Лучший педагог года

План по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Cветлана Ворожцова
План по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

ПЛАН

работы по самообразованию

Тема: «Мнемотехника – как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила:

воспитатель 1 категории

старшей группы

общеразвивающей направленности

полного дня

Ворожцова Светлана Олеговна

2021

г. Владивосток

Пояснительная записка

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

Публикация «План по самообразованию „Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

Их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.

В речи детей существует множество проблем:

• Односложная речь, неспособность построить распространенное предложение;

• Бедность речи, недостаточный словарный запас;

• Трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ);

• Отсутствие навыков культурной речи;

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.

Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.

Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.

Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Цель моей деятельности:

развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники.

Задачи моей педагогической деятельности:

1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

3. Создать условия для развития связной речи :

- Разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники

- Создать наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники

4. Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста.

А также развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.

1. В пересказе;

2. В составлении рассказов;

3. В заучивании стихотворений;

4. В формировании грамматически развитой речи.

Начало работы – сентябрь 2020г.

Предполагаемое окончание работы – май 2021г.

Время проведения – 1раз в неделю по 30 мин.

Форма самообразования : индивидуальная

Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных и современных методик и технологий по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Разработана система мониторинга эффективности деятельности.

Мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывно последовательное слежение за её состоянием и прогнозированием развития детей.

Цель мониторинга:

Изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения деятельности по развитию речи посредством мнемотехники.

Уровни проявления умений оцениваются по шкале 0-1-2 (по возрастанию).

0 (нулевой уровень) – не сформирован;

1 (первый уровень) – частично сформирован;

2 (второй уровень) – сформирован.

Перспективный план работы

по развитию речи

посредством мнемотехники

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

Знакомство с мнемотаблицей, мнемодорожкой, мнемотехническим запоминанием слов. Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения, развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти.

2 неделя

«По дороге в детский сад».

Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки.

3 неделя

Русская народная сказка «Рукавичка».

Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

4 неделя

Стихотворение Е. Трутневой «Листопад».

Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно – графического плана.

Учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки, расширение словаря существительных, прилагательных, употребление сложноподчиненных предложений с союзом «а», учить составлению мнемодорожки.

2 неделя

Расскажи про осень.

Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Осень», развитие зрительного восприятия, логического мышления, учить составлять мнемотаблицу.

3 неделя

Составление рассказа «Моя семья».

Упражнять детей в составлять связный рассказ по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление.

4 неделя

Стихотворение «Город в Хибинах» А. Бондарев.

Продолжать учить составлять мнемотаблицу, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

НОЯБРЬ

1 неделя

Расскажи о профессии.

Активизация предметного словаря: название профессии, орудий труда, расширение словаря действий; учить составлять мнемодорожку.

2 неделя Расскажи о своем городе. Расширение словаря существительных по теме «Мой город», обучение составлению связного рассказа с опорой на мнемотаблицу.

3 неделя

Стихотворение «Дружите, дети» Т. Шорыгина.

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу, соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

4 неделя

Русская народная сказка «Жихарка».

Продолжать упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

ДЕКАБРЬ

1 неделя Расскажи о зиме.

Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Зима», развитие зрительного восприятия, логического мышления, составление предложений, учить составлять мнемотаблицу.

2 неделя

Русская народная сказка «Снегурочка».

Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

3 неделя

Стихотворение «Зимний гость» Н. Найдёнова.

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

4 неделя

Встречаем Новый год.

Расширение словаря существительных по теме «Новый Год», развитие фразовой речи, учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление.

ЯНВАРЬ

2 неделя

Моё здоровье.

Расширение словаря существительных по теме «Здоровье», развитие фразовой речи, употребление предложений с распространенными однородными членами, учить составлять рассказ по мнемотаблице.

3 неделя

Стихотворение «Что нужно делать каждый день?» Н. Д. Ходжимирова.

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

4 неделя

Дикие животные.

Расширение словаря существительных по теме «Дикие животные», изменение существительных в единственном числе по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов, составление мнемотаблиц.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Мои игрушки.

Расширение словаря существительных по теме «Игрушки», согласование местоимений «мой», «моя» с существительными в роде, падеже, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.

2 неделя

Стихотворение «Два флота».

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

3 неделя

Мои защитники.

Расширение словаря существительных по теме «Мои защитники», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.

4 неделя

Русская народная сказка «Каша из топора».

Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

МАРТ

1 неделя

Как я помогаю маме.

Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки.

2 неделя

Стихотворение «Сказки слушать я люблю».

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

3 неделя

Саамская народная сказка «Чахкли».

Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

4 неделя

Расскажи о деревьях.

Расширение словаря существительных по теме «Деревья», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память. составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

АПРЕЛЬ

1 неделя

Расскажи о весне.

Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна», согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память.

2 неделя

Стихотворение «Апрель» С. Маршак

Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

3 неделя

Транспорт.

Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Транспорт», согласование количественных числительных с существительными, употребление предложений разных типов, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы.

4 неделя

Составление творческих рассказов.

Учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.

МАЙ

2 неделя

Расскажи о своем крае.

Расширение словаря существительных по теме «Мой край», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

3 неделя

Стихотворение «Что мы Родиной зовем?» В. Степанов

Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

4 неделя

Расскажи о цветах.

Расширение словаря существительных по теме «Цветы», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 марта 2021 в 14:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД