Лучший педагог года

План-конспект урока русского языка «Путешествие по океану Лексики» в 5 классе

Ольга Осанова
План-конспект урока русского языка «Путешествие по океану Лексики» в 5 классе

Тема урока : «Путешествие по океану Лексики». (1 ч.)

Тип урока : обобщающий урок-путешествие.

Цель урока : повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме.

Планируемые задачи :

1. Обучающая: совершенствовать умение работы со словарем; закрепить умение различать однозначные и многозначные слова, значения слов; закрепить умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы и отличать их друг от друга; находить прямое и переносное значение слов.

Публикация «План-конспект урока русского языка „Путешествие по океану Лексики“ в 5 классе» размещена в разделах

2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к родному языку.

3. Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, память,

Формы работы: аналитическая и поисковая работа с текстом, словарная работа, приемы сравнения, беседа, самостоятельная работа, индивидуальная и парная работа.

Формы организации учебной деятельности на уроке : групповая работа, индивидуальная работа.

Оборудование:

• учебник по русскому языку для 5 класса (часть 1) под редакцией Шанского Н. М., авторы: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М. : Просвещение, 2012;

• карта путешествия по океану Лексика;

• компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Путешествие по океану Лексики»;

• картинки, иллюстрирующие значения слова «земля»;

• материалы для проведения контрольного теста по разделу «Лексика»;

• рабочие материалы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно. Но, прежде чем приступить к работе, давайте создадим хорошее рабочее настроение, улыбнувшись друг другу. Ребята, сегодня у нас будет необычный урок! Мы с вами отправимся в путешествие!

2. Определение темы урока.

Учитель:

Заранее, заранее все было решено!

Идем сегодня в плаванье, готовились давно.

Хотим проплыть уверенно по океану Слов.

К чему нам быть готовыми? –

У всех один вопрос.

Наш кок, матрос бывалый,

Бывал везде не раз.

Он объяснит нам что к чему.

И дружно мы идем к нему.

“Итак, - он начал свой рассказ, -

Плывем – а он им - РАЗ!

А тут как раз она плыла,

А он как даст ему со зла!

Они ей – бах! Она им – ух!

Но тут как нас хватил испуг!

А он еще туды пошел,

Но ничего там не нашел!

Ох, испугались мы тогда – с!”

Ого! Вот это и рассказ!

Да, видно опыт перенять –

Что соли пуд крупинками считать!

Мы тоже ничего не поняли. Как вы думаете, почему?

Ученики: У этого кока бедный словарный запас, а ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.

Учитель: А как называется наука, изучающая слова?

Ученики: Лексика.

Учитель: Правильно! И океан, в путешествие по которому мы сегодня отправимся, называется океаном Лексики. Сегодняшний урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей.

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давай, поднимаем парус.

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось.

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало -

Смелее у штурвала!

3. Работа по теме урока.

Учитель: Вы готовы? Тогда смелее в путь! А чтобы нам с дороги нужной не свернуть, откроем карту и будем следовать по ней (знакомство с картой). Ну а теперь, как говорят моряки: «Поднять якорь, полный вперед!».

Первая наша остановка - порт Мудрость. А в этом порту

…дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

Ребята, а вы знаете, кто автор этих строк и из какого произведения они взяты?

Ученики: Эти строки взяты из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина.

Учитель: Правильно! Этот сказочный кот из поэмы А. С. Пушкина нас первым встречает в начале нашего пути. И пока мы не выполним все его задания и не ответим на все его вопросы, мы не сможем плыть дальше (Показ 2 слайда). Итак, первый вопрос «ученого» кота: «Где можно узнать о лексическом значении слова (показ 3 слайда).

Ученики: В словарях.

Учитель: Верно! А теперь кот просит нас, пользуюсь толковым словарем учебника (стр. 175, найти соответствия:

1) брошюра

2) жокей

3) лексикон

4) изморось А) очень мелкий дождь

Б) запас слов и выражений

В) профессиональный наездник на скачках

Г) небольшая книжка

Д) похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах

Молодцы, ребята! С заданием справились! С толковым словарем работать умеете! А у кота для нас уже есть новые задания (Показ 4 слайда). Слова, имеющие одно лексическое значение, называются…

Ученики: Однозначными.

Учитель: Правильно. А какие слова называются многозначными?

Ученики: Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

Учитель: Верно! Земля – однозначное или многозначное слово? Докажите. Можете пользоваться толковым словарем учебника.

Ученики: Земля – это многозначное слово, т. к. имеет несколько лексических значений :

1. Планета Солнечной системы.

2. Суша (в отличие от водного пространства).

3. Почва, верхний слой нашей планеты, поверхность.

4. Страна, государство.

Учитель: (Показывает картинки, иллюстрирующие значения слова ЗЕМЛЯ). Правильно, ребята! Следующий вопрос: что такое прямое и переносное значение слова?

Ученики: Прямое значение слова – это его первичное, основное лексическое значение. Переносное значение слова – это его вторичное значение, возникшее на основе прямого и связанное с ним по смыслу.

Учитель: Ответ правильный. Молодцы. Смотрим следующее задание. Определите, в каком значении употреблено слово: в прямом или переносном.

1. Высокая (гора).

2. Высокое (положение).

Ученики: Высокая (гора) – прямое значение слова. Высокое (положение) – переносное значение слова.

Учитель: Отлично! Мы справились со всеми заданиями «ученого» кота и можем продолжить путешествие.

Впереди остров Три брата (учитель обращает внимание учащихся на карту). На этом острове живут три брата: Омоним, Синоним и Антоним (показ 5 слайда). Они дружелюбны и гостеприимны и очень обидятся, если мы не зайдем к ним в гости. Но сначала давайте вспомним, а кто это такие. Продолжите определения. Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые…

Ученики: Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Учитель: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые…

Ученики: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Учитель: Антонимы – это слова одной и той же части речи…

Ученики: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Учитель: Замечательно! Молодцы! Теперь можем идти в гости к трем братьям. В первом домике живет Омоним. Он нам очень рад и приготовил для нас интересное задание, с которым, он уверен, что мы справимся (показ 6 слайда). Прочитайте четверостишие, найдите слова – омонимы.

Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.

(Я. Козловский)

Ученики: Слова – омонимы: пеночка (пленка на остывшем молоке) – пеночка (птица); овсянка (каша) – овсянка (птица).

Учитель: Отлично! С заданием брата Омонима справились. А братья из соседних двух домиков – Синоним и Антоним – тоже приготовили для нас задание (показ 7 слайда). Есть у нас в классе двое смельчаков, желающих выполнить это задание? Выходите к доске. Один ученик выписывает к слову «веселый» антонимы, а другой – синонимы.

Ученики:

Весёлый Антонимы

Печальный

Тоскливый

Невесёлый

Скучный

Унылый

Грустный Синонимы

Радостный

Ликующий

Мажорный

Жизнерадостный

Учитель: Замечательно! Задание выполнили верно! Продолжаем путешествие. Что у нас впереди? (учитель обращает внимание учащихся на карту). Рифы Веселого настроения (показ 8 слайда).

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

И теперь с хорошим настроением прибываем на архипелаг знаний и умений (учитель обращает внимание учащихся на карту). В качестве закрепления пройденного материала я вам предлагаю выполнить небольшой тест (учитель раздает ученикам листы с тестовыми заданиями и чистые листы). Ребята, на чистых листах не забудьте написать свою фамилию. Можно приступать к работе. Времени на выполнение работы отводится 10 минут. Кто все выполнит, сдает свою работу мне на проверку (показ 9 слайда).

Учитель: Ребята, ну вот мы и добрались до самого главного: мы причалили к берегу острова сокровищ (учитель обращает внимание учащихся на карту). Посмотрите, какой большой сундук с сокровищами находится на этом острове. Вы хотите узнать, что в нем спрятано? Давайте посмотрим (учитель поднимает вверх крышку сундука, прилепленную на скотч, показывает ученикам надпись). Наше сокровище – это «слово»! (показ 10 слайда)

Что такое «слово»? Слово – это составляющая нашей речи. Слова складываются в предложения, в тексты, с помощью которых, в свою очередь, происходит общение и познание мира. Словами можно описать события, явления и все, что нас окружает. Слово в жизни человека играет глобальную роль. Мы формируем фразу из подходящих слов, чтобы донести свою мысль как можно понятнее и глубже. Всегда нужно помнить о силе слова.

Ученики:

(Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения Вадима Шефнера).

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть :

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Ученики:

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Язык наш прекрасный…»).

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Ученики:

(Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Ахматовой «Мужество»)

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Российский писатель Б. Л. Васильев говорил: «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу». Давайте прислушаемся к этим словам и поймем значимость слова и лексики в целом. Ведь слово нужно уметь не только произносить, но и понимать его смысл, значение. Наше сегодняшнее путешествие по океану Лексика подошло к концу. Мы повторили и закрепили основные понятия темы “Лексика”. Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.

В маршрутных листах оцените сегодняшний урок знаком «+» (показ 11 слайда) :

Урок полезен, всё понятно.

• Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

• Ещё придётся потрудиться.

• Да, трудно всё-таки учиться!

5. Домашнее задание.

Упражнение 375 (показ 12 слайда).

Прикреплённые файлы:

leksika_9em4g.pptx | 788,21 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения» в 3 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Класс: 3 класс Тема: Простые и сложные предложения. Цель: Сформировать понятие простого и сложного.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Язык. Речь. Текст» Тема: Язык. Речь. Текст Цели: закреплять знания о языке и речи, о видах речи; повторить признаки текста; развивать умение определять тему.

Конспект урока русского языка «Повторение. Состав слова» в 4 классе Тема: Состав слова Цели: повторить виды орфограмм в корне слова; развивать умение правильно писать слова с орфограммами в корне. Формируемые.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание НЕ с глаголами» Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами». Цели урока: формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами; способствовать обогащению.

План-конспект урока русского языка во 2 классе УМК системы Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова Учитель начальных классов Куимова Валентина Сергеевна Тема урока: «Проверка ОСП в корнях слов путем изменения слова и с помощью родственных.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Конспект урока русского языка в 4 классе Технологическая карта урока Садыкова Татьяна Алексеевна ФИО участника конкурса ГБОУ № 599 Приморского района краткое название образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект урока русского языка «Путешествие по океану Лексики» в 5 классе
Опубликовано: 10 октября 2019 в 18:00
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД