«Ищем следы осени». План-конспект организационной деятельности по развитию речи в старшей группе

Людмила Анатольевна
«Ищем следы осени». План-конспект организационной деятельности по развитию речи в старшей группе

Тема: «Ищем следы осени».

Цель: учить детей составлению описательного рассказа о времени года с помощью мнемотаблиц; закрепить знания детей об осени, о её приметах; продолжать учить детей подбирать слова-определения к существительным, образовывать существительные уменьшительно-ласкательными суффиксами, учить правильно строить предложения, давать распространённые ответы на поставленные вопросы, использовать пальчиковую гимнастику в парах для закрепления названия пальцев руки; использование приёмов ТРИЗ для развития творческого воображения детей; воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей, взаимопомощь во время выполнения заданий воспитателя.

Оборудование: мнемотаблицы в виде цветика-пятицветика; картинки с изображением птиц; индикаторы цветов; разрезные картинки с изображением различных овощей.

Предварительная работа:

Ход занятия:

-1-

На ковре цветок из пяти разноцветных лепестков в середине на кружке написано – Осень.

Дети входят в группу, здороваются с гостями,воспитатель обращается к детям с вопросом:

-Какое время года за окном?

За окном осень. (Спрашивает несколько детей. А как ты думаешь? А ты как считаешь? Как тебе кажется).Ответы: Я думаю, что за окном осень и др. ответы.

-Почему за окном осень? А может быть зима или лето?

-Чтобы доказать, что за окном осень, нам нужно отыскать её следы.

Посмотрите-ка на цветок, который расцвёл у нас на ковре. Этот цветок не простой, а волшебный, он поможет нам в наших поисках.

-2-

Срывает жёлтый листок, на обратной его стороне изображена мнемо-таблица, гнущееся под ветром дерево и листок. Переворачивают лепесток обратной стороной и прикрепляют к ковру мнемотаблицей вверх.

- Посмотрите, что нам хочет рассказать эта табличка? Она нам расскажет о деревьях. Что происходит с деревьями осенью?

-На них желтеют и опадают листья.

-Как называется это явление природы? Это явление природы называется Листопад.

-Какого цвета листья бывают осенью? Осенью листья бывают золотые, багряные, пурпурные, изумрудные. (На столе разложены индикаторы цвета, дети находят их и называют цвета).

-3-

Снова подходят к цветку, срывают синий лепесток – с обратной стороны табличка с изображением тучки и идущего дождя. Прикрепляют табличку мнемотаблицей вверх.

-Что нам хочет рассказать этот лепесток?

-Этот лепесток нам рассказывает о дождях, о том, что осенью часто идут дожди.

-Какие дожди бывают осенью?

-Осенью дожди холодные, моросящие, грибные, мелкие, затяжные. (Спрашивает нескольких детей).Давайте-ка мы с вами изобразим дождик,превратимся в дождик:

Пальчиковая гимнастика в парах:

Капля- раз, капля-два,

Капля медленно сперва…

Кап-кап-кап-кап…

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять…

Хлопки: кап-кап-кап…

Зонтик поскорей открой,

От дождя себя укрой!

Дети раскрывают руки над головой, имитируя зонтик.

При помощи чего мы с вами сделали дождик?

-При помощи пальцев рук.

-А какой пальчик мы использовали: как он называется и почему?

-Мы использовали указательный палец. Он так называется потому, что на всё указывает и всё показывает.

-4-

Снова подходят к цветку, срывают серый лепесток, смотрят на обратную сторону – на мнемотаблице силуэт птицы. Прикрепляют мнемотаблицу вверх.

О чём нам хочет рассказать этот лепесток?

- О птицах.

Дети садятся полукругом на стулья Воспитатель раздаёт им по картинке с изображением птицы.

-Что происходит с птицами осенью?

-Они улетают в тёплые края.

-Почему это происходит?

-Потому, что им холодно и голодно.

-Нам жалко с ними расставаться. Давайте мы назовём их ласково, чтобы им не было холодно и голодно.

Дети по очереди называют птицу изображённую на картинке:

Скворец-скворушка, сова-совушка, воробей-воробышек, ворона-воронушка, кукушка-кукушечка и т. д.

-5-

Снова подходят к цветку, срывают коричневый лепесток, на обратной стороне лепестка символическое изображение огорода.

-Что хочет рассказать этот лепесток?

-Он нам рассказывает, что осенью люди собирают урожай овощей.

-Где растут овощи?

-Овощи растут на огороде.

Воспитатель спрашивает у детей, не знает ли кто-нибудь из них стихотворение о том, что растёт на огороде?

Поднялся наш огород, Всё под солнышком растёт.

В огороде много гряд. Тут и репа, и салат,

Тут и свёкла и горох, А картофель разве плох?

Наш зелёный огород, Нас прокормит круглый год.

-А чтобы рос огород, нужно удалить сорняки.

Физкультминутка «Огородники»:

Иван, Иван вырывай бурьян, чтоб росла редиска,

Чтоб росла морковка, зеленел лучок - не ленись дружок!

Чтоб росла репка, сладкая и крепкая,

Чтоб капусты кочанок, рос с большущий чугунок.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором разложены разрезные картинки с изображением овощей. (Картинки соединены правильно).

-Вот какой огород у нас вырос!

-Ну что-то случилось, прилетел злой волшебник, всё перемешал, разрушил наш огород,он стал другим:

Показал садовод на такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли, помидыни росли,

Редисвёкла, чеслук, и репуста.

-На нашем огороде выросли чудо-овощи,которых не бывает в природе: Вот это ОГУРБУЗ (соединяет огурец и арбуз, а вот это ПОМИДЫНЯ (соединяет помидор и дыню, а это что? Дети придумывают названия чудо-овощей.

Срываем последний лепесток. Он пустой, на обратной стороне нет мнемотаблицы.

-А, ребята, я догадалась! Этот лепесток хочет, чтобы мы с вами обобщили все наши знания об осени. Воспитатель предлагает детям по цепочке рассказать, что они запомнили о приметах осени:

-Осенью желтеют и опадают листья. Листопад.

-Осенью часто идут дожди.

Какие…

-Птицы улетают в тёплые края потому, что им холодно и голодно.

-Дни становятся короче, а ночи длиннее.

-Собирают урожай овощей и фруктов.

Животные готовятся к зиме.

Дети по цепочке рассказывают об осени.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи «Моя семья» в старшей группе Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Задачи: • Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе,.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие по Тюмени» Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Путешествие по Тюмени Цели: Продолжать развивать связную речь.

Конспект организационной образовательной деятельности по развитию речи «В гостях у солнышка» для детей младшей группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение- детский сад № 12 «Яблонька» Конспект организационной образовательной.

Конспект занятия по развитию речи для логопедической старшей группы «Путешествие в царство золотой Осени» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада «Ищем подснежники в лесу» Используемая литература: Громова О. Е. "Методика формирования начального детского лексикона" Тема: "Ищем подснежники в лесу". Цель: Стимулировать.

Методическая разработка Занятия по развитию речи в Старшей группе «Приметы осени» МДОУ Детский сад № 13 "Улыбка" Конкурс " Калейдоскоп методических идей" Номинация: "Методическая разработка занятия по направлениям внеурочной.

Перспективный план по развитию речи в старшей группе Перспективный план образовательной работы на сентябрь месяц в старшей группе. Тематические недели о/о Задачи Формы и методы Методическая.

План — конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей групп Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, «Физическое развитие».

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Матрёшка» в старшей группе «Разрумянилась немножко, наша русская матрёшка» Старшая разновозрастная группа Составила: Мальчук Наталья Васильевна - воспитатель Муниципального.

План-конспект совместной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Математический КВН» Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни). Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая. Образовательные.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
«Ищем следы осени». План-конспект организационной деятельности по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 3 октября 2019 в 14:41
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День дымковской игрушки на МААМ

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и...

15 мая. День бумаги на МААМ

Нашу жизнь невозможно представить без бумаги. На ней мы пишем и рисуем, читаем книги и журналы, она используется для различных видов упаковки. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этому...


Горячие темочки