План-конспект урока русского языка «Путешествие по океану Лексики» в 5 классе

Ольга Осанова
План-конспект урока русского языка «Путешествие по океану Лексики» в 5 классе

Тема урока: «Путешествие по океану Лексики». (1 ч.)

Тип урока: обобщающий урок-путешествие.

Цель урока: повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме.

Планируемые задачи:

1.Обучающая: совершенствовать умение работы со словарем; закрепить умение различать однозначные и многозначные слова, значения слов; закрепить умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы и отличать их друг от друга; находить прямое и переносное значение слов.

2.Воспитательная: воспитывать бережное отношение к родному языку.

3.Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, память,

Формы работы: аналитическая и поисковая работа с текстом, словарная работа, приемы сравнения, беседа, самостоятельная работа, индивидуальная и парная работа.

Формы организации учебной деятельности на уроке: групповая работа, индивидуальная работа.

Оборудование:

• учебник по русскому языку для 5 класса (часть 1) под редакцией Шанского Н. М.,авторы: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2012;

• карта путешествия по океану Лексика;

• компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Путешествие по океану Лексики»;

• картинки, иллюстрирующие значения слова «земля»;

• материалы для проведения контрольного теста по разделу «Лексика»;

• рабочие материалы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно. Но, прежде чем приступить к работе, давайте создадим хорошее рабочее настроение, улыбнувшись друг другу. Ребята, сегодня у нас будет необычный урок! Мы с вами отправимся в путешествие!

2. Определение темы урока.

Учитель:

Заранее, заранее все было решено!

Идем сегодня в плаванье, готовились давно.

Хотим проплыть уверенно по океану Слов.

К чему нам быть готовыми? –

У всех один вопрос.

Наш кок, матрос бывалый,

Бывал везде не раз.

Он объяснит нам что к чему.

И дружно мы идем к нему.

“Итак, - он начал свой рассказ, -

Плывем – а он им - РАЗ!

А тут как раз она плыла,

А он как даст ему со зла!

Они ей – бах! Она им – ух!

Но тут как нас хватил испуг!

А он еще туды пошел,

Но ничего там не нашел!

Ох, испугались мы тогда – с!”

Ого! Вот это и рассказ!

Да, видно опыт перенять –

Что соли пуд крупинками считать!

Мы тоже ничего не поняли. Как вы думаете, почему?

Ученики: У этого кока бедный словарный запас, а ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.

Учитель: А как называется наука, изучающая слова?

Ученики: Лексика.

Учитель: Правильно! И океан, в путешествие по которому мы сегодня отправимся, называется океаном Лексики. Сегодняшний урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей.

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давай, поднимаем парус.

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось.

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало -

Смелее у штурвала!

3. Работа по теме урока.

Учитель: Вы готовы? Тогда смелее в путь! А чтобы нам с дороги нужной не свернуть, откроем карту и будем следовать по ней (знакомство с картой). Ну а теперь,как говорят моряки: «Поднять якорь, полный вперед!».

Первая наша остановка - порт Мудрость. А в этом порту

…дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

Ребята, а вы знаете, кто автор этих строк и из какого произведения они взяты?

Ученики: Эти строки взяты из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина.

Учитель: Правильно! Этот сказочный кот из поэмы А. С. Пушкина нас первым встречает в начале нашего пути. И пока мы не выполним все его задания и не ответим на все его вопросы, мы не сможем плыть дальше (Показ 2 слайда). Итак, первый вопрос «ученого»кота: «Где можно узнать о лексическом значении слова (показ 3 слайда).

Ученики: В словарях.

Учитель: Верно! А теперь кот просит нас, пользуюсь толковым словарем учебника (стр. 175,найти соответствия:

1) брошюра

2) жокей

3) лексикон

4) изморось А) очень мелкий дождь

Б) запас слов и выражений

В) профессиональный наездник на скачках

Г) небольшая книжка

Д) похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах

Молодцы, ребята! С заданием справились! С толковым словарем работать умеете! А у кота для нас уже есть новые задания (Показ 4 слайда). Слова, имеющие одно лексическое значение, называются…

Ученики: Однозначными.

Учитель: Правильно. А какие слова называются многозначными?

Ученики: Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

Учитель: Верно! Земля – однозначное или многозначное слово? Докажите. Можете пользоваться толковым словарем учебника.

Ученики: Земля – это многозначное слово, т. к. имеет несколько лексических значений:

1. Планета Солнечной системы.

2. Суша (в отличие от водного пространства).

3. Почва, верхний слой нашей планеты, поверхность.

4. Страна, государство.

Учитель: (Показывает картинки, иллюстрирующие значения слова ЗЕМЛЯ). Правильно, ребята!Следующий вопрос: что такое прямое и переносное значение слова?

Ученики: Прямое значение слова – это его первичное, основное лексическое значение. Переносное значение слова – это его вторичное значение, возникшее на основе прямого и связанное с ним по смыслу.

Учитель: Ответ правильный. Молодцы. Смотрим следующее задание. Определите,в каком значении употреблено слово: в прямом или переносном.

1. Высокая (гора).

2. Высокое (положение).

Ученики: Высокая (гора) – прямое значение слова. Высокое (положение) – переносное значение слова.

Учитель: Отлично! Мы справились со всеми заданиями «ученого» кота и можем продолжить путешествие.

Впереди остров Три брата (учитель обращает внимание учащихся на карту).На этом острове живут три брата: Омоним, Синоним и Антоним (показ 5 слайда). Они дружелюбны и гостеприимны и очень обидятся, если мы не зайдем к ним в гости. Но сначала давайте вспомним, а кто это такие. Продолжите определения. Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые…

Ученики: Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Учитель: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые…

Ученики: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Учитель: Антонимы – это слова одной и той же части речи…

Ученики: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Учитель: Замечательно! Молодцы! Теперь можем идти в гости к трем братьям. В первом домике живет Омоним. Он нам очень рад и приготовил для нас интересное задание, с которым, он уверен, что мы справимся (показ 6 слайда). Прочитайте четверостишие, найдите слова – омонимы.

Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.

(Я. Козловский)

Ученики: Слова –омонимы: пеночка (пленка на остывшем молоке) – пеночка (птица); овсянка (каша) – овсянка (птица).

Учитель: Отлично! С заданием брата Омонима справились. А братья из соседних двух домиков – Синоним и Антоним – тоже приготовили для нас задание (показ 7 слайда). Есть у нас в классе двое смельчаков, желающих выполнить это задание? Выходите к доске. Один ученик выписывает к слову «веселый» антонимы, а другой – синонимы.

Ученики:

Весёлый Антонимы

Печальный

Тоскливый

Невесёлый

Скучный

Унылый

Грустный Синонимы

Радостный

Ликующий

Мажорный

Жизнерадостный

Учитель: Замечательно! Задание выполнили верно! Продолжаем путешествие. Что у нас впереди? (учитель обращает внимание учащихся на карту). Рифы Веселого настроения (показ 8 слайда).

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

И теперь с хорошим настроением прибываем на архипелаг знаний и умений (учитель обращает внимание учащихся на карту). В качестве закрепления пройденного материала я вам предлагаю выполнить небольшой тест (учитель раздает ученикам листы с тестовыми заданиями и чистые листы). Ребята, на чистых листах не забудьте написать свою фамилию. Можно приступать к работе. Времени на выполнение работы отводится 10 минут. Кто все выполнит, сдает свою работу мне на проверку (показ 9 слайда).

Учитель: Ребята,ну вот мы и добрались до самого главного: мы причалили к берегу острова сокровищ (учитель обращает внимание учащихся на карту). Посмотрите, какой большой сундук с сокровищами находится на этом острове. Вы хотите узнать, что в нем спрятано? Давайте посмотрим (учитель поднимает вверх крышку сундука, прилепленную на скотч, показывает ученикам надпись). Наше сокровище – это «слово»! (показ 10 слайда)

Что такое «слово»? Слово – это составляющая нашей речи. Слова складываются в предложения, в тексты, с помощью которых, в свою очередь, происходит общение и познание мира. Словами можно описать события, явления и все, что нас окружает. Слово в жизни человека играет глобальную роль. Мы формируем фразу из подходящих слов, чтобы донести свою мысль как можно понятнее и глубже. Всегда нужно помнить о силе слова.

Ученики:

(Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения Вадима Шефнера).

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Ученики:

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Язык наш прекрасный…»).

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Ученики:

(Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Ахматовой «Мужество»)

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Российский писатель Б. Л.Васильев говорил: «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу». Давайте прислушаемся к этим словам и поймем значимость слова и лексики в целом. Ведь слово нужно уметь не только произносить, но и понимать его смысл, значение. Наше сегодняшнее путешествие по океану Лексика подошло к концу. Мы повторили и закрепили основные понятия темы “Лексика”. Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.

В маршрутных листах оцените сегодняшний урок знаком «+» (показ 11 слайда):

Урок полезен, всё понятно.

• Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

• Ещё придётся потрудиться.

• Да, трудно всё-таки учиться!

5. Домашнее задание.

Упражнение 375 (показ 12 слайда).

Прикреплённые файлы:

leksika_9em4g.pptx | 788,21 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения» в 3 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Класс: 3 класс Тема: Простые и сложные предложения. Цель: Сформировать понятие простого и сложного.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Язык. Речь. Текст» Тема: Язык. Речь. Текст Цели: закреплять знания о языке и речи, о видах речи; повторить признаки текста; развивать умение определять тему.

Конспект урока русского языка «Повторение. Состав слова» в 4 классе Тема: Состав слова Цели: повторить виды орфограмм в корне слова; развивать умение правильно писать слова с орфограммами в корне. Формируемые.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание НЕ с глаголами» Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами». Цели урока: формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами; способствовать обогащению.

План-конспект урока русского языка во 2 классе УМК системы Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова Учитель начальных классов Куимова Валентина Сергеевна Тема урока: «Проверка ОСП в корнях слов путем изменения слова и с помощью родственных.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Конспект урока русского языка в 4 классе Технологическая карта урока Садыкова Татьяна Алексеевна ФИО участника конкурса ГБОУ № 599 Приморского района краткое название образовательной.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Обитатели водоемов
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
План-конспект урока русского языка «Путешествие по океану Лексики» в 5 классе
Опубликовано: 10 октября 2019 в 18:00
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Всемирный день семей

Очередной тематический день посвящен самому дорогому, что есть у каждого человека — семье. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы привить детям радость и гордость за то, что у них есть семья, и...

15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...


Горячие темочки