Галина Калала
План-конспект открытого занятия по экологическому развитию «Сохраним природу Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Сохраним природу Земли»
Цель и задачи:
Обобщить представления детей об охране окружающей среды. Актуализировать имеющиеся у детей знания о видах вреда природе и способах их уменьшения.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «План-конспект открытого занятия по экологическому развитию „Сохраним природу Земли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: запись «Звуки природы», запись речи «Земли» ноутбук, презентация, знаки запрещённых действий в природе, микрофон, музыкальный центр, костюмы для сказки
Ход занятия.
Под мелодию «Как прекрасен этот мир» дети заходят в музыкальный зал, украшенный зелёными листочками, цветами, картинками птиц и зверей.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Каждый из нас живёт в своем доме. А когда - то природа была единственным домом человека, он жил в пещере, охотился на животных, собирал растения и ягоды для еды. С тех пор прошло много времени, люди научились строить большие, теплые дома, с отоплением и светом, с телефоном, телевизором и компьютером, но природа всё равно остаётся нашим домом. Без природы человек существовать не может. Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей).
- Ребята! Кто мне скажет, что такое природа?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Давайте посмотрим, нужна ли человеку природа на конкретном примере:
- Например, человеку, чтобы не замерзнуть зимой, нужны теплые носки.
- Из чего вяжут носки?
- Носки вяжут из ниток.
- Из чего делают нитки?
- Нитки делают из шерсти.
- Где мы возьмем шерсть?
- Шерсть дает овца.
- Чем питается овца?
- Овца питается травой.
- Что нужно для того, чтобы выросла трава?
- Для того чтобы трава выросла нужна почва, вода, солнце.
- Солнце, вода, почва – это?
- Это природа.
- Если не будет природы, человек сможет жить?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Молодцы! Конечно, без природы человек не может существовать. Значит, природу надо любить и беречь.
Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению. Паучок - терпению
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости,
Ребята, а вы знаете в апреле 22 числа празднуют праздник – День Планеты Земля.
Ребенок:
Как много разных праздников у нас в календаре,
Веселье, смех и радость, несущих детворе…
Но дело в том, что праздник бывает веселящий,
Но не всегда тот праздник бывает настоящим.
Воспитатель :
- В чём же дело, ребята? Какие они ненастоящие и настоящие праздники? Хотите узнать (Ответы детей)
1-й ребё нок:
Когда тебе печально было
И ты один грустил в тиши-
Друзья тебя развеселили
Вот это праздник для души!
2-й ребё нок:
И если маленький росточек
Полить водою ключевой,
Расчистить ему путь для роста,
Он вскоре зашумит листвой!
3-й ребёнок
И пусть Земля теплом нас согревает
Давай сейчас запомним мы с тобой
Что праздник можем мы устроить сами,
И мир украсим добротой!
Воспитатель обобщает с детьми понятие праздника на основе добрых дел.
Вдруг слышится голос
Земля
- Здравствуйте добрые дети! Я – Земля, и мне радостно слышать ваши слова. Вы задумали доброе дело…
Воспитатель и дети
- Земля, ты услышала нас? Ты говоришь с нами?
Земля
Я слышу вас всегда, и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде! Я не в силах исправить всё то зло, которое творит человек. Я не в силах очистить воздух и реки, спасти гибнущих животных и птиц…Сил моих всё меньше и меньше. Только вы можете разгадать причины моих бед и найти дорогу к спасению. Тогда и наступит настоящий праздник. (Замолкает)
Воспитатель
- Что же такое? Почему Земля замолчала?
Дети
- Наверно, у неё больше нет сил говорить…Нам необходимо ей помочь.
Воспитатель:
- Нам надо действовать самостоятельно. Ребята, я знаю, вы очень любите природу и каждый из вас может предложить свой путь к спасению. Давайте же узнаем, как сберечь нашу Землю!
ребенок
Нельзя рвать цветы, топтать траву,
Нельзя обрывать с деревьев листву.
В лесу ходить лишь по тропинке,
Не мять зеленую былинку,
Животных надо охранять,
Да гнезда птиц не разорять.
Входит почтальон и приносит посылку:
Это детсад № 1, группа «Семицветик»?
Воспитатель:
Ребята, что это такое? Кто из вас читать умеет?
Дети читают «Жалобная книга природы.»
Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились
Пересох в лесу ручей.
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи трели
Соловей нам не споет.
Воспитатель:
Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к нам, потому, что кто-то лесных жителей нуждается в помощи. Что же делать?
Дети
– Помочь планете Земля и природе.
Воспитатель
– Боюсь, что мне одной не справиться. Где же мне найти помощников? Кто мне может помочь? А вы, могли бы мне помочь?
– Ой, как я рада, спасибо! Но попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые люди, умеющие ее ценить и любить. Посмотрите мне в глаза и улыбнитесь. Я вижу, что вы настоящие друзья природы.
– А теперь, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою просьбу. (Дети открывают первую страницу, там изображение муравья).
Книга
Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Ребята, давайте муравьям поможем,
Камни снова на тропинку сложим.
(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)
Д\и «Тропинка». (от 1 до 10)
Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Справитесь?
Воспитатель
– Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.
Воспитатель:
– О чем же еще поведает нам книга жалоб?
– Шум и гам в лесу стоит,
В норках весь лесной народ сидит.
Почему их обижают,
И в лесу спокойно жить мешают?
Дальний конец зала, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).
В. -Дети, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовет лес. (Изображение леса) Посмотрите внимательно, что с ним случилось?
Люди на природе отдыхали,
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
Воспитатель:
- Вот мы и попали с вами в лес. Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?
Выслушиваются ответы детей.
- Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты).
Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак.
- Давайте здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор. (Дети ставят знак в лесу).
Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели.
А теперь давайте откроем следующую страничку и посмотрим, кто же еще нуждается в нашей помощи.
Звери разговаривают, они все перепутались и не знают, где кто живет.
Дидактическая игра «Земля-вода»
Два стола укрыты коричневым и голубым покрытием- земля и вода. детям предлагается корзина с резиновыми игрушками. Задание : разложить их правильно. кто живет на суше. а кто в воде.
Дети, сорока прилетела к нам и просит нас о помощи. (Звучит музыка «Утро в деревне»)
Воспитатель:
По лесу молва прошла,
Что весна уже пришла.
Вот сорока подлетает
Уж она, наверно, знает.
Звучит музыка сороки
Сорока. (летит и останавливается)
Я сорока – белобока, далеко летаю, новости все знаю.
Кошмар-р. Кошма-р!
Кошмар-р, что творится!
Воды негде напиться!
В огороде ничего не родится!
Страдают люди и птицы!
Всем об этом рассказала,
Я трещала, я трещала,
Но нисколько не устала.
Дальше полечу, новости всем я растрещу!
Звучит музыка сороки (сорока улетает)
Ведущий. Вот так новости! А ведь сорока правду говорит. Река грязная, к роднику не подойти. А в огороде… Сейчас вам сказку расскажу, все как было покажу.
Весна – пора посадки овощей. Вышел дед в огород, принялся за работу.
Посадил семена: и репку, и лук, и капусту, и салат, и морковь… Полил дед грядку из лейки, устал, да и присел отдохнуть. (дед присел на пенёк)
Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. День за днем идет, а на грядке ничего не растет.
Позвал дед Бабку.
Дед. – Бабка!
(Входит бабка, несет авоську с продуктами. Дед встречает. Бабка обходит грядку, спрашивает деда)
Бабка. Расскажи-ка, мне дед, чем ты тут занимаешься?
Дед. Бабка, посмотри, вот посадил я репку, лук, морковь… Но у меня почему-то ничего не растет. Как быть, что делать?
Бабка. Как что? Так ведь огород-то поливать надо!
Дед. Да поливал, же и не один раз!
Бабка. Ну, тогда я тоже не знаю что делать. Давай у внучки спросим.
Дед и Бабка. Внучка!
(внучка скачет поскоками)
Внучка. Здравствуйте, мои родные. Зачем меня звали?
Дед. Внученька, посадил я семена овощей на грядку, и поливал я, и рыхлил, но у меня почему-то ничего не растет.
Внучка. А воду для полива где брал?
Дед. Так из речки же нашей.
Внучка. Что ты, дедушка, разве можно из нашей речки воду брать. В неё чего только не бросают, поэтому вода в ней грязная и отравленная. Пойдемте, дедушка, бабушка, за холмом в лесу родник есть. Там вода чистая-пречистая.
Ведущий. Взяли они вёдра и отправились к роднику. Нашли родник, но подойти никак не могут. Кругом мусор, ветки.
Дед. Да здесь сначала убрать надо, почистить.
Бабка и Внучка. Нам втроем здесь не справиться.
Внучка. Я сейчас Жучку позову. – Жучка!
(вбегает и тявкает Жучка)
Жучка. Что, звали меня хозяева?
Внучка. Помоги нам почистить родник.
Жучка. Ох, не справимся, позову-ка я кошку Мурку. – Мурка!
(входит Мурка)
Мурка. Жучка, зачем меня звала?
Жучка. Помоги нам почистить родник.
Мурка. Конечно помогу, но здесь столько мусора, позову-ка я ещё Мышку. – Мышка!
(вбегает Мышка)
Мурка. Мышка, посмотри, сколько здесь мусора. Помоги нам пожалуйста. Очистить родник.
Ведущий. Взялись друзья за дело и работа закипела.
(убирают мусор в пакет)
Кошка. (ставит знак «Не бросать мусор!»)
Чтоб родничок наш бился,
Чистою водой струился,
Фантики и мусор положи в пакет,
И тогда природа знать не будет бед.
Мышка. (смотрит на знак) Ой, а на речке тоже мусора много, давайте и речку почистим.
Дед. Конечно, почистим. А ну-ка все за мной.
(все подходят к речке)
Ведущий. А речка, а речка, петляла колечком.
Ждала, когда люди придут,
С берега мусор весь уберут.
Внучка. Наша речка громко плачет,
Можно в ней найти и мячик,
И баклажку и дерюжку,
И железку от колес. ,
В общем, все, кто что принес.
Жучка. Должен знать и помнить каждый,
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды,
Рыбы попросту помрут.
Бабка. Как же вам не стыдно, люди!
Долго ль мусорить мы будем.
А давайте, вместе, рядом,
Речку приведем в порядок.
Мышка. (ставит знак «Не мусорить!»)
Чтобы птицы пели,
Чтоб росли цветы.
Защищать природу
Можем только мы.
Дед. Давайте дошколята, природу охранять!
О ней не на минуту, не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и реки,
Это все для нас навеки.
Ведущий. Набрали наши друзья чистой воды, из чистой речки, и пошли поливать огород. Долго ли, коротко ли, времечко идет, посмотрите- ка, ребята, зеленеет огород.
И выросли на грядке овощи сочные, полезные, всем на загляденье.
(собирают овощи с грядки в корзинки)
(летит Сорока)
Сорока. Ура! Ура! Что творится!
Вода в реке искрится!
В лесу родник струится!
В огороде все родится!
Мне здесь нравится друзья,
С вами тут останусь я!
Звучит музыка «Живи родник»
Ведущий. Давайте, друзья, в любую погоду,
Будем беречь родную природу
И от любви заботливой нашей,
Станет земля и богаче и краше.
- Берегите все, что есть на земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.
- Дети, сегодня мы с вами говорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа; о том, что она нуждается в нашей защите. Вы хотите стать защитниками природы? Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка, подаренная друг другу, солнцу, ветру, цветам, птицам, бабочкам…
Воспитатель
- Посмотрите, дети, Земля вновь улыбается! Как вы думаете почему?
- Потому что мы помогли ей справиться с её бедами.
Дети исполняют песню «Наш край»
- Скажите, ребята, получился ли у нас с вами сегодня настоящий праздник Земли? Почему?
- Да, потому что мы показали, как помочь Земле и будем стараться всегда беречь природу!
У нас одна Земля
У нас одна Земля, одна,
Она такая голубая.
Нас к помощи зовет она,
Незащищенная такая.
Не отзовешься — в тот же миг
Она нам бросит в обвиненье:
«Не защитили, не спасли!»
Спаси, спасите эту Землю!
На ней одной цветут цветы,
На ней одной смеются дети,
И нет прекрасней красоты,