Светлана Игнатова
План — конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей групп
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей :
Речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, «Физическое развитие»
Цель:
Формирование представлений о животных северного края (обитатели Арктики и тундры).
Задачи:
- закрепить с детьми названия животных Севера, знания их внешних признаков, чем питаются, характерные повадки, знать "семью";
- упражнять в образовании сложных прилагательных;
Публикация «План — конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей групп» размещена в разделах
- развивать диалогическую речь, словарь по данной теме.
Описывать животных с помощью схемы. Активизировать словарь детей.
Методы и приёмы
Практические :
Аппликация, слушание музыки.
Наглядный:
Презентация «Путешествие на северный полюс»
Словесный :
Приветствие, отгадывание загадок, вопросы к детям, беседа с детьми, рассказ о животном по схеме, словесно - речевые игры «Назови правильно», «Назови детёныша», «Назови лишнее» произношение чистоговорки,
Материал и оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, колонки, колокольчик, презентация «Путешествие на северный полюс», игрушка, шаблоны медведя, белые салфетки, клей, клеёнки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физминутка «Чтобы не замёрзнуть», физминутка «Животные севера»
Игровая Игра-драматизация, Обыгрывание ситуаций.
Продуктивная Аппликация «Умка и его новые друзья»
Познавательно- исследовательская Рассматривание иллюстраций, анализ творческих работ, наблюдение за действиями воспитателя.
Коммуникативная Речевая ситуация с приходом Умки, загадывание загадок, беседа, игра «Назови правильно», рассказ о животном по схеме, задание «Назови детёныша», произношение чистоговорки, задание «Назови лишнее»
Логика непосредственно- образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемые результаты
1 Организационный момент. Звучит колокольчик.
Собрались все детки в круг
Ты – мой друг, и я – твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель продолжает:
Какое у нас с вами настроение?
- Давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно – тепло, хорошее настроение пошло по ладошкам, и пусть такое настроение останется целый день.
Дети внимательно слушают, повторяют за воспитателям.
Созданы условия для развития зрительного и слухового внимания, активизирован и расширен словарь.
Сформирован интерес к предстоящей деятельности.
2 Стук в дверь. Воспитатель:
Кто это стучит? Да это Умка. (показывает белого мишку)
Только почему то Мишка грустный. Давайте спросим почему?
Мишка потерял свою маму. Ребята, а давайте поможем мишке найти маму.
А где живет белый мишка и его мама?
Чтобы помочь мишке мы отправимся в путешествие куда? (на север, на северный полюс.)
А как нам туда попасть? На чем мы поедем или поплывем?
А на Севере какая погода?
(Холодно, морозно.) Давайте оденемся потеплее и поедем на Север искать его маму.
Дети рассматривают игрушку, отвечают на вопросы.
Сформировано эмоциональное восприятие персонажа, положительный отклик на его появление.
3 И вот мы с вами на Северном полюсе. Что здесь вы видите?
(Показ слайдов)Слайд 1 .(звук вьюги) Снежные горы (Много снега). А снег какой? (Мягкий, пушистый). А что еще мы видим на Севере? (Снежные горы, северное сияние.) (Слайд 2)
Посмотрите, нас встречают.
Дети рассматривают слайд, совещаются, отвечают на вопросы
Участвуют в беседе.
Закреплен навык ведения диалога
4 Воспитатель загадывает загадку:
-Словно царскую корону
Носит он свои рога
Ест лишайник, мох зеленый
Любит снежные луга. (Олень)
Слушают,отгадывают загадку. Сформировано логическое мышление.
5 Воспитатель говорит: Олень приготовил для вас задание: «Назови правильно»
У медведя толстые лапы. Значит он какой?
У песца острые зубы.
У тюленя короткая шерсть.
У оленя длинные рога.
У оленя быстрые ноги.
У моржа толстая кожа.
У песца длинная шерсть.
Дети образовывают сложные прилагательные Сформировано умение образовывать сложные прилагательные.
6 Воспитатель: Давайте посмотрим и расскажем об олене. А поможет нам в этом схема.
Кто это?
Какого цвета? Размера?
Части тела?
Какие звуки издаёт?
Чем питается?
Где живет?
Как зовут детёнышей?
Как защищается от врагов?
В каких мультфильмах, сказках встречается?
(Составляем рассказ-описание о животном олене)
Нам пора идти дальше. Скажем оленю до свидания. По схеме описывают заданное животное. Умеют описывать животное опираясь на схему.
7 Смотрите, кто это там вдали?
-Гордится он усами
И острыми клыками.
Он в Арктике живет,
Где снег вокруг и лед. (морж)
Слушают,отгадывают загадку. Сформировано логическое мышление, умеют отгадывать загадки.
8 Морж нам тоже приготовил задание. Надо назвать детеныша животного, которого он написал в задании.
(олень, медведь, морж, пингвин, кит белуха)
Дети называют детёнышей
Развит грамматический строй речи, обогащён словарный запас.
9 А теперь давайте расскажем о морже по нашей схеме
Отправляемся дальше в путь.
По схеме описывают заданное животное.
Умеют описывать животное опираясь на схему.
10 Мы с вами на Севере, и немного замерзли. Давайте погреемся.
Физминутка.
Чтоб не зябли наши ручки
Мы похлопаем в ладоши
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не мерзли наши ножки,
Мы потопаем немножко
Вот как топать мы умеем
Вот как ножки мы согреем.
Чтоб не мерзли наши щечки
Мы пощиплем их немножко,
Чтоб не мерзли наши ушки
Разотрем мы их ладошкой.
Вот теперь мы не замерзли
Не страшны нам холода
Веселимся мы всегда.
(под музыку)
Нам пора идти дальше. Смотрите, кто это?
Дети выполняют движения в соответствие с текстом
Созданы условия для совершенствования двигательных умений и навыков.
11 Воспитатель загадывает загадку.
Идёт в развалку как моряк,
белый галстук, чёрный фрак.
В Антарктиде среди льдин
проводит дни свои. ?
(Пингвин)
Слушают, отгадывают загадку.
Сформировано логическое мышление.
12 Воспитатель говорит:
Пингвины приготовили для вас задание:
«Повтори правильно четко и быстро»
Ва-ва-ва, на суку сидит сова
Са-са-са, в тундре бегает лиса.
Дети слушают, повторяют, стараются. Сформировано умение говорить быстро и четко. Активизируют слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.
13 Воспитатель: А теперь давайте расскажем о пингвине по нашей схеме.
Нам пора идти дальше.
По схеме описывают заданное животное. Умеют описывать животное опираясь на схему, закреплены знания.
14 Воспитатель загадывает загадку:
Хвост поджав, во льдах ночует,
Вынося мороз любой,
И по северу кочует
В тёплой шубе голубой.
(Песец)
Слушают, отгадывают загадку.
Закреплены знания, Сформировано логическое мышление.
15 Воспитатель продолжает: Песец приготовил для вас игровое задание : «Назови лишнее» Называют картинки, находят лишнюю картинку, аргументируют ответ. Сформировано обобщающее понятие.
Проявляют интерес в совместной игре.
16 Воспитатель загадывает загадку:
Здесь Ледовитый океан.
Плывёт на льдине капитан.
Он в белой шубе,он лохмат
Как брат лесной, он косолап.
(Белый медведь).
Слушают, отгадывают загадку. Закреплены знания, Сформировано логическое мышление.
17 Воспитатель предлагает провести физминутку.
Физминутка «Животные севера»
На севере белый мишутка живет, (идут по кругу)
Но только, как бурый, он мед не сосет. (повороты туловища)
Наш Умка пытается рыбку ловить, (изображают лов рыбы)
Чтоб вкусно покушать и жить – не тужить. (гладят себя по животу) Дети выполняют движение по тексту, стараются проговаривать слова вместе с воспитателем.
Созданы условия для совершенствования двигательных умений и навыков.. Активизируют слуховое внимание, память.
18 Воспитатель: У медведицы есть для нас творческое задание. «Умка и его новые друзья»
Воспитатель показывает шаблон медведя, предлагает из салфетки сделать медведю теплую шубу. Объясняет, что от салфетки нужно отрывать кусочки и скатывать их в маленькие шарики.
Выполняют аппликацию.
По необходимости просят помощи у воспитателя.
Созданы условия для развития творческих способностей, развита самостоятельность в выполнении задания.
19 Воспитатель продолжает: А теперь давайте расскажем о белом медведе по нашей схеме. По схеме описывают заданное животное Умеют описывать животное опираясь на схему, закреплены знания о животном.
20 Воспитатель подводит итог путешествия, спрашивает детей, что им понравилось на занятии, и предлагает возвратиться в детский сад. Умка прощается с ребятами, благодарит их за помощь.
Воспитатель хвалит детей, предлагает им разместить творческие работы на выставке.
Высказывают свои впечатления о занятии, припоминают интересные моменты, благодарят Умку, прощаются. «возвращаются» в детский сад, Актуализированы воспоминания о занятии. Сформирована рефлексия, дети делают выводы, получают положительную оценку своих действий. Сформирована положительная мотивация к занятиям по развитию речи, изобразительной деятельности. Закреплены знания о животных, которые живут на севере, доброе отношение к животным