Получи документы

План по самообразованию «Развитие способностей младших дошкольников посредством технологий проблемного обучения»

Наталья Усова
План по самообразованию «Развитие способностей младших дошкольников посредством технологий проблемного обучения»

Тема: «Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через использование технологий проблемного обучения.

Введение:

В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем.

Основная задача – подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.

В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но взрослые

ограждают детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать,

Публикация «План по самообразованию „Развитие способностей младших дошкольников посредством технологий проблемного обучения“» размещена в разделах

поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.

Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них.

Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни.

Именно поэтому очень важно детям еще в раннем возрасте научиться адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения, находить новые пути исследования.

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – это решение детьми познавательных задач, когда роль воспитателя – направить детей на поисковую самостоятельную деятельность.

СУЩНОСТЬ - проблемного обучения состоит в том, что педагог создает познавательную ситуацию или задачу и предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно найти пути ее решения, применяя при этом имеющийся объем знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно организовывать процесс познания.

Цель:

Осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний и умений;

Развитие самостоятельной познавательной активности;

Формированию способности к самостоятельному исследованию.

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;

- продолжать развивать речь детей : обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;

-учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;

- учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;

- учить детей слушать друг друга;

- развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его; - побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне : расширить знания о проблемном воспитании детей раннего возраста; обогатить развивающую среду группы (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

- образование родителей по данной теме подготовка консультаций: проведение бесед, родительского собрания «Что такое проблемное обучение».

Этапы проблемного обучения :

Формирование противоречия.

Постановка проблемной задачи и организация процесса поиска решений

Закрепление полученных новых знаний

Принципы проблемного обучения :

От простого к сложному.

Полу самостоятельная деятельность - гипотезы выдвигают сами. воспитанники к верному решению дети приходят вместе с воспитателем.

Самостоятельность.

Творческий подход.

Как создать проблемную ситуацию :

Правило «золотой середины» - уровень сложности поставленной задачи.

Решение - проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным наглядным результатом

Активизация эмоциональной сферы дошкольника

Актуальность: В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому, одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является воспитание свободного уверенного в себе человека, стремящегося творчески подходить к решению различных сложных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. В связи с этим, на современном этапе технология проблемного обучения является наиболее эффективной и актуальной.

Основатель технологии проблемного обучения американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи (1859-1952гг.) считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Таким образом, в нашем понимании, проблемное обучение - такая организация непосредственной образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию проблемного обучения с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблемному обучению детей нашей группы.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень по познавательному обучению. Они научились создавать дома условия для разрешения проблемных ситуаций.

Выход темы:

- консультация для родителей

- консультация для педагогов

- родительское собрание «Что такое проблемное обучение»

- картотека «Бытовых проблемных ситуаций».

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместные решения задач по проблемному образованию.

- Дети:

- специальные занятия по проблемному обучению.

-создание в процессе работы проблемных ситуаций и разрешения их совместно.

Методическая работа

Формы работы Сроки Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой, интернет ресурсы. Сентябрь Список использованной литературы.

создание предметно-развивающей среды В течение года. картотека

Проведение консультации для родителей и воспитателей «Технология проблемного обучения в детском саду» Январь Конспект консультации.

Подготовка анкет к анкетированию родителей. Март Анкета.

Подготовка и проведение родительского собрания. Апрель Конспект родительского собрания, фото-отчет о мероприятии.

Работа с детьми

Формы работы Сроки Фома отчета

специальные занятия по проблемному образованию В течение года

занятия, в которых используют проблемные ситуации. В течение года

Проблемное образование в познавательной деятельности. В течение года Работы детей,

ОКТЯБРЬ

1.«Как мышкам достать сыр?»

- чтение С. Маршак «Котауси и Мауси»;

- подвижные игры «Мышеловка», «Кот и мыши»;

1. Игры на выделение имени признака (действие)

2. «Что это? Что умеет делать?»

3. «Из каких частей состоит?»

2.«Дом для лисички»

-чтение р. н. с. «Лиса и заяц»,

рассматривание иллюстраций;

- рассматривание иллюстраций с изображением леса, деревьев;

- конструирование домиков;

1. Игры на выделение имени признака (материал)

2. «Что лишнее?»

3. «Где живет?»

3.«Как достать игрушку?»

- чтение С. Маршак «Мой веселый, звонкий мяч»;

- игры-экспериментирования «Что длиннее?»;

- подвижные игры с мячом;

Игры на выделение имени признака (размер)

2. Игра «Теремок» (игрушки)

3. «Как сделать?»

4. «Угадай, где я была»

4.«Как достать шар?»

- упражнение «Достань до колокольчика»;

- игры с воздушными шарами;

Игры на выделение имени

признака (цвет)

2. «Друзья»

3. «Подсказки природы»«Как собрать ягоды без корзинки?»

- рассматривание иллюстраций по теме;

- лепка «Корзина с ягодами»;

Игры на выделение имени признака (количество)

2. «Что на что похоже?»

3. «Из каких частей состоит?»

2.«Будем рисовать красками, а кисточек нет»

- рисование разными способами;

3. «Природный и рукотворный мир»

3.«Как Маше не заблудиться в лесу?»

- чтение р. н. с. «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций;

- игры с лабиринтами;

Игры на выделение имени признака (место)

2. Игра «Теремок»

3. «Как сделать?»

4. «Угадай, где я была»

4.«Дверь в группу захлопнулась, а ключа нет»

- бытовые проблемные ситуации;

- д/игра «Телефон»;

1. «Что будет, если…»

2. «Друзья»

3. «Объяснялки» Сентябрь –

ноябрь картотека

Игры и творческие задания

1.«Как сделать так, чтобы яичко не упало и не разбилось?»

- чтение р. н. с. «Курочка Ряба»;

- экспериментирование с округлыми предметами;

Игры на выделение имени признака (форма)

2. «Скажи наоборот»

3. «Природный и рукотворный мир»

2. «Прыгающее мыло»

- чтение К. Чуковский «Мойдодыр»

- рассматривание и выкладывание последовательности алгоритма мытья рук;

- игры с мыльными пузырями;

1. «Хорошо - плохо»

2. «Паровозик»

3. «Хрупкое – не хрупкое»

- «Ящик ощущений» (узнай на ощупь)

1. Игра «Теремок» (хрупкие объекты)

2. «Бывает – не бывает»

Игры на выделение имени признака (материал)

4.«Нужно слепить снеговика, а снега мало»

- лепка снежных фигур;

- лепка «Вазочка» (способ налепа);

1. «Назови, что ты видишь»

2. «Что на что похоже»

Игры и творческие задания

1. «Убегающие сапожки»

- рассматривание и сравнение

детских сапожек при одевании на прогулку;

- д/и «Оденем куклу на прогулку»;

1. «Эта ситуация из какого мира?»

2. «Что лишнее?»

3. «Теремок» (одежда, обувь)

2.«Как полить цветы без лейки»

- полив комнатных растений;

- рисование «Любимый цветок»;

1. «Что на что похоже»

2. «Объяснялки»

Игры на выделение имени признака (влажность)

3. «Как сделать чай сладким»

- чаепитие в группе;

- лепка «Угощение к чаю»;

2. «Что перепутал художник?»

3. «Теремок» (из чего варят суп, из чего пекут пироги, с чем пьют чай)

Игры на выделение имени признака (вкус)

4.«Два мальчика хотят поиграть, а машинка одна»

- рассматривание картин из серии «Мы играем»; Декабрь - январь картотека

Игры и творческие задания :

1.«Как построить гараж для машины»

- игры со строителем;

- сюжетно-ролевые игры;

2. «Что это? Что умет делать?»

Игры на выделение имени признака (части)

1. «В чай положили сахар, но нет ложки, чтобы его размешать»

- бытовые проблемные ситуации;

- экспериментирование «Что растворяется в воде»;

2. «Скажи наоборот»

3.«Идет бычок, качается»

- чтение стихов А. Барто;

- ходьба по доске, скамейке на

физкультурном занятии;

- игры со строителем;

1. «Бывает – не бывает»

2. «Что может случиться если…»

3. «Скажи наоборот»

4.«Не хватает стульчиков»

- бытовые проблемные ситуации (не хватает чего-либо);

2. «Что на что похоже»

Игры и творческие задания

1.«Как вымыть руки без мыла»

- рассматривание алгоритма мытья рук;

- игры с мыльными пузырями;

- д/и «Купание куклы»;

1. «Что это такое?»

2.«Как съесть суп без ложки»

- бытовые ситуации, дежурство;

- сюжетные игры;

3.«Как погладить ежика»

- разучивание песенки «Маленький ежик»;

- лепка «Ёжик»;

1. «Что это? Что умеет делать?»

2. «Ты – мой кусочек» (часть – целое)

3. Игры на выделение имени признака (рельеф)

4.«Как козляткам не пустить волка в дом»

- чтение сказки «Волк и семеро козлят»;

- игра «Угадай, кто позвал»

1. «Скажи наоборот»

Февраль - март

картотека

Игры и творческие задания.

1.«Как перейти через лужу»

- наблюдения на прогулке за

весенними изменениями в природе;

1. «Что может случиться, если…»

2. чтение «Зайку бросила хозяйка»

- чтение стихов А. Барто, рассматривание иллюстраций;

3.«Как не заблудиться козленку»

- чтение стихов А. Барто;

- аппликация «Козленок»;

4.«Как играть в песок без совка»

- игры с песком;

2. «Угадай, где я была»

1.«Как согреться в помещении без отопления»

- бытовые ситуации;

2.«Как прорыхлить растения»

- труд в цветнике, на огороде;

- уход за комнатными растениями;

- рассматривание иллюстраций;

3.«Как попить воды без чашки»

- бытовые ситуации;

- аппликация «Чайная пара»;

4.«Тише, Танечка, не плачь!»

- чтение стихов А. Барто,

рассматривание иллюстраций;

Апрель- май картотека

Работа с родителями

Формы работы Сроки Форма отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Для чего нужно Проблемное обучение детям младшего дошкольного возраста» Март консультация

Анкетирование родителей. Март. Анкета

Проведение родительского собрания. Апрель Протокол собрания

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Развитие способностей младших дошкольников посредством технологий проблемного обучения»
Опубликовано: 14 августа 2020 в 11:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД