.
Наблюдая за звездами, Циолковский провёл расчё-ты и сконструировал ракету, которая работала на топливе. При сгорании топлива образовывался газ, который толкал ракету вверх.
(Слайд 4)
- Только через много лет, другой русский учё-ный – Сергей Павлович Королёв смог сконструи-ровать и изготовить первую космическую ракету, на которой самыми первыми полетели в космос собаки Белка и Стрелка (Слайд5).
Они вернулись на землю благополучно. В 1958 году была создана ракета, на которой летал в космос Ю. А. Гагарин. Она сконструирована на Куйбышевском заводе № 1. Сейчас это за-вод «Прогресс» в городе Самаре. (Слайд 6).
На ракетах, созданных в Самаре, побывало в космосе много космонавтов, в том числе и уро-женцев Самарского края. В Самаре, на проспекте Ленина, стоит самая настоящая космиче-ская ракета – знаменитая – Р-7 «Союз». (Слайд 7) Внутри неё располагается муниципальный му-зей «Самара космическая».
Предлагаю вам превратиться в космонавтов (физ-минутка).
Сконструировать космическую ракету очень не просто. А где же учат этому мастерству?
Посмотрите - это Самарский Аэрокосмический университет. (Слайд8) В годы войны, в 1942 году в город Куйбышев, так раньше называлась Самара, было эвакуировано много заводов для производст-ва самого массового самолёта Великой Отечест-венной войны. Фронту требовались самолёты, за-водам – инженеры. Для подготовки инженерных кадров было принято решение создать Куйбышев-ский авиационный институт.
После войны в институте началась подготовка специалистов по ракетно-космической технике. Учёные принимали участие в разработке и освое-нии производства первых отечественных ракет, ракет-носителей "Восток", "Молния", "Союз"; участвовали в создании ракетно-космического комплекса для обеспечения пилотируемого полёта на Луну, воздушно-космической системы "Энер-гия-Буран"; разрабатывали космические аппараты различного назначения.
А где в Самаре строят ракетно-космическую технику?
Металлургический завод им. Ленина (Слайд 9) производит и выпускает современный алюми-ний для космоса.
Моторостроительный завод им. Фрунзе (Слайд 10) производит реактивные двигатели для ракет.
А на заводе «Прогресс» собирают и изготавли-вают ракетную технику (Слайд 11).
Ребята, как вы думаете, сложно управлять ра-кетой?
Предлагаю вам совершить полет на ракете с помощью ручного управления. Берите листы бу-маги и установите круг – пульт управления в сере-дине листа. Слушайте и выполняйте команды:
- впереди планета Марс, ее надо облететь, переве-дя пульт управления в верхний правый угол;
- навстречу нам движется метеоритный дождь, пе-реводим пульт управления в нижний левый угол;
- приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний правый угол;
- пульт управления в верхний левый угол;
- переходим на автоматическое управление, пере-водя пульт управления в центр.
- А сейчас я предлагаю вам переместиться на завод «Прогресс» и самим придумать свою ракету будущего, сконструировать её, начертив чертёж – схему.
Воспитатель сопровождает работу детей, читая стихотворение:
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит,
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
Давайте посмотрим, что у вас получилось. Ребенок читает стихотворе-ние «Юрий Гагарин» :
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
(В. Степанов)
Отвечают на вопрос.
Имитируют полет.
Выполняют соответствующие движения
Слушают рассказ воспитателя.
Рассматривают слайды.
Обсуждают увиденное. Делятся впечатлением.
Отвечают на вопрос.
Дети принимают предло-жение и экспериментируют выполняя словесную инст-рукцию воспитателя.
Слушают рассказ воспита-теля, просматривают слайды.
Взявшись за руки, идут по кругу, приговаривая:
Ждет нас быстрая ракета
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим - места нет!
Сказав последнее слово, все бегут к ракете и занимают места в обручах в соответ-ствии с цифрой на карточке, находящейся внутри.
Отвечают на вопрос.
Рассматривают слайды, слу-шают воспитателя.
Отвечают на вопрос. Рассмат-ривают слайды, слушают вос-питателя.
Высказывают предположения.
Выполняют инструкцию пе-дагога.
Слушают следующее задание.
Рассматривают макет ракеты. Рисуют чертеж, собираю ее из разного строительного мате-риала
Ребенок читает стихотво-рение Н. Сергиян-ской «Ракета»
Мы трудились очень дружно –
Получилось то, что нужно:
Не машина, не конфета,
Настоящая ракета!
На листе бумаги чистом
Нарисуем космос быстро,
И отправится в полёт
Наш прекрасный звёздо-лёт
Знакомятся с новым литературным произведением.
Получают эмоциональное удовлетворение от происходящего.
Развивается интерес к досопримечатель-ностям родного края.
Получают новые знания.
Достигают необходимого результата, понимают смысл опыта.
Получают новые знания.
Поддержан эмоциональный настрой.
Учатся размышлять, рассуждать.
Пополняют знания.
Быстро ориентируются на листе бумаги.
Проявляют выдумку, фантазию. Умеют вы-делять из целого части, делать схематический рисунок.
Работают в небольших группах. Руководят «строительством ракеты».
Заключи-тельный Познавательное развитие: разви-вать и воспитывать любовь и интерес к родному краю, гор-дость за достиже-ния Самарской области в развитии космонавтики
Речевое развитие» : развивать общение и взаимодействие детей с воспитателем - Какие замечательные ракеты у вас получи-лись. Может быть, кто-то из вас тоже ста-нет космонавтом или конструктором ракет и про-славит нашу Родину.
Хотелось бы вам полететь в космос?
Что вы дома расскажете родителям о Самаре космической?
Отвечают на вопрос. Делятся своим мнением о занятии. Способны анализировать свою деятельность.